Задание 1. Проверка домашней работы.
Было задание:
1.Повторить определения всех частей речи.
Расскажи определения частей речи русского языка: наречия, причастия, деепричастия, междометия. Если не помнишь, обратись к 13/Теме 10. Прочитай определения и примеры.
Задание 2. Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Части речи. Имя существительное.
Опираясь на картины художников, вспомни и расскажи правило: что обозначает и на какие вопросы отвечает имя существительное?
1. Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает ...
2.
3.
4.
... и отвечает на вопросы ...
Правильно. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, людей (всех живых существ), явления, события и отвечает на вопросы: кто? или что?
Задание 3. Имя существительное. Особенные черты.
Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.
Постоянные признаки имени существительного.
Рассмотри и прочитай таблицы и объяснения.
1.
1) Одушевлённые (кто?) - это люди, животные, насекомые и т. д., то есть, живые существа.
2) Неодушевлённые (что?) - все существительные, кроме живых существ.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
2.
3)Собственные - это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Эти слова пишутся всегда с большой (прописной) буквы.
4) Нарицательные - это общие названия предметов, явлений, событий.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
3.
Все слова имени существительного разделены на разряды.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
4.
Имена существительные бывают мужского (м.р.), женского (ж.р.), среднего (ср.р.) и общего рода (общ.р.). Например: мальчик (он мой) - м.р. Девочка (она моя) - ж.р. Облако (оно моё) - ср.р. Работяга, непоседа, молодец - общ.р.
Слова общего рода - это слова, которые можно применить к словам и мужского, и женского, и среднего рода.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
5.
В русском языке учёные выявили три основных склонения.
1 склонение - м.р. и ж.р. с окончанием на А, Я - мама, знамя, дядя.
2 склонение - м.р. с нулевым окончанием, то есть, без окончания: шар, лес, конь. И ср.р. - с окончанием на О,Е: облако, море, солнце.
3 склонение - это слова женского рода с мягким знаком на конце - степь, мать, тетрадь, рожь, тишь.
Кроме того, в русском языке есть слова разносклоняемые. Это такие слова, которые, изменяясь, в окончаниях могут иметь окончания одного из трёх основных склонений.
В русском языке есть также слова, которые не склоняются, то есть не изменяются. Они называются несклоняемые (неизменяемые).
Это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Вот некоторые из них.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
Непостоянные признаки имени существительного.
1) Склонение (изменение) по падежам - непостоянный признак имени существительного.
Изменение существительных по падежам называется склонением.
Просклонять слово — значит изменить его по падежам.
Склонение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это существительные, отвечающие на вопросы кто? или что?
Именительный падеж является начальной формой имени существительного.
В зависимости от рода существительных и их окончаний они распределяются по склонениям (1 скл., 2 скл., 3 скл., разносклоняемое, несклоняемое).
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
2. Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
Например:
Лес - леса, река - реки, человек - люди.
У некоторых существительных есть только форма единственного или только множественного числа.
Например.
Мёд, соль, листва, молодёжь, - форма только единственного числа.
Очки, лыжи, деньги, шахматы, каникулы - форма только множественного числа.
Поскольку имена существительные не все изменяются по числам и по падежам, изменение по числам и падежам не является постоянными признаками имени существительного, а является непостоянными признаками имени существительного.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
В предложении слова имени существительного могут выступать в роли подлежащего, сказуемого, обстоятельства, дополнения, определения.
Попробуй рассказать правило, опираясь на схему.
Задание 4. Подведём итоги изученного.
Прочитай всю схему и попробуй рассказать всё правило полностью, опираясь на схему.
Если сможешь, приводи примеры.
Задание 5. Проверить и закрепить свои знания об имени существительном.
Зная все морфологические признаки имени существительного, ты сможешь теперь сделать полный морфологический разбор слова - имени существительного.
Рассмотри схему морфологического разбора имени существительного.
Посмотри, как делается разбор имени существительного и как правильно записывается в тетради.
Задание 6. Учимся делать морфологический разбор имени существительного.
Прочитай предложение.
Много сказок и легенд создал русский народ.
Сделай морфологический разбор имён существительных из этого предложения.
Правильность твоей работы проверим на следующем занятии.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. ---
Дорогие друзья!
Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.