К 1967 году дела у британской блюзовой команды The Moody Вlues шли из рук вон. Барабанщику даже пришлось продать установку. Срочно нужен был хит. И он явился — с помощью вокалиста и гитариста Джастина Хейворда, который недавно присоединился к команде.
По его собственному признанию, Хейворд не тянул блюз. Но зато видел в группе средство для выпуска собственных песен, вобравших в себя новые психоделические поветрия, царившие в Лондоне.
Первым результатом его трудов стала песня «Fly Me High» с явным кислотным оттенком, выпущенная в 1967 году:
Баллада «Nights in White Satin» станет вторым синглом, который Джастин Хейворд написал для группы. Ему было всего 19 лет.
Знаменитая мини-симфония была записана с оркестром. Первоначально планировалась запись рок-версии симфонии «Из Нового Света» Дворжака в исполнении группы и оркестра, но The Moody Blues пошли другим путём. И зафиксировали на плёнку авторский концептуальный материал в оркестровом обрамлении. Дав старт такому направлению, как симфо-рок.
Джастин Хьюард говаривал, что образ белого атласа пришёл ему в голову, когда девушка, с которой он недавно расстался, подарила ему набор атласных простыней. Он написал музыку в своей лондонской квартире. Это довольно простая песня с банальным припевом: «Потому что я люблю тебя, да, я люблю тебя, о, как я люблю тебя!» Но слова волшебным образом оживают при смене драматичных аккордов.
Добавьте таинственную атмосферу, оркестровые вставки, а также звучание флейты Рэя Томаса и меллотрона за 300 фунтов клавишника Майка Пиндера, который определил новое роскошное звучание The Moody Вlues. Получился истинный шедевр!
Песня и альбом «Days Of Future Passed», изменившие вектор развития группы, были выпущены 10 ноября 1967 года. И в течение первых нескольких недель не проявили себя в чартах.
Лишь в первую неделю 1968 года сингл попал в британский топ-50. К февралю он добрался до 19-го места. В других местах дела обстояли куда лучше: «Nights in White Satin» заняла первое место в Голландии, попала в десятку в Австрии, Бельгии и Швейцарии, в двадцатку — в Германии.
Почти сразу же появились и кавер-версии. Часто на пластинках неанглоязычных исполнителей, среди которых Франк Пурсель, Джеймс Ласт и Далида:
Исполнение Эрика Бёрдона с группой War 1970 года привнесло в хит совершенно новые краски:
Джорджо Мородер, по своему обыкновению, сумел превратить психоделический поп-хит в томное диско в 1976 году:
Новаторская панк-группа The Dickies произвела свою дерзкую версию и прорвалась в топ-40 в 1979 году:
Красивый вариант в стиле 1980-х выпустила греческая певица Нана Мускури:
Сам Джастин Хейворд назвал своей любимой запись соул-дивы Бетти Лаветт 2010 года, которая, по его словам, заставила его плакать: «Любопытно написать песню в 19 или 20 лет, а затем услышать ее в 65. Каждое слово в ней было тем же, но она собрала всё воедино и заставила работать по-другому. В каком-то смысле много лет спустя я впервые услышал свою же песню».
Спасибо за внимание!