1K подписчиков

Аудиокассеты, часть 6. Basf FerroExtra1 90 или один день шоколадного лета 90-го.

1,7K прочитали

Тот жаркий июльский день 90-го врезался в память благодаря красной Basf и прорабу Михалычу или, как его называли за глаза в бригаде, Хамилычу.

...Забор вокруг строительной площадки был сооружен на скорую руку из свежих пахучих сосновых досок, сочившихся смолой под палящими солнечными лучами. Запах сосны смешивался с ароматом шоколадной глазури, доносившимся из цехов кондитерской фабрики, в которой возводился дополнительный четвёртый этаж. Оттуда доносились звуки строительно-монтажных работ - крики "вира", "майна," щедро разбавленные незлобливым матом. В короткой тени дощатого забора, где мы с Аликом тщетно пытались укрыться от палящего солнца и всевидящего ока прораба Хамилыча, к нам присоединилась парочка девушек c кондитерки. Через несколько минут казалось, что мы уже знаем друг друга лет десять. Девушки с удовольствием курили аликовы сигареты, а в моём оранжевом строительном шлеме появилась щедрая пригоршня жареного фундука. Волосы девушек и их укороченные белые халаты, застегнутые по случаю жары всего на пару пуговиц, источали аромат шоколада и сливочной карамели. Едва успели договориться о встрече после работы, как откуда-то сверху донеслись грозные окрики вездесущего Хамилыча - "Хорош сачковать, куй я вам сегодня восьмёрки закрою!" Девчонки со смехом упорхнули в свой шоколадный цех, а мы полезли на 4-й этаж, обсуждая план приобретения вина под шоколад, обещанный новыми знакомыми. После обеда Алик остался работать за двоих, а я оставил свой оранжевый шлем с остатками фундука на груде кирпичей и отправился за вином. Рабочему человеку в запыленной робе везде почет и уважуха - через полчаса я уже был обладателем пары бутылок "Ркацители" или, как мы его называли - Рики :) Стройка располагалась в самом центре города, поэтому грех было не заглянуть на обратном пути в ЦУМ, где в те годы имелась неплохая студия звукозаписи. Растолкав плечами нескольких любителей тяжмета, впился глазами в витрину. Видон конечно был живописный - спецодежда, замаранная цементным раствором и кирпичной пылью, бутылки вина под мышкой... Обычно время у этой витрины останавливалось, напечатанные на машинке вкладыши в кассетах можно изучать бесконечно долго. Но в этот раз нужно было поторапливаться - ждал Алик, в одиночку клавший перегородку в полкирпича. В глаза бросилась красная Basf FerroExtra1 со вкладышем KingDiamond и Exodus. KingDiamond... их альбом Abigail 87-го года в моём тогдашнем понимании делил население планеты на две неравные части - тех, кто им восхищался (их правда было немного, во всяком случае среди моих знакомых) и всех остальных. Это эпохальное творение пожалуй можно сравнивать разве что с другим альбомом той же группы под названием TheEуе. Впрочем на тот момент TheЕуе ещё не было в природе (а может уже был, этот альбом создан по-моему как раз в 90 г.). Как говорится, жег ляжку полученный утром аванс. Купил...

...Купил! - ответил я на вопросительный кивок Алика, устало курившего на груде кирпичей. Он имел в виду Рики, а я ещё и аудиокассету Basf, приобретённую только что за 25 руб.

Basf FerroExtra1. Та самая, со студийной записью Exodus и KingDiamond
Basf FerroExtra1. Та самая, со студийной записью Exodus и KingDiamond

Эта Basf FerroExtra1 сохранилась в домашней фонотеке вместе с несколькими другими экземплярами от уважаемого германского химконцерна.

Аудиокассеты Basf FerroExtra1  из домашней фонотеки автора
Аудиокассеты Basf FerroExtra1 из домашней фонотеки автора

Кассеты Basf отличаются высоким качеством, несмотря на общепринятое мнение о заметном завале высоких частот и повышенном уровне шума. Пожалуй это правда, с теми же Maxell LN кассеты Basf FerroExtra1 конечно не сравнить. Однако есть в них нечто, позволяющее всё же смело ставить их в один ряд с японскими аудиокассетами 1-го типа. Повышенный уровень шума чувствуется не слишком явно. Высокие частоты звучат пусть и не так выраженно, но всё же достаточно ярко и естественно. Зато дизайн воплощает немецкое качество и стиль. Поверхность корпуса кассеты, изготовленного из чёрной пластмассы, структурирована под дерево. Отличная лентоукладка и удачно оформленный вкладыш в основательном футляре. Кстати, на вкладыше имеется график воспроизводимых частот, демонстрирующий завалы как в верхних, так и в нижних диапазонах. Так что всё по-честному.

График частотных характеристик аудиокассеты Basf FerroExtra1
График частотных характеристик аудиокассеты Basf FerroExtra1

На вкладыше той же Maxell LN тоже имеется график, который, напротив, демонстрирует подъём частотных характеристик в диапазоне выше 16 кГц.

График частотной характеристики на вкладыше аудиокассеты  Maxell LN
График частотной характеристики на вкладыше аудиокассеты Maxell LN

Альбом Conspiraсy 89 года автор ранее считал не самым удачным творением KingDiamond. Да и группа Exodus вызывала интерес по большей части тем, что из этого творческого коллектива помнится вышел один из музыкантов Metallica, Кирк Хаммет. Но нет худа без добра - это дало возможность сохраниться кассете практически в девственном состоянии. Во всяком случае, выемка в верхней части корпуса от ЛПМ магнитофона "Маяк", который в тот период был у большинства друзей, отсутствует. Как минимум четверть века эту кассету не вставляли в магнитофон. Тем не менее, тестирование показало неизменность качества записи, полузабытые композиции альбома Conspiraсy пробудили в памяти впечатления далёкого знойного лета 90-го года, аромат шоколада и сливочной карамели... Впору признать, что это не такой уж слабый альбом, дослушал его полностью и с большим удовольствием, жаль только, что последняя композиция обрывается. Не иначе вкусы и предпочтения меняются с возрастом, или тому виной ностальгия по девушке с волосами, пахнущими шоколадом и сливочной карамелью? На другой, 60-минутной Basf FerroExtra1 - Metallica, MasterOfPuppеt's 86 г. До сего времени часто слушаю этот по-настоящему великий альбом в авто, поэтому интересно было сравнить ставшее привычным звучание mp3 с записью на магнитной плёнке. Что ж, кассета порадовала глубиной аналогового звучания и виниловым песочком в паузах. Впрочем уровень шума действительно повышенный или это только так кажется? Надо сказать, что систему шумоподавления в своей деке Yamaha KX-490 принципиально не включаю, практически ей не пользуюсь. В ушах ещё звенело знаменитое "Master, Master!..", а тестирование продолжилось альбомами групп Tiamat и ParadiseLost. Прекрасные вещи, жаль только записи не студийные, поэтому вот где завал высоких частот налицо! Впрочем это вина не концерна Basf, таковым качество записи было изначально. Альбом LostParadise и в том числе запомнившаяся автору композиция Eternal звучит своеобразно даже в цифре, что говорить о не самой лучшей домашней копии на кассете. Что имеется ввиду под своеобразным звучанием? На мой взгляд, большинство композиций этих британцев звучат как-то абстрактно, что-ли. Не слишком ярко выражены высокие частоты, преобладают вокал и гитары, ударные инструменты на втором плане музыкальной картины. Это всё субъективное восприятие, конечно. Однако после этих шедевров альбомы групп Warrior и Testament показались не слишком впечатляющими, впрочем качество записи тоже осталось таким же, как более 30-ти лет тому назад. В завершение пару слов о стекляшке Basf FerroExtra1, приобретённой много позже, в 93-м.

Стекляшка  Basf FerroExtra1
Стекляшка Basf FerroExtra1

Покупал её в той же студии в ЦУМе, потратив часть денег, вырученных с продажи сендастовой головки. Пару лет или чуть больше до того по случаю приобрёл сразу две штуки, одну установил на свою приставку Радиотехника МП-201, вторую оставил про запас :) Помню на этих головках были наклейки с надписью "Монолит". Вначале дизайн стеклянной версии Basf FerroExtra1 казался весьма удачным, но время расставило по своим местам вкусы и предпочтения - классически оформленные кассеты кажутся сейчас куда более удачным решением. Впрочем качество плёнки и лентоукладка у этой стекляшки на уровне предшественников как минимум.

Что ж, пора завершать ностальгические сопли о Basf FerroExtra1 и связанных с этой кассетой впечатлениями. На очереди Maxell LN - предмет культа и поклонения не только автора надеюсь.

Желаю здоровья и приятных воспоминаний о золотых годах, когда мы были молоды!