Найти тему
Шагающий экскаватор

Герман Гессе, «Степной волк»

Страниц: 250

Оценка: 8/10

Первое издание: 1927 г.

Увлекательность: 6/10

Прописанность героев: 8/10

Сюжет: 7/10

Глубина: 9/10

Эмоции: 9/10

Идея: 8/10

Мне показалось большим упущением, что я до сих не знакома с творчеством Гессе. Всё-таки классика, а классика имеет свойство влиять на остальную литературу. Это база, без который будешь хуже понимать остальное. И решила я это исправить. 

Начав писать этот текст, я засомневалась, что доросла до «Степного волка». В процессе чтения всё казалось понятным, но мне трудно теперь это выразить. Всё-таки, прочитать-то можно что угодно, хоть учебник по ядерной физике, а вот разобраться, что ты оттуда вынес, и рассказать об этом — куда сложнее. Я попробую, но что-то мне подсказывает, что лет через 5 я прочту эту книгу вновь и напишу совсем о другом.

Гарри Галлер — одиночка, который разочаровался в мире. Он развёлся с женой, снял комнату. Чувствует себя оторванным от окружающих, называет себя степным волком. Однако появившаяся в его жизни Гермина помогает взглянуть на мир с другого ракурса.

Гарри разрывают противоречия, в нём как будто заточены две личности: одна из них спокойная и конформная, стремящаяся к созиданию и не лишённая желания жить обычной человеческой — или, как говорит Гарри, мещанской — жизнью. А вторая личность — тот самый степной волк. Который сторонится людей, не терпит мещанства, считает, что всё, чем занимаются его современники — пустая суета. Также Гарри оказался в ловушке своего времени: ему кажется, что всё великое уже стало великим, впереди нет ничего, кроме войн и бесполезных занятий. Ему не нравится современная культура, которая по его мнению опошляет наследие предков. 

Эти две личности конфликтуют между собой, и поступки, совершаемые Галлером, в итоге не удовлетворяют в полной степени ни одну из сторон. Это противоречие гложет Гарри, мешает нормально жить. Находясь в постоянном конфликте с самим собой, он не видит смысла в жизни. Не понимает, зачем ему в принципе делать что-либо. 

Гермину же я вижу как отражение самого Галлера. Она мимикрирует, отражая то «светлую» сторону Гарри, то его степного волка. Когда в конце в магическом театре он вонзает нож в тело Гермины, он убивает одно из своих начал. Мне кажется, он таким образом убил не одну из своих сторон, а избавился от преграды, их разделяющей. И таким образом осознал, что его мучил не степной волк, а внутреннее ограничение, мешавшее думать о чаяниях волка как о своих собственных.

«Когда Гермина однажды — вспомнил я вдруг — говорила о времени и вечности, я сразу готов был считать ее мысли отраженьем моих собственных мыслей. А что мысль о том, чтобы я убил ее, возникла у Гермины самой, без какого бы то ни было влияния с моей стороны, — это я принял как нечто само собой разумеющееся». 

При этом автор говорит устами одного из героев, что нет ничего плохого в том, что внутри одного человека сосуществует несколько личностей, так как именно их симбиоз даёт интересную и полноценную личность.

«— Вам известно ошибочное и злосчастное представленье, будто человек есть некое постоянное единство. Вам известно также, что человек состоит из множества душ, из великого множества «я». Расщепление кажущегося единства личности на это множество фигур считается сумасшествием, наука придумала для этого названье — шизофрения. Наука права тут постольку, поскольку ни с каким множеством нельзя совладать без руководства, без известного упорядоченья, известной группировки. Не права же она в том, что полагает, будто возможен лишь один, раз навсегда данный, непреложный, пожизненный порядок множества подвидов «я». Это заблужденье науки имеет массу неприятных последствий, ценно оно только тем, что упрощает состоящим на государственной службе учителям и воспитателям их работу и избавляет их от необходимости думать и экспериментировать. Вследствие этого заблужденья «нормальными», даже социально высокосортными, считаются часто люди неизлечимо сумасшедшие, а как на сумасшедших, смотрят, наоборот, на иных гениев. Поэтому несовершенную научную психологию мы дополняем понятием, которое называем искусством построения. Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни»

Книга во мне вызвала бурю эмоций. Я понимала, как себя ощущает Гарри Галлер, и от этого становилось не по себе. Читается «Степной волк» очень легко и оттого быстро. Мне понравилось, что Гессе сам сказал, что мы вольны интерпретировать его работу по-своему: «Разумеется, я не могу, да и не хочу предписывать читателю, как ему следует понимать мой рассказ. Пусть каждый возьмет из него то, что сочтет для себя подходящим и нужным! Тем не менее мне было бы приятно, если бы многие из читателей заметили, что история Степного волка хоть и изображает болезнь и кризис, но не болезнь, которая ведет к смерти, не гибель, а ее противоположность: исцеление».