Найти в Дзене
__your__way__

Египет. Монастыри святого Антония и святого Павла Фивейского. Часть II.

Восточная пустыня Египта не изобилует достопримечательностями. Во времена фараонов по ней проходило несколько торговых путей. Говорят, кое-где сохранились руины древних караван-сараев. Тем ценнее наличие двух Коптских монастырей - святого Антония и святого Павла.

По шоссе между ними 80 км, хотя фактически обители находятся на противоположных склонах нагорья Эль-Галала, совсем рядом.

-2

Павел Фивейский (Παῦλος ὁ Θηβαῖος) родился предположительно в 228 году, в египетских Фивах. Рано потерял родителей. Возможно, их смерть связана с гонением на христиан во время правления Дециана. Отказавшись от наследства юноша удалился в пустыню, где прожил отшельником более 80-ти лет.

Благодаря заботам Господа Павел нашел пещеру недалеко от бьющего из горы источника. Всю жизнь носил тунику-власяницу из грубого пальмового волокна. Ворон приносил ему ежедневно половинку хлеба.

-3

Согласно легенде в 339 году живший неподалеку Святой Антоний поддался искушению тщеславием, думая, что он первый и единственный отшельник в Фиваидской пустыне. Тогда Бог привел его к Павлу, поселившемуся здесь раньше. Когда старцы встретились, ворон принес целый хлеб – знак свыше о благословлении знакомства. Сюжет популярен в коптской иконописи.

-4

На протяжении нескольких лет старцы дружили. В 341 году Павел скончался, прожив 113 лет. Антоний как раз пришел с очередным визитом. У пещеры он увидел ангелов, уносящих душу умершего праведника. Тотчас явились два льва, которые выкопали глубокую могилу.

Антоний обернул тело Павла в свой плащ, а себе взял на память тунику-власяницу и одевал ее только по великим христианским праздникам.

Монастырь святого Павла Фивейского (Dajr al-Qiddīs Būlus) был основан в V веке во многом благодаря стараниям братьев из монастыря святого Антония.

-5

Древняя церковь Пещеры расположена на 3 метра ниже уровня земли, там где проживал отшельник. Это центр духовной жизни обители.

Естественно, со временем храм расширили и надстроили.

Сейчас он состоит из главного нефа и трех святилищ, посвященных двадцати четырем Старцам Откровения, Святому Павлу и Святому Антонию.

-6

Часть помещений выдолблены в скале; надземные постройки выполнены из каменной кладки.

Деревянный купол крыши часовни расписан монахами в 1713 году.

-7

В самом святилище фрески датируются XIV-XVII веками. Не все они хорошо сохранились или отреставрированы. Однако популярные библейские сюжеты узнать нетрудно.

-8

Мощи святого Павла Фивейского покоятся в мраморной усыпальнице. По поводу целостности останков мнения расходятся. Считается, что в 1240 году отдельные фрагменты передали в Константинополь, а затем в Венецию. Недавно итальянцы исследовали хранящуюся в соборе Святого Юлиана (Венеция) часть ноги. Кость действительно принадлежит скелету мужчины старше 80 лет, проживавшему в III-IV вв., и может быть частью мощей Павла Египетского. Коптская православная церковь категорически отказалась от предоставления сравнительных образцов из египетского монастыря.

-9

Учитывая сложную религиозно-политическую ситуацию, отдаленные христианские обители в Египте фактически представляют собой крепости.

Монастырь Святого Павла не исключение. Он окружен высокими защитными стенами.

В Главную башню (последний рубеж обороны) когда-то можно было попасть только через разводной мост.

-10

Тем не менее, монастырь много раз страдал от набегов бедуинов. Самый разрушительный произошел в 1484 году. Многие братья погибли; сгорела уникальная библиотека. Восстановительные работы начались в середине XVI века при поддержке Гавриила VII, одного из самых почитаемых патриархов Коптской церкви.

-11

Однако, кочевники продолжали бесчинствовать, что заставило монахов покинуть обитель.

Только в 1701 году на руины вновь вернулись братья. Под покровительством Иоанна XVI началась масштабная реконструкция. Сложился окончательный (с тех пор неизменный) облик монастыря святого Павла Фивейского.

-12

Туристы имеют возможность посмотреть внутри Пещерную церковь, старую Трапезную, мельницу; визуально -церкви святых Меркуриуса и Михаила, сад, источник святого Павла. В 100 метрах от крепостной стены есть еще один родник, называемый «Бассейн Мириам» в честь сестры Моисея, которая мылась там во время Исхода.

-13

Прогулка по территории монастыря проходила в сопровождении монаха-гида.

И, хочу сказать, я никогда не встречала таких жизнерадостных, доброжелательных, открытых служителей культа, как коптские монахи.

-14

Обители Святого Антония и Святого Павла придерживаются древнего (IV в.) устава Пахомия Великого.

В частности, сохраняется традиция строгих подвижничества и аскетичности.

На протяжении веков в коптских монастырях принято раздельное проживание — у каждого инока своя хижина-келья. Братья встречаются только во время литургий и совместных трапез, приближаться друг к другу ближе, чем на расстояние локтя, запрещено.

-15

Желающие стать монахом проходят трехлетнее испытание. Например, монастырь Святого Антония принимает 40 послушников в год, «зачислению» подлежат только 1-2 человека. Национальность и гражданство не имеют значения, но обязателен диплом о высшем образовании и справка из военкомата; у мужчин, не отдавших воинский долг Родине или уклоняющихся от призыва, шансов нет.

-16

Для православных коптов главное направление духовной жизни — молитвенный подвиг. Трудовые повинности (послушания) уходят далеко на второй план.

«Почему ты печален, отче, — спросил Иоанн Ефесский келиота Мар Фому, — разве ты живешь не в монастыре, а в миру? Вот предоставлено тебе поститься, молиться и служить Богу, сколько хочешь... У тебя была келья в пустыне? Вот и здесь келья, делай в ней, что хочешь». Тот, поглядев с удивлением, сказал: «Разве может раб служить двум господам? И может ли человек быть в общении и с Богом, и с людьми? Если кто занимается знакомыми и сродниками по плоти, может ли он одновременно заниматься вещами духовными?»

-17

Конечно иноки вынуждены ненадолго отвлекаться от молитв. Они принимают туристов и паломников; работают в библиотеке и на кухне; поддерживают связи с другими конфессиями посредством интернета; чуть-чуть занимаются сельским хозяйством и нехитрыми ремеслами.

Все тяжелые работы, в том числе строительные, выполняют вольнонаемные миряне.

Четкая деловая организация помогает современному коптскому монашеству возрождаться как духовно, так и материально; прирастать численностью; поддерживать и развивать интерес к древнейшей христианской православной церкви.

-18

Поскольку день выдался жаркий, на прощание нас угостили очень вкусным, крепким, холодным Каркаде.

В Сахль Хашиш вернулись к ужину в состоянии приподнятом, я бы даже сказала — одухотворенном.

Египет. Монастыри святого Антония и святого Павла Фивейского. Часть I.

Египет. Хургада. Сахль Хашиш.

Египет. Сахль Хашиш. Отель Pyramisa Beach Resort