Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Виновный”: Датская (2017) и американская (2021) версии

Мы – полиция. Мы – защитники, помогаем всем, кому нужна помощь (с)

Асгар Хольм (вверху), Джо Бэйлор (внизу)
Асгар Хольм (вверху), Джо Бэйлор (внизу)

****

“Виновный” (2017, Den skyldige), режиссёр Густав Мёллер (Gustav Möller). В главной роли Якоб Седергрен (Асгар Хольм)

“Виновный” (2021, The Guilty), режиссёр Антуан Фукуа (Antoine Fuqua). В главной роли Джейк Джилленхолл (Джо Бэйлор)

****

Наконец-то я посмотрела драматический триллер Густава Мёллера 2017 года. Так получилось, что ремейк видела на год раньше, и мне он очень понравился.

Сюжет у обоих триллеров такой: Во время своего дежурства в службе спасения Джо/Асгар получает тревожный звонок от женщины, она сообщает, что её похитили. Джо/Асгару предстоит помочь ей, имея лишь её сбивчивые ответы и постоянно срывающийся звонок.

Постеры The Guilty (2021) и Den skyldige (2017)
Постеры The Guilty (2021) и Den skyldige (2017)

Эти фильмы из тех, в которых принимает центральное участие всего один человек, а смотреть при этом невероятно интересно.

Только фишка “Виновного” в том, что главный герой не замкнут в четырёх стенах (“Погребённый заживо”, например) или оказывается в безвыходной ситуации (как в “Вышке”, например), то есть в названных примерах условия замкнутости созданы специально, чтобы зритель понимал, где именно оказался герой, и именно в таких стеснённых, непригодных для функционирования условиях ему нужно будет принимать решение. Этот триллер кажется ещё больше замкнутым без расстановки ограничителей, создаётся ощущение сдавливания героя со всех сторон именно за счёт ситуации, в центре которой оказался Джо (в американском The Guilty) и Асгар (в датском Den skyldige).

Я бы приводила в пример “Лока”. Там Джон Локк (в исполнении Тома Харди) едет в автомобиле, но при просмотре нет ощущения ограниченности площадки для действия. За счёт игры актёра, самой истории, грамотного построения света и звука история выглядит как большая картина, именно так выглядит “Виновный”. Это целый мир, в котором однажды с человеком что-то случилось, а второй пришёл ему на помощь (по крайней мере сделал всё, что мог).

Самой же сильной стороной истории “Виновный” является то, что в ней есть хитрость в правильно поданной проблеме – как завязывается сюжет, как он развивается и раскрывается финал.

Между датской и американской версиями есть разница в двух моментах:

  1. финальный. В датской версии режиссёр ставит точку на осознании Асгара Хольма, в американской версии автор подводит более жирную черту, имея в виду проблему государственного масштаба. Зная хотя бы приблизительно ситуацию в США, можно понять, почему они включили этот момент.
  2. в уровне эмоциональности:
  • Датская версия сдержанная внешне, при этом напряжение пульсирует и передаётся прекрасно. Якоб Седергрен, исполняющий роль Асгара Хольма, при минимуме мимических конвульсий невероятно выразительно уходит в себя от своих переживаний и тяжести того, что происходит. То, как он отыграл оступившегося полицейского, достойно изучения молодыми актёрами. У него нет ничего слишком в игре при том, что проблема большая, а осознание ужаса при просмотре передаётся. Американская версия больше искрит от напряжения. В датской версии свет меняется постепенно от светлого к тёмному. Там Асгара в финале окутывает сумрак кабинета, и видна лишь часть лица – зрителю известно, что произошло здесь и сейчас, но сама личность Асгара, что именно он в себе таит и что его гложет, пока неизвестно. Срабатывает обратная реакция – зрителя долгое время держали в неведении, что случилось с Асгаром, решая вопрос Ибен и Микаэля, и вдруг погружённый во тьму Асгар выходит на первый план.

  • В американской версии ставку сделали на яркое выражение эмоций. У Джейка Джилленхолла абсолютно иная манера игры. Он создал вокруг себя больше места для действия, у него богаче мимика и больше глаза, через которые он транслирует свои эмоции. Джо Бэйлор Джилленхолла словно бы хуже справляется со своей проблемой, что отображается на концентрации в свою смену, он не может обуздать свои эмоции и переходит границы в общении с коллегами. Это не минус, это совершенно другая интерпретация, это другое государство, это разница в характерах и психотипах. В The Guilty решили сразу создать накал красным освещением, в этой версии красного света больше. В датском Den skyldige он сначала появляется в виде красной лампы, как сигнала входящего звонка, а полностью план окрашивается в финале.

Заключение

Выбрана правдоподобная ситуация для развития – видишь лишь поверхность, стараешься изо всех сил помочь. Выглядит спорно и напряжённо, и очень кинематографично. Крупный план одного человека, его переживания и концентрация на деле.

Выбор формы играет на руку повествованию. Создаётся ограниченность обзора – то есть зритель видит только одного человека, так же, как и центральное действующее лицо хватается за поверхностное случившееся (женщину похитили, закрыли в фургоне и её срочно надо спасти). И постепенное развитие истории позволяет обдумывать происходящее, анализировать его и правильно делать выводы.

Основная/большая часть фильма сделана крупным планом, всё, что происходит – это диалоги Асгара/Джо с бестелесными собеседниками на другом конце провода. При этом картина складывается полная и отчётливая, напряжение и накал адреналина передаётся зрителю через экран. Ингредиенты из хорошей актёрской игры и грамотного построения сюжета делают фильм удачным. Я бы даже сказала, что в некотором роде триллер похож на давно забытый жанр радиопостановки, когда полагаешься только на своё воображение и детальность диалогов. Этот фильм, наверное, можно и просто слушать. Исполнение позволяет. Но хорошо, что это фильм, потому что лица актёров и перемены в их эмоциях, отражающихся на них, просто прекрасны.