Тот жаркий июльский день 90-го врезался в память благодаря красной Basf и прорабу Михалычу или, как его называли за глаза в бригаде, Хамилычу.
...Забор вокруг строительной площадки был сооружен на скорую руку из свежих пахучих сосновых досок, сочившихся смолой под палящими солнечными лучами. Запах сосны смешивался с ароматом шоколадной глазури, доносившимся из цехов кондитерской фабрики, в которой возводился дополнительный четвёртый этаж. Оттуда доносились звуки строительно-монтажных работ - крики "вира", "майна," щедро разбавленные незлобливым матом. В короткой тени дощатого забора, где мы с Аликом тщетно пытались укрыться от палящего солнца и всевидящего ока прораба Хамилыча, к нам присоединилась парочка девушек c кондитерки. Через несколько минут казалось, что мы уже знаем друг друга лет десять. Девушки с удовольствием курили аликовы сигареты, а в моём оранжевом строительном шлеме появилась щедрая пригоршня жареного фундука. Волосы девушек и их укороченные белые халаты, застегнутые по случаю жары всего на пару пуговиц, источали аромат шоколада и сливочной карамели. Едва успели договориться о встрече после работы, как откуда-то сверху донеслись грозные окрики вездесущего Хамилыча - "Хорош сачковать, куй я вам сегодня восьмёрки закрою!" Девчонки со смехом упорхнули в свой шоколадный цех, а мы полезли на 4-й этаж, обсуждая план приобретения вина под шоколад, обещанный новыми знакомыми. После обеда Алик остался работать за двоих, а я оставил свой оранжевый шлем с остатками фундука на груде кирпичей и отправился за вином. Рабочему человеку в запыленной робе везде почет и уважуха - через полчаса я уже был обладателем пары бутылок "Ркацители" или, как мы его называли - Рики :) Стройка располагалась в самом центре города, поэтому грех было не заглянуть на обратном пути в ЦУМ, где в те годы имелась неплохая студия звукозаписи. Растолкав плечами нескольких любителей тяжмета, впился глазами в витрину. Видон конечно был живописный - спецодежда, замаранная цементным раствором и кирпичной пылью, бутылки вина под мышкой... Обычно время у этой витрины останавливалось, напечатанные на машинке вкладыши в кассетах можно изучать бесконечно долго. Но в этот раз нужно было поторапливаться - ждал Алик, в одиночку клавший перегородку в полкирпича. В глаза бросилась красная Basf FerroExtra1 со вкладышем KingDiamond и Exodus. KingDiamond... их альбом Abigail 87-го года в моём тогдашнем понимании делил население планеты на две неравные части - тех, кто им восхищался (их правда было немного, во всяком случае среди моих знакомых) и всех остальных. Это эпохальное творение пожалуй можно сравнивать разве что с другим альбомом той же группы под названием TheEуе. Впрочем на тот момент TheЕуе ещё не было в природе (а может уже был, этот альбом создан по-моему как раз в 90 г.). Как говорится, жег ляжку полученный утром аванс. Купил...
...Купил! - ответил я на вопросительный кивок Алика, устало курившего на груде кирпичей. Он имел в виду Рики, а я ещё и аудиокассету Basf, приобретённую только что за 25 руб.
Эта Basf FerroExtra1 сохранилась в домашней фонотеке вместе с несколькими другими экземплярами от уважаемого германского химконцерна.
Кассеты Basf отличаются высоким качеством, несмотря на общепринятое мнение о заметном завале высоких частот и повышенном уровне шума. Пожалуй это правда, с теми же Maxell LN кассеты Basf FerroExtra1 конечно не сравнить. Однако есть в них нечто, позволяющее всё же смело ставить их в один ряд с японскими аудиокассетами 1-го типа. Повышенный уровень шума чувствуется не слишком явно. Высокие частоты звучат пусть и не так выраженно, но всё же достаточно ярко и естественно. Зато дизайн воплощает немецкое качество и стиль. Поверхность корпуса кассеты, изготовленного из чёрной пластмассы, структурирована под дерево. Отличная лентоукладка и удачно оформленный вкладыш в основательном футляре. Кстати, на вкладыше имеется график воспроизводимых частот, демонстрирующий завалы как в верхних, так и в нижних диапазонах. Так что всё по-честному.
На вкладыше той же Maxell LN тоже имеется график, который, напротив, демонстрирует подъём частотных характеристик в диапазоне выше 16 кГц.
Альбом Conspiraсy 89 года автор ранее считал не самым удачным творением KingDiamond. Да и группа Exodus вызывала интерес по большей части тем, что из этого творческого коллектива помнится вышел один из музыкантов Metallica, Кирк Хаммет. Но нет худа без добра - это дало возможность сохраниться кассете практически в девственном состоянии. Во всяком случае, выемка в верхней части корпуса от ЛПМ магнитофона "Маяк", который в тот период был у большинства друзей, отсутствует. Как минимум четверть века эту кассету не вставляли в магнитофон. Тем не менее, тестирование показало неизменность качества записи, полузабытые композиции альбома Conspiraсy пробудили в памяти впечатления далёкого знойного лета 90-го года, аромат шоколада и сливочной карамели... Впору признать, что это не такой уж слабый альбом, дослушал его полностью и с большим удовольствием, жаль только, что последняя композиция обрывается. Не иначе вкусы и предпочтения меняются с возрастом, или тому виной ностальгия по девушке с волосами, пахнущими шоколадом и сливочной карамелью? На другой, 60-минутной Basf FerroExtra1 - Metallica, MasterOfPuppеt's 86 г. До сего времени часто слушаю этот по-настоящему великий альбом в авто, поэтому интересно было сравнить ставшее привычным звучание mp3 с записью на магнитной плёнке. Что ж, кассета порадовала глубиной аналогового звучания и виниловым песочком в паузах. Впрочем уровень шума действительно повышенный или это только так кажется? Надо сказать, что систему шумоподавления в своей деке Yamaha KX-490 принципиально не включаю, практически ей не пользуюсь. В ушах ещё звенело знаменитое "Master, Master!..", а тестирование продолжилось альбомами групп Tiamat и ParadiseLost. Прекрасные вещи, жаль только записи не студийные, поэтому вот где завал высоких частот налицо! Впрочем это вина не концерна Basf, таковым качество записи было изначально. Альбом LostParadise и в том числе запомнившаяся автору композиция Eternal звучит своеобразно даже в цифре, что говорить о не самой лучшей домашней копии на кассете. Что имеется ввиду под своеобразным звучанием? На мой взгляд, большинство композиций этих британцев звучат как-то абстрактно, что-ли. Не слишком ярко выражены высокие частоты, преобладают вокал и гитары, ударные инструменты на втором плане музыкальной картины. Это всё субъективное восприятие, конечно. Однако после этих шедевров альбомы групп Warrior и Testament показались не слишком впечатляющими, впрочем качество записи тоже осталось таким же, как более 30-ти лет тому назад. В завершение пару слов о стекляшке Basf FerroExtra1, приобретённой много позже, в 93-м.
Покупал её в той же студии в ЦУМе, потратив часть денег, вырученных с продажи сендастовой головки. Пару лет или чуть больше до того по случаю приобрёл сразу две штуки, одну установил на свою приставку Радиотехника МП-201, вторую оставил про запас :) Помню на этих головках были наклейки с надписью "Монолит". Вначале дизайн стеклянной версии Basf FerroExtra1 казался весьма удачным, но время расставило по своим местам вкусы и предпочтения - классически оформленные кассеты кажутся сейчас куда более удачным решением. Впрочем качество плёнки и лентоукладка у этой стекляшки на уровне предшественников как минимум.
Что ж, пора завершать ностальгические сопли о Basf FerroExtra1 и связанных с этой кассетой впечатлениями. На очереди Maxell LN - предмет культа и поклонения не только автора надеюсь.
Желаю здоровья и приятных воспоминаний о золотых годах, когда мы были молоды!