Найти тему
Yu Norm Psy

Техники развития эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости

Оглавление

Стресс – это состояние напряжения живого организма, возникающее в ответ на различные по своему характеру раздражители - физические, химические, биологические, информационные, психические (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинации

На данный момент существуют и другие определения понятия «стресс», но, по сути, они едины.

Стресс – неотъемлемая составляющая человеческой жизни.

Как отмечал  Ганс Селье, нулевой стресс невозможен,  «полная свобода от стресса означает смерть». В метафорической форме он назвал стресс вкусом и ароматом жизни.

Важно уточнить, что, во-первых, стресс - не эмоции, а самостоятельный психофизиологический процесс, обеспечивающий определенный уровень активности организма для адаптации к новым условиям. Эмоции тревоги, напряжения вторичны по отношению к нему. Во-вторых, стресс не всегда вреден.

Главная функция стресса – защитить человека. Когда вы видите что-то новое, вы быстро оцениваете – угрожает вам это или нет. И если угрожает –  насколько сильно. Эта оценка происходит неосознанно, за доли секунды.  У человека есть 3 врожденных типа реагирования на стресс – «замри», «бей» и «беги». Все реакции – правильные и нацелены на то, чтобы спасти жизнь.

В этом отличие стресса от дистресса.

Дистресс – перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое приводит к развитию пограничных состояний и психосоматических заболеваний.

Давайте рассмотрим сегодня техники, которые помогут нам прокачать такую штуку, как стрессоустойчивость, но сначала рассмотрим, что это:

Стрессоустойчивость – интегративное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием интеллектуальных, волевых, мотивационных и эмоциональных компонентов психической деятельности, которое позволяет успешно достигнуть цели в сложной эмотивной обстановке.

Техники для развития стрессоустойчивости

1. Упражнение К.С. Станиславского

К. С. Станиславский
К. С. Станиславский

Это один из приемов, который можно использовать для отдыха, восстановления психологической устойчивости и профилактики эмоционального истощения. Переключение внимания позволяет перестраивать ход мыслей, характер ощущений, снижать когнитивную напряженность, тем самым способствуя произвольному изменению и психической напряженности.

Станиславский предложил все пространство внимания разделить на четыре круга:

  1. Большой - все обозримое и воспринимаемое пространство
  2. Средний - круг непосредственного общения и ориентировки
  3. Малый - это ваше "Я" и ближайшее пространство, в котором оно пребывает и действует
  4. Внутренний - это мир ваших переживаний и ощущений

Переключение внимания с большого круга на средний, малый и на внутренний - прекрасное упражнение для тренировки самоконтроля.

Устройтесь удобно, сидя или лежа, и постарайтесь охватить вашим вниманием максимальное пространство вокруг вас - что в нем есть, какие предметы, звуки, запахи. Вспомните все места, в которых вы побывали, помечтайте о тех, где еще не были.

Затем сфокусируйте внимание на среднем круге, подумайте о тех местах, где вы бываете регулярно, вспомните что там есть, какие предметы, запахи, люди.

Еще сузьте поле внимания и обследуйте пространство вокруг вас: что в нем есть сейчас, что вы видите, что слышите, что ощущаете кожей.

Теперь сфокусируйтесь на том, что внутри вас: какие мысли, какие эмоции вы переживаете.

2. Упражнение "Когнитивное переструктурирование". Альберт Эллис

Альберт Эллис
Альберт Эллис

Иррациональные убеждения лежат в основе "нездоровых" моделей поведения. Они ведут к неконструктивным переживаниям, не способстчвуют преодолению стрессаи повышают риск выгорания, в частности риск деперсонализации и редукции личных достижений. Для профилактики и преодоления выгорания иррациональные убеждения должны быть переработаны в рациональные.

Метод переструктурирования состоит из двух шагов:

1. Выявление иррациональности мышления

Иррациональные убеждения имеют некоторые общие признаки:
- Они нереалистичны и претендуют на абсолютизацию некоторой идеи.
- Основываются на упрощении, т.е. в них учтены только две крайности "плохо-хорошо", "либо-либо" (третьего не дано), "черное-белое".
- Опираются на чрезмерное обобщение ("так делают все.")
- Их сопровождают сильные неприятные переживания - гнев, беспомощность, унижение, растерянность, раздражение, агрессивность.
- Часто в них используются слова "должен", "обязан".
- Они всегда пессимистичны и предполагают неудачный исход ("я этого не выдержу", " я не смогу это сделать").
- В них отсутсвует ориентация на цель ("несправедливо, что меня не ценят, не благодарят")
- Часто базируются по преувеличении фактов, влиянии других
- В них нет ориентации на свои внешние и внутренние ресурсы
- Их смысл (подтекст) пронизан безнадежностью, беспомощностью или пропитан переживанием "непризнанности", обвинениями других.

2. Систематическое замещение их на рациональные убеждения.

Примеры переструктурирования

1. "С большинством проблем все равно ничего нельзя сделать, и это меня расстраивает" (иррациональное убеждение)

После когнитивной переработки

"Я вполне допускаю, что не все проблемы имеют легкие решения и мне могут не нравиться некоторые мои решения. Но даже если я не сумею найти наилучший выход, никто не мешает мне искать приемлемые компромиссы".

2. "Если люди делают что-либо плохое, их обязательно нужно пристыдить, обвинить или наказать чем-либо". (иррациональное мышление)

После когнитивной переработки:

"Нет такого закона, который обязывал бы людей действовать так, как я хочу. Это дело их совести, культуры, принципов. Я принимаю их такими, какие они есть, даже если мне они и не очень нравятся".

Это лишь пара техник, которые я могу вам предложить для перенастройки своего эмоционального и физического состояния. Если вам интересны методики перенастройки, регулировки и развития вашего состояния и эмоционального интеллекта, то напишите в коментариях и я подготовлю для вас еще один небольшой список из техник, которые вы сможете проводить сами с собой.

Будьте здоровы, ваш Ю!