Сегодняшний материал не имеет особой познавательной ценности, представляя собой, скорее, поток мыслей и ассоциаций на базе нескольких картинок. Ну, будем считать, что я так немного передыхаю между более серьезными статьями.
На одном из сайтов, где художники выставляют свои творения на продажу, мне попался рисунок простите – картина (так там написано), под названием «Война 1812 года. Гусар». Создано это произведение явно на волне повышенного интереса к истории Отечественной войны 1812 г., вспыхнувшего на почве двухсотлетия этого события в 2012 г. Думаю, можно быть в этом уверенным, несмотря на то, что в описании произведения автором, помимо технических подробностей («оргалит/масло 83см x 54см»), указан загадочный « 1912 г.». Авторская аннотация также содержит пояснение к изображению: «Гусар в форме Иркутского полка в живописной позе у столика с барабаном и каской».
Не будем сейчас касаться зеркально изображенной французской каски и барабана со странной, по крайней мере, для русской армии расцветкой. Просто констатируем, что, хотя автором и предпринята попытка отчасти придать своему герою черты гусара Иркутского полка, в действительности он перерисован с иллюстрации работы английского художника Брайана Фостена к книге английского же издательства Osprey publishing, изображающей унтер-офицера австрийского (комплектовавшегося венграми) Гусарского полка Гессен-Хомбурга (Гессен-Гомбурга, Хессен-Хомбурга). У своего австрийского прообраза «иркутский гусар» позаимствовал не только позу, но и светло-синий кивер с черно-желтым австрийским султаном.
У меня нет намерения здесь хоть сколько-нибудь детально излагать историю этого полка, она изложена гораздо более компетентными, чем я, людьми в специализированной литературе, да и в интернете информацию можно найти. Отмечу лишь, что уже к началу XIX в. это был старый, заслуженный полк. Он имел номер «4» и комплектовался, как и все австрийские гусарские полки, венграми. В 1803 г. получил в качестве шефа фельдмаршал-лейтенанта принца Фридриха VI Гессен-Хомбургского и стал называться его именем. Неформально часть стали называть просто «гессен-хомбургские гусары». В составе вспомогательного корпуса генерал-фельдмаршала Шварценберга полк участвовал в Русском походе Наполеона 1812 г. В 1839-49 гг шефом полка успел побывать Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александра II. Впоследствии полк просуществовал до 1918 г.
Вернемся к картинкам, ради которых и затевался этот материал.
Существует вот такое изображение трубача Гусарского полка Гессен-Хомбурга, относящееся, насколько я понимаю, также к периоду наполеоновских войн.
В XVIII-XIX в. одеяние военных музыкантов очень часто богато украшалось, а в его состав целенаправленно вводились элементы, резко выделяющие музыкантов среди остальных солдат. Изначально у этого была практическая цель – командир должен был иметь возможность моментально «выхватить» музыканта глазами среди остальных чинов, чтобы отдать ему приказания об отдаче тех или иных сигналов. Но скоро решение этой практической задачи обернулось модой на безудержное украшательство полковых музыкантов, а шефы и командиры полков стали соревноваться в том, у кого музыканты более богато и вычурно одеты. Последствия этой тенденции мы видим на рисунке – голубые сапоги, странный ментик с короткими рукавами… Но самое главное – это головной убор невообразимой высоты. Сложно даже с точностью понять, что он конструктивно собой представляет. Вокруг нижней его половины, безусловно, несколько раз обмотана лопасть, которая затем свисает длинным «хвостом» за спиной трубача. А вот что представляет собой верхняя половина этого сооружения (и как это все вообще держится) – неясно.
Подбирая иллюстрации к материалу о гессен-хомбургских гусарах, не смог удержаться от того, чтобы не поставить рисунок одного венгерского художника, творчество которого мне чертовски нравится – я рассказывал о нем ранее.
Этот рисунок авторства Дьезо Шомодьи изображает полковника Йожефа Шимоньи, служившего в Гусарском полку Гессен-Хомбурга с 1809 г., а в 1813 г. возглавившего эту часть. Шимоньи в Венгрии является фигурой по сути легендарной, там его до сих пор называют «самый храбрый гусар» и «образец венгерского кавалерийского командира». В ходе наполеоновских войн он неоднократно отличался, в частности в сражениях при Ваграме и Лейпциге. А вот после окончания войн его жизнь не сложилась. По пьяному делу полковник позволял себе антигабсбургские высказывания, а в своем полку он установил настолько жесткий дисциплинарный режим с неоднократными смертными приговорами, которые он лично выносил нарушителям дисциплины, что даже начальство не выдержало. Шимоньи был осужден и отправился в заключение, где и умер.
Вышеприведенный портрет современного художника, вне всякого сомнения, опирается на прижизненное изображение Йожефа Шимоньи, исполненное неизвестным автором
Обратите внимание на русский орден Св. Георгия 4-ой степени, последний в колодке. Как видим, к рассматриваемому периоду австрийская традиция складывания орденских лент треугольником еще не сложилась.
Ну, вот такая «цепочка» из картинок получилась
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.