Давно хотел написать об одном из своих любимых фильмов. «Инцидент», 1967 год, режиссер Ларри Пирс. А тут и повод появился. Совместно с нижегородским филиалом РАНХиГС, филиалом ВШЭ в Нижнем и нашим отделом просветительской работы в Президентской академии мы запустили новый просветительский проект. Теперь каждый месяц со студентами из Нижнего Новгорода будем смотреть и обсуждать кино.
Пару недель назад состоялось первое мероприятие. Обсуждали «Инцидент». Фильм по-настоящему тяжелый. Серьезный. Трагический. Двое молодых мерзавцев заходят в ночной вагон нью-йоркского метро, блокируют двери и начинают издеваться над людьми. Просто так. Им не нужны деньги. Они просто развлекаются. Среди пассажиров много мужчин, но каждый сам за себя. И только под конец фильма один парень дает отпор бандитам. Ему никто не помогает. Он один против двух, и у одного из мерзавцев нож. Парень побеждает, но, вероятно, ценой собственной жизни, потому что истекает кровью от ножевого ранения. Поезд прибывает на станцию. Полиция врывается в вагон и хватает … нет, не преступников, а чернокожего парня. США, конец 60-ых годов…. Картина держит зрителя в страшном напряжении, потому что такое может случится с каждым. Вечер. Метро. Обычная жизнь. И вдруг перед вами встает в полный рост нравственный выбор…
Перед нами не просто случай из жизни, перед нами кинотекст, и я хочу отметить одну важную деталь. Почти половину фильма нам показывают события, которые происходят ДО того, как бандиты входят в вагон. Нам показывают, что происходят с людьми, которые еще не знают, что станут пассажирами этого адского маршрута. Обычные семейные пары. Или просто парень с девушкой. Или одинокий мужчина. Все персонажи находятся в расстроенных чувствах. Ссорятся со своими супругами, обижаются на жизнь, завидуют окружающим, злятся на детей, негодуют против расовой дискриминации или просто хотят интимной близости со своей девушкой, «не замечая», что она этого не хочет... Перед нами архетипический сюжет детектива Агаты Кристи «Десять негритят», когда каждый, кто оказался на острове, расплачивается за свои прошлые преступления. Но в «Инциденте» все сложнее. Никто не заслужил того, что с ним произошло в вагоне, но режиссер безжалостно показывает, что есть причины у того, что люди не объединились и не дали отпор мерзавцам. Все, что с нами происходит, имеет причины в прошлом. Композиционный прием, когда завязка очень затянута, имеет содержательное и духовное значение. Композиция произведения заостряет нравственную проблематику сюжета.
Почему я обсуждал со студентами именно эту картину, как я ее выбрал? Я был маленьким мальчиком. Родители вечером ушли в кино, и значит, мы с сестрой сами ложились спать. На следующий день после того, как я пришел из школы, мама рассказала мне про фильм. Сюжет там такой: два мерзавца заходят ночью в вагон нью-йоркского метро, блокируют двери и начинают издеваться над пассажирами…. И дальше мама сказала: «Мы выходили с папой из кинотеатра, и за нами шел какой-то простой рабочий, который обсуждал увиденное со своей женой. И он сказал, что жаль, что его не было в том вагоне, он бы не стал ждать и наблюдать, как подонки мучают людей. Он встал бы и уложил бы их. И защитил бы всех». Мама добавила, что хорошо, что фильм так действует на зрителя и что есть люди, которые готовы встать на сторону добра и защищать людей. Конечно, я не запомнил название фильма и обнаружил его лет 15 назад. Случайно. В интернете. Посмотрел и сразу вспомнил мамин рассказ. И да, все, что с нами происходит, имеет свои причины в прошлом. Такая вот поэтика композиции.
#методклейна #киноклейн #кино #инцидент