Найти в Дзене
Пустетика

Как Ренессанс научил картины улыбаться

Оглавление

Улыбка вернулась в моду благодаря итальянским художникам эпохи Возрождения.

Vincenzo Campi, Public domain, via Wikimedia Commons
Vincenzo Campi, Public domain, via Wikimedia Commons

Посмотрите, с каким аппетитом эти мужчины едят рикотту, и как счастливо улыбается женщина с картины, а потом представьте себе эту компанию с серьезными физиономиями. Смешно, но такое могло произойти, если бы картину написали не в 1585 г., а столетием раньше.

В средние века улыбка — признак нечестивости, она предназначалась для изображения обездоленных, бедняков, пьяниц и проституток. Потом, к счастью, пришли художники итальянского Возрождения и украсили скучные портреты явными улыбками.

Так почему большинство людей на картинах серьезны, и мы не видим их улыбающимися? Этот вопрос пришел в голову, когда я наткнулась на работу Элизабет Виже-Лебрен. Что-то щелкнуло в голове. Сперва было трудно понять, что здесь не так, но после детального рассмотрения дошло, что с картины улыбается художница, а ее дочь оголяет ряд белых зубов, что на картинах встречается не так часто.

Élisabeth Louise Vigée Le Brun, Public domain, via Wikimedia Commons
Élisabeth Louise Vigée Le Brun, Public domain, via Wikimedia Commons

Если рассматривать предназначение искусства, то, в целом, оно призвано вызывать эмоции. В то время как желание вызвать чувства у смотрящего — основное стремлением искусства у художников — улыбка долго не одобрялась.

Удивительно, ведь улыбка — это ключевой элемент нашего общения, поэтому мы ожидаем ее увидеть в произведениях искусства точно так же, как видим в жизни. Или почти так...

Введение

Улыбка была распространена в древнем изобразительном искусстве: в скульптурах Месопотамии, Азии, африканских масках, греческих скульптурах и т.д., но постепенно исчезла. На это повлияло Средневековье и христианская религия, которые рассматривали склонность улыбаться в негативном ключе.

Со Средневековья до 18 в. рот воспринимался сакральным элементом, что объясняется исключительно проблемой гигиены: зубы не чистили каждый день, как сегодня, или не чистили вовсе. В результате зубы находились в плачевном состоянии, люди стыдились их так сильно, что лишний раз не показывали, не открывали рта и еще меньше улыбались.

Улыбку не демонстрировали повсеместно, поэтому западное искусство отказалось от нее, а художники на протяжении веков не писали улыбающихся людей.

До 18 в. улыбка носила негативную репутацию и табуированность. Также в искусстве не принято было изображать оголенные зубы: это был условный маркер для "маленьких"людей, которых в искусстве Средневековья не хотели изображать (обездоленные, пьяницы, проститутки и т.д.). Например, работа Франса Халса, на которой изображена пьяная молодая пара, что, кстати, вульгарно для того времени.

Frans Hals, CC0, via Wikimedia Commons
Frans Hals, CC0, via Wikimedia Commons

Вдобавок в коллективном народном воображении зубы представляли собой символ нечто животного, агрессивного. В результате люди мало улыбались, а среди дворян и аристократов не улыбались вообще, опасаясь, например, уподобиться низшим классам, «дикарями».

С другой стороны, в улыбке беспокоила двусмысленность, которую она высвобождала: мы не знаем, что скрывается за улыбкой, что смущает, вызывает дискомфорт.

К счастью, со временем художники бросили вызов этим «табу», изображая персонажей, которые улыбались и даже иногда смеялись.

Вернемся к истокам

Я упомянула, что улыбка не всегда отсутствовала в изобразительном искусстве. Конечно, Средневековье поставило на улыбку в живописи крест, но до этого периода она часто присутствовала в античных скульптурах и даже задолго до этого.

Самая древняя улыбка, которую возможно увидеть, принадлежит статуе Эбих-II. Эта статуя — шедевр шумерского искусства из Месопотамии и является образцом статуй тех династий, которые сегодня называются архаичными. Статуя датируется примерно 2400 г. до н.э. и представляет собой сидящего мужчину с бритой головой и бородой.

Статуя изображает военного деятеля, информации подробнее об этом человеке нет, но, судя по качеству артефакта и редкости использованных материалов, таких как алебастр и лазурит, можем предположить, что он был важной личностью.

Статуя обнаружена в 1934 году на городище Мари в Сирии. О позировавшем для статуи мужчине ничего не известно, но артефакт известен по двум причинам: год создания и состояние, в котором он найдена, и, конечно же, улыбка.

Посмотрите на мимику, статуя выглядит мило. Лазуритовые глаза еще больше усиливают очарование статуи. Можно ли представить, что в далекие времена было важно, чтобы «важные» люди позировали для художника и улыбались? Если это так, то с тех пор многое изменилось!

Также у этруссков встречаются изображения улыбчивых лиц. Этот народ обитал на территории Тосканы (Италия) с 9 по 1 век до н.э. Только посмотрите на Саркофаг этрусских супругов!

Tangopaso, Public domain, via Wikimedia Commons
Tangopaso, Public domain, via Wikimedia Commons

В искусстве такой тип улыбки называется архаическим. Наиболее часто мы можем заметить ее во второй четверти 6 в. до н.э. как знак того, что предмет изображения живой. Выглядит эта улыбка ненатуральной, но однозначно является признаком начала эволюционного пути от примитивного искусства к предпосылкам реалистического направления.

Примеры архаических  статуй Μοσχοφόρος (Мосхофор — несущий тельца) и голова Аполона. Public domain, via Wikimedia Commons
Примеры архаических статуй Μοσχοφόρος (Мосхофор — несущий тельца) и голова Аполона. Public domain, via Wikimedia Commons

В 5 веке, когда христианская религия вошла в жизнь людей, улыбка почти полностью исчезла из западного искусства. Предпосылкой к этому стало христианство — официальная религия Римской империи, которая наследовала строгие правила церкви, которые начали влиять на искусство на протяжении многих веков.

К счастью, в 15 веке появились художники итальянского Возрождения и украсили скучные портреты более или менее явными улыбками, которые положили начало пересмотру взглядов.

«Портрет неизвестного» («Портрет смеющегося мужчины») Антонелло да Мессина (1470)

Antonello da Messina, Public domain, via Wikimedia Commons
Antonello da Messina, Public domain, via Wikimedia Commons

Как вы видите, у картины существует два названия. Конечно, выражение лица мужчины мало имеет сходств с тем, что мы в современном мире привыкли называть смехом, но картина находится здесь не просто так.

Существует заблуждение, что первая великая улыбка эпохи Возрождения принадлежит кисти Леонардо да Винчи в его известной работе «Мона Лиза».

На самом деле первая настоящая улыбка ренессансной живописи в «Смеющемся человеке». Работа написана в 1490 г., за 13 лет до того, как да Винчи начал писать «Мону Лизу». Эта улыбка считается первой «официальной» в западной живописи: выражение лица, полное озорства, подчеркивается мелкими морщинками в уголках глаз.

Личность мужчины неизвестна. Интересно, кем он был, и что он сделал особенного? Теоретики предполагают, что он был богатым человеком, так как только состоятельные люди того времени могли позволить себе приобрести портрет. Был ли он известным дворянином, преуспевающим купцом, членом какой-то благородной семьи или священнослужителем? Тайна остается и по сей день. Единственное, что мы знаем, что в этом портрете улыбка возрождает традицию улыбаться с начала Средневековья.

«Времена года» Джузеппе Арчимбольдо

Как можно говорить об итальянских художниках эпохи Возрождения, не упомянув Арчимбольдо? Художник специально писал картины с фруктами и овощами, которые изображены выше на двух полотнах «Весна» и «Лето».

Giuseppe Arcimboldo, Public domain, via Wikimedia Commons
Giuseppe Arcimboldo, Public domain, via Wikimedia Commons

Эти картины заставят вас улыбнуться. Именно улыбка стала причиной, по которой Джузеппе стал придворным художником Габсбургов — немецких императоров. Почему могущественные правители Европы решили нанять этого живописца из Милана, который заставил всю аристократию того времени смеяться над портретами, где мы находим персики в качестве щек, а вишни — губ. Возможно, у Габсбургского двора было прекрасное чувство юмора. Как бы то ни было, Арчимбольдо оставил нам оригинальные примеры улыбок в живописи.

«Поедатели рикотты» («Сыроеды») Винченцо Кампи

С этого изображения начинается публикация. Конечно, картина менее загадочная, чем «Мона Лиза», но мне нравится.

На картине изображены четыре персонажа: трое мужчин и женщина, на черном фоне вокруг стола, на котором стоит тарелка с рикоттой. Герои смеются, обнажая зубы (что в то время редкость!) и тем самым намекают на принадлежность к рабочей среде.

Композиция относительно проста: фризовая композиция, «линия» из 4-х персонажей, что оригинально для того времени. Здесь изображены обычные люди, которым до начала XVII века было обречено появляться только на фоне картин. Они находятся в очень тесной рамке, а свет используется для выделения всех 4 из них.

"Рамка" фризовой композиции / Vincenzo Campi, Public domain, via Wikimedia Commons
"Рамка" фризовой композиции / Vincenzo Campi, Public domain, via Wikimedia Commons

Образы гротескные, улыбки кривые, пугающие, но эти персонажи предназначены вызывать смех. Если сосредоточиться на рикотте в левом нижнем углу работы, мы увидим, что на ней сидит муха, а отверстия в сыре, выдолбленные ударами ложки, напоминает череп. Эти два элемента не лишены напоминания о характере картины а-ля vanitas (от лат. тщеславие — жанр натюрморта, вводящий элементы, символизирующие, с одной стороны, жизнь и природу, а с другой — смерть).

Также здесь мотив искушения: четыре персонажа смотрят на нас, улыбаются, будто этими настойчивыми взглядами приглашают нас присоединиться к ним. Разве не хочется присоединиться к ним в этот момент радости и безудержного веселья?