Этот фильм подвернулся мне случайно, когда я искал материалы по экранизациям Хеммета. Как раз я посмотрел уже «Перекресток Миллера» и «Хэммет» Вендерса, а «Свора» снятая в 1985 году на Таллинфильме, показалась мне слишком причудливой «птицей» и я отложил ее до более благоприятных времен. И вот, похоже «благоприятные времена» настали.
Насчет «птицы» я не ошибся. Малобюджетная эстонская экранизация Хеммета - зрелище то еще и мне кажется, я уловил мотивацию создателей. 1985 год, уже все очень хотели в капитализм, но еще ссыковали открыто. Экранизации западных детективов, при формальной «осуждающей повестке», были наполнены явным низкопоклонством. Особенно это было заметно в прибалтийских картинах. Арво Круусемент уже тогда считался эстонским классиком. При масштабности замысла и недостаточности бюджета, его «Свору» буквально разорвало изнутри.
«Стеклянный ключ» и сам по себе имеет довольно противоречивый посыл. Не совсем понятно чего в нем больше, осуждения или сочувствия. «Свора» довольно точно воспроизводит первоисточник, в том числе и чисто сюжетно (в отличие от «Перекрестка Миллера»). Ну а что касается локаций и декораций, тут конечно все повеселей.
Если с внутренними помещениями, относительно понятно: подсвечники, шторы, смокинги, много зонтов и шляп, телефон винтажный, тачки две-три раздобыли. С наружкой посложнее. Улочки Таллинна мощеные. Дождь и темнота. Это конечно «нуар» однозначно, но ведь еще и здорово маскирует.
А вот эпизод с преследованием Берни поверг меня в настоящий фейспалм. Пустыня и странные сооружения в стиле раннего туркестанского барокко. Хорошо, возможно все это должно было отсылать к приблизительно Мексике… ну или около того, например Техас… Но где все это снимали? Предположим дюны в Эстонии можно найти, но неужели на Таллиннфильме были подобные декорации? Ехать в Среднюю Азию что бы снять пару эпизодов малобюджетного фильма?
И еще там присутствует вот такая Джанет – дочка сенатора.
Нэд Бомонт.
Поль Мэдвиг.
А это Шед ОРори – глава конкурирующей банды.
И его подручный Джефф, по моему очень брутальный.
Вот такой кордебалет еще.
Картина получила приз на 3-м фестивале фильмов Советской Эстонии за лучшую операторскую работу, и есть за что. Необычные ракурсы, крупные-средние планы, освещение и все такое. Жалко оценить все это в полной мере невозможно, ибо фильм пребывает в отвратительном качестве и реставрировать его похоже никто не собирается. По-моему, прибалтийское кино только в Союзе и нужно кому-то было. Тем не менее, фильм довольно известный в узких кругах, его странную стилистику пытались даже оправдать намеренной пародией. Но это не точно.