Найти тему

Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой?

Некрасов написал поэму «Кому на Руси жить хорошо?», где показывал страшную судьбу крестьян и людей на Руси. По сюжету эпопеи семь мужичков ищут счастливых людей в стране. Они спрашивали у попа, помещика.

«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»

С такими словами герои пошли искать счастливую женщину, по воле пера они нашли такую, Корчагину Матрену Тимофеевну, по словам других крестьян.

Образ Матрены Тимофеевны Корчагины- собирательный, она воплощение национального характера, главной носительницей самих основ жизни народа, идеал русской женщины для Н.А.Некрасова. Поэтому так важно было в поэме о народной судьбе показать, каково положение русской женщины в стране. Автор с любовью описывает героиню поэмы: “Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо…”. Красота Матрёны Тимофеевны – это красоты русской женщины, сильной, трудолюбивой. Описывая женщину за работой, автор с наслаждением рисует каждый штришок: героиня вызывает искреннюю симпатию у читателя. Она честна, прямолинейна, терпелива, заботлива, умна, смекалиста и немного дерзка

«Смекнула Тимофеевна,
Что дело подходящее.
— Согласна, — говорит, —
Такие-то вы бравые,
Нажнете, не заметите,
Снопов по десяти.»

Матрена Корчагина не всегда была такой, характер человека результат пережитых им трудностей. А на жизненном пути героини черных полос было определённо больше, чем светлых. До замужества все было наоборот семья в ней души не чаяла, да и она тоже

«За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой»

Жили они в гармонии и в радости, но не длилось это долго. Приехал свататься Филипп Корчагин, люб девочке оказался

«Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице...»

Сыграли они свадьбу и увез её из родного дома по тогдашнему обычаю в свой. Там как выразилась героиня

«…попала я
С девичьей холи в ад!»

Её за малейшую оплошность бранили, работать заставляли как раба, а муж ничего не делал и велел терпеть. Но даже в таких моментах у крестьянки находились простые радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях. До неё домогался господский управляющий Ситников, который, к счастью Матрёны, умер от холеры. Её жизнь потихоньку начинает меняться с рождением Демушки. Она выносит все тяготы, всю ругань ради малыша. Теперь женщина уже не столь озлоблена поскольку радует и согревает ее любовь к ребенку, но не долго продлились счастливые деньки, в результате несчастного случая Демушка умер. От перенесённого горя Матрена Корчагина чуть не сошла с ума, покинул мир её ребенок, первенец. Частые истории и судьбы у крепостных крестьянок, но невзгоды у Матрены Тимофеевны не заканчивается. Старшего сына Федота приволокли, чтобы «посечь хотим маненичко», но мать не позволила избить сына плетью, а перенесла его сама. Восьмилетний мальчик пожалел голодную щенную волчицу, которая выла, будто плакала. Он отдал ей уже мёртвую овцу, которую сначала бесстрашно вырвал из пасти. Далее ее дом посетило ещё одна беда: мужа забрали в армию. Боясь тяжёлого будущего для себя и своих лишённых отца детей, которых будут «пощипывать-поколачивать», Матрёна ночью побежала просить милости у губернатора. Наученная опытом, Матрёна дала двугривенный стражнику, целковый швейцару Макару Федосеичу за то, что он вовремя проведёт её к губернатору.

Обстоятельства сложились для Матрёны благоприятно. Крестьянка бросилась в ноги губернаторше и открыла ей свою жалобу: кормильца и родителя берут обманом, не по-божески. Губернаторша была с ней ласкова, крестила родившегося тут же мальчика Лиодорушкой и спасла Филиппа. За это доброе дело Матрёна всем велит прославлять и благодарить губернаторшу Елену Александровну. На этом жизнь не заканчивается дважды их дом сгорел, трижды посетила сибирская язва, а старшего сына уже забрали в армию.

В конце своего рассказа Матрёна Тимофеевна корит странников, что это за глупость – искать счастья у женщин

«А вы — за счастьем сунулись!
Обидно, молодцы!
Идите вы к чиновнику,
К вельможному боярину,
Идите вы к царю,
А женщин вы не трогайте, —
Вот бог! Ни с чем проходите
До гробовой доски!»

Она приводит легенду, что ключи от того самого женского счастья потеряны Богом. Уже и для рабов нашли ключи к счастью, а для женщин –ещё нет. Она имеет ввиду, свободу, счастье – это дело личное, Каждый имеет свое представление о счастье. И не только для женщин оно одно, а для мужчин оно другое. Нет, даже для каждой женщины или мужчины оно строго индивидуально, но со свободой, конечно, проще найти своё счастье. Так, что можно пожелать только, чтобы каждый человек расправил свои красивые крылья, открыв дверь в своей клетке.