Восточная пустыня Египта не изобилует достопримечательностями. Во времена фараонов по ней проходило несколько торговых путей. Говорят, кое-где сохранились руины древних караван-сараев. Тем ценнее наличие двух Коптских монастырей - святого Антония и святого Павла.
По шоссе между ними 80 км, хотя фактически обители находятся на противоположных склонах нагорья Эль-Галала, совсем рядом.
Павел Фивейский (Παῦλος ὁ Θηβαῖος) родился предположительно в 228 году, в египетских Фивах. Рано потерял родителей. Возможно, их смерть связана с гонением на христиан во время правления Дециана. Отказавшись от наследства юноша удалился в пустыню, где прожил отшельником более 80-ти лет.
Благодаря заботам Господа Павел нашел пещеру недалеко от бьющего из горы источника. Всю жизнь носил тунику-власяницу из грубого пальмового волокна. Ворон приносил ему ежедневно половинку хлеба.
Согласно легенде в 339 году живший неподалеку Святой Антоний поддался искушению тщеславием, думая, что он первый и единственный отшельник в Фиваидской пустыне. Тогда Бог привел его к Павлу, поселившемуся здесь раньше. Когда старцы встретились, ворон принес целый хлеб – знак свыше о благословлении знакомства. Сюжет популярен в коптской иконописи.
На протяжении нескольких лет старцы дружили. В 341 году Павел скончался, прожив 113 лет. Антоний как раз пришел с очередным визитом. У пещеры он увидел ангелов, уносящих душу умершего праведника. Тотчас явились два льва, которые выкопали глубокую могилу.
Антоний обернул тело Павла в свой плащ, а себе взял на память тунику-власяницу и одевал ее только по великим христианским праздникам.
Монастырь святого Павла Фивейского (Dajr al-Qiddīs Būlus) был основан в V веке во многом благодаря стараниям братьев из монастыря святого Антония.
Древняя церковь Пещеры расположена на 3 метра ниже уровня земли, там где проживал отшельник. Это центр духовной жизни обители.
Естественно, со временем храм расширили и надстроили.
Сейчас он состоит из главного нефа и трех святилищ, посвященных двадцати четырем Старцам Откровения, Святому Павлу и Святому Антонию.
Часть помещений выдолблены в скале; надземные постройки выполнены из каменной кладки.
Деревянный купол крыши часовни расписан монахами в 1713 году.
В самом святилище фрески датируются XIV-XVII веками. Не все они хорошо сохранились или отреставрированы. Однако популярные библейские сюжеты узнать нетрудно.
Мощи святого Павла Фивейского покоятся в мраморной усыпальнице. По поводу целостности останков мнения расходятся. Считается, что в 1240 году отдельные фрагменты передали в Константинополь, а затем в Венецию. Недавно итальянцы исследовали хранящуюся в соборе Святого Юлиана (Венеция) часть ноги. Кость действительно принадлежит скелету мужчины старше 80 лет, проживавшему в III-IV вв., и может быть частью мощей Павла Египетского. Коптская православная церковь категорически отказалась от предоставления сравнительных образцов из египетского монастыря.
Учитывая сложную религиозно-политическую ситуацию, отдаленные христианские обители в Египте фактически представляют собой крепости.
Монастырь Святого Павла не исключение. Он окружен высокими защитными стенами.
В Главную башню (последний рубеж обороны) когда-то можно было попасть только через разводной мост.
Тем не менее, монастырь много раз страдал от набегов бедуинов. Самый разрушительный произошел в 1484 году. Многие братья погибли; сгорела уникальная библиотека. Восстановительные работы начались в середине XVI века при поддержке Гавриила VII, одного из самых почитаемых патриархов Коптской церкви.
Однако, кочевники продолжали бесчинствовать, что заставило монахов покинуть обитель.
Только в 1701 году на руины вновь вернулись братья. Под покровительством Иоанна XVI началась масштабная реконструкция. Сложился окончательный (с тех пор неизменный) облик монастыря святого Павла Фивейского.
Туристы имеют возможность посмотреть внутри Пещерную церковь, старую Трапезную, мельницу; визуально -церкви святых Меркуриуса и Михаила, сад, источник святого Павла. В 100 метрах от крепостной стены есть еще один родник, называемый «Бассейн Мириам» в честь сестры Моисея, которая мылась там во время Исхода.
Прогулка по территории монастыря проходила в сопровождении монаха-гида.
И, хочу сказать, я никогда не встречала таких жизнерадостных, доброжелательных, открытых служителей культа, как коптские монахи.
Обители Святого Антония и Святого Павла придерживаются древнего (IV в.) устава Пахомия Великого.
В частности, сохраняется традиция строгих подвижничества и аскетичности.
На протяжении веков в коптских монастырях принято раздельное проживание — у каждого инока своя хижина-келья. Братья встречаются только во время литургий и совместных трапез, приближаться друг к другу ближе, чем на расстояние локтя, запрещено.
Желающие стать монахом проходят трехлетнее испытание. Например, монастырь Святого Антония принимает 40 послушников в год, «зачислению» подлежат только 1-2 человека. Национальность и гражданство не имеют значения, но обязателен диплом о высшем образовании и справка из военкомата; у мужчин, не отдавших воинский долг Родине или уклоняющихся от призыва, шансов нет.
Для православных коптов главное направление духовной жизни — молитвенный подвиг. Трудовые повинности (послушания) уходят далеко на второй план.
«Почему ты печален, отче, — спросил Иоанн Ефесский келиота Мар Фому, — разве ты живешь не в монастыре, а в миру? Вот предоставлено тебе поститься, молиться и служить Богу, сколько хочешь... У тебя была келья в пустыне? Вот и здесь келья, делай в ней, что хочешь». Тот, поглядев с удивлением, сказал: «Разве может раб служить двум господам? И может ли человек быть в общении и с Богом, и с людьми? Если кто занимается знакомыми и сродниками по плоти, может ли он одновременно заниматься вещами духовными?»
Конечно иноки вынуждены ненадолго отвлекаться от молитв. Они принимают туристов и паломников; работают в библиотеке и на кухне; поддерживают связи с другими конфессиями посредством интернета; чуть-чуть занимаются сельским хозяйством и нехитрыми ремеслами.
Все тяжелые работы, в том числе строительные, выполняют вольнонаемные миряне.
Четкая деловая организация помогает современному коптскому монашеству возрождаться как духовно, так и материально; прирастать численностью; поддерживать и развивать интерес к древнейшей христианской православной церкви.
Поскольку день выдался жаркий, на прощание нас угостили очень вкусным, крепким, холодным Каркаде.
В Сахль Хашиш вернулись к ужину в состоянии приподнятом, я бы даже сказала — одухотворенном.
Египет. Монастыри святого Антония и святого Павла Фивейского. Часть I.