Найти в Дзене

13. Тема 10. Морфология. Части речи. Основные сведения. Практическая работа.

Оглавление
Художник Герасимова Наталья.
Художник Герасимова Наталья.

Задание 1. Проверка домашнего задания.

Вспомни и расскажи определения каждой части речи.

/Конечно, ты не всё помнишь. Это нормально. Но попытаться вспомнить и изложить то, что есть в памяти, очень полезно./

Открой тетрадь, напиши число и тему.

Из предложенных стихов, отрывков из произведений русских писателей и поэтов тебе предстоит найти и выписать по очереди слова всех частей речи.

Для того, чтобы правильно выполнить задание, используй все материалы о частях речи из Темы 9.

Задание 2. Прочитай стихотворение.

Белая берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Сергей Александрович Есенин.

Какое впечатление на тебя оно произвело?

Объясни лексическое значение слов: кайма, Кисти бахромы.

Скажи, к какой лексико-семантической группе слов относятся эти слова?

Есть ли ещё в стихотворении слова с переносным значением?

Проверь правильность своих ответов.

Кайма - Полоса, пришитая по краю ткани, отличающаяся от нее узором. В стихотворении слово употреблено в переносном значении.

-2

Бахрома -тесьма для обшивки чего-л. с рядом свободно свисающих шнурков, кистей. В стихотворении слово употреблено в переносном значении.

-3

Есть ещё в стихотворении слова с переносным значением: принакрылась (снегом), в сонной (тишине), горят (снежинки), в золотом (огне), лениво (обходя), обсыпает серебром.

Задание 3. Определи и выпиши в тетрадь по очереди все части речи, которые ты найдёшь в тексте.

Работай так: Открываешь тему 9.

Читаешь определение и все сведения об одной части речи, например, об имени существительном, пишешь в тетради: Имя существительное : и, обратившись к тексту стихотворения, выписываешь все слова этой части речи через запятую.

Затем так же выписываешь слова всех остальных, имеющихся в тексте, частей речи.

Поскольку предлоги помогают существительным изменять свою форму (вставать в нужный падеж) и всегда относятся к существительным, следует писать предлоги в скобках вместе с существительным: (под) окном.

-4

Задание 4. Проверь правильность своей работы.

Имена существительные: берёза, (под) окном, снегом, серебром, (на) ветках, каймой, кисти, бахромой, береза, (в) тишине, снежинки, (в) огне, заря, ветки,серебром.

Имена прилагательные: белая, пушистых, снежною, белой, сонной, золотом, новым.

Местоимение: моим.

Глаголы: принакрылась, распустились, стоит, горят, обсыпает.

Наречия: лениво, кругом.

Деепричастие: обходя.

Предлоги: под, на, в, в.

Союзы: и,и,а, точно (в значении «словно, как будто»).

Задание 5. Скажи, слов каких частей речи нет в стихотворении Сергея Есенина?

В стихотворении Сергея Есенина нет причастий, категории состояния, частиц, междометий, числительных.

Слова части речи ПРИЧАСТИЕ ты сможешь найти в отрывке из повести "Алые паруса" Александра Грина.

Александр Степанович Грин (Гриневский).
Александр Степанович Грин (Гриневский).

Задание 6. Прочитай текст.

Попробуй представить в своём сознании то, что увидел герой повести Грей, когда вошёл в комнату.

Выпиши из текста все причастия так же, как это написано в примере в Теме 9.

"... Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы... Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи."

Задание 7. Проверь правильность своей работы.

Причастия: картину (какую? что сделавшую?) наполнившую, корабль (какой? что делающий?) вздымающийся, гребень вала (какой? что сделанный?) распластанный, тьмой (какой? что делающей?) надвигающейся.

Задание 8. Рассмотри картины художников. Это подсказки.

Дождливо и грустно. Художник Козлов Дмитрий.
Дождливо и грустно. Художник Козлов Дмитрий.
Солнечно и радостно. Художник Виктория Левина.
Солнечно и радостно. Художник Виктория Левина.
Валерий Брюсов. Любовь.
Валерий Брюсов. Любовь.

Выпиши из предложений все слова категории состояния.

Ему было прохладно, ни о чём он не думал, ни о чём не жалел. (Л.Н.Толстой). Мне грустно оттого, что весело тебе. (М.Ю.Лермонтов). Быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей. Прощай, Онегин, мне пора. (А.С.Пушкин). Мне жалко, что теперь зима... (О. Э. Мандельштам). На дворе накрапывал дождь, было очень темно. (А.П.Чехов).

Задание 9. Проверь правильность своей работы.

Слова категории состояния: прохладно, грустно, весело, можно, пора, жалко, темно.

Задание 10. Прочитай предложения. Выпиши из предложений все частицы.

Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. (Н. Гоголь." Тарас Бульба"). Базаров считает Павла Петровича чудаковатым, по его мнению, щегольство в деревне ни к чему. (И. С. Тургенев "Отцы и дети"). ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. А. С. Пушкин "Борис Годунов") Птицы не пели, даже соловьи молчали. (И. Бунин). не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов). Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький) Что за прелесть эти сказки! (А. С. Пушкин) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит. (И. С. Никитин) Ты послушай, как я вздыхаю, Ведь, - правда есть? (И. Бунин"Легкое дыхание") В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала. (М. Пришвин. Кладовая солнца).

Задание 11. Проверь правильность своей работы.

Частицы: не, же, ни, ни-ни, не, не, даже, не-не, пусть, что за, вот, ведь, же.

-9

Задание 12. Прочитай предложения. Выпиши из предложений все междометия.

"Бог мой! - страшным шепотом проговорила Анна Павловна". ("Война и мир" - Л. Н. Толстой). "Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете!" - сказала графиня. ("Война и мир" - Л. Н. Толстой) "Ну да! - сказал, усмехаясь, Раскольников, - я за твоими крестами, Соня". ("Преступление и наказание" - Ф. М. Достоевский) "Ага!" - вскричал дядя Вернон и с такой силой хватил кулаком по холодильнику, что дверца открылась и кое-какие диетические лакомства Дадли рассыпались по полу. ("Гарри Поттер и Орден Феникса" - Дж. К. Роулинг) "М-м... да..." -промямлила Амбридж. ("Гарри Поттер и Орден Феникса" - Дж. К. Роулинг). Дикой: "...Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?" ("Гроза" - А. Н. Островский) 8. Пелагея Егоровна: "Ах, ах, батюшки! Моя дочь! Не отдам!" ("Бедность не порок" - А. Н. Островский.) "Ах да. И насчет костра. Еще раз повторю. Я это с первого дня повторяю". ("Повелитель мух" - У. Голдинг).

Задание 13. Проверь правильность своей работы.

Междометия: Бог мой! Ах, ну да, ага, м-м... да... , тьфу ты, Ах, ах, ах да.

-10

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повторить определения всех частей речи.

-11

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.