Найти в Дзене
Макс Шелленберг

Ральф Хюттер (KRAFTWERK), интервью 1981

Довольно философское интервью с одним из пионеров электронной музыки, данное им для французского телеканала в 1981 году. К сожалению, Крафтверк мало общались с прессой, предпочитая доносить свои идеи исключительно посредством музыки и сценических образов. Своей музыкой вы положили начало движению "роботизма", движению, которое насчитывает много подражателей, но не так много оригинальных представителей. Ярким примером такой музыки стал ваш альбом "The Man-Machine" с песней "The Robots". Почему вы решили популяризировать эту эстетику? - Для нас музыка - это повседневная конкретная реальность, а сами мы - роботы. "Работник" по-русски означает "рабочий", а мы - "музыкальные рабочие" (musikarbeiter). Почему вы отвергаете искусство как концепцию? - Я не знаю, потому что это может быть концепция XIX века, романтизм. Для нас искусство больше похоже на "индустриальное производство". Но мы находим определенную форму романтизма в некоторых ваших песнях, таких как "Trans-Europe Express" или "Radi
Ральф Хюттер, основатель группы KRAFTWERK на интервью для французского телеканала, 1981
Ральф Хюттер, основатель группы KRAFTWERK на интервью для французского телеканала, 1981

Довольно философское интервью с одним из пионеров электронной музыки, данное им для французского телеканала в 1981 году.

К сожалению, Крафтверк мало общались с прессой, предпочитая доносить свои идеи исключительно посредством музыки и сценических образов.

Своей музыкой вы положили начало движению "роботизма", движению, которое насчитывает много подражателей, но не так много оригинальных представителей. Ярким примером такой музыки стал ваш альбом "The Man-Machine" с песней "The Robots". Почему вы решили популяризировать эту эстетику?

- Для нас музыка - это повседневная конкретная реальность, а сами мы - роботы. "Работник" по-русски означает "рабочий", а мы - "музыкальные рабочие" (musikarbeiter).

-2

Почему вы отвергаете искусство как концепцию?

- Я не знаю, потому что это может быть концепция XIX века, романтизм. Для нас искусство больше похоже на "индустриальное производство".

Но мы находим определенную форму романтизма в некоторых ваших песнях, таких как "Trans-Europe Express" или "Radioactivity"?

- Да, но это скорее технологический или экологический вид романтизма.

В вашей музыке нет следов литературного немецкого романтизма?

- Нет, совсем нет.

Вы говорили о продуктивности, но между выходом "The Man-Machine" и "Computer World" был довольно большой промежуток времени. Это далеко не стахановские темпы работы, не так ли?

- Ну, мы работаем каждый день, и нам понадобилось три года, чтобы закончить новую портативную студию. Весь промежуток между выпуском двух альбомов был потрачен на создание нового дизайна и структуры нашей студии как основного инструмента. Мы все делаем сами: программное обеспечение для компьютеров и аппаратуру, собираем электрические схемы. Все функционально и сделано на заказ для нас. Мы занимаемся электронной музыкой, и мы не позволяем себе просто зайти в любой магазин и сказать продавцу: "Мне нужно вот это, это и это. Заверните".

-3

Композиция "Computer World" кажется логическим продолжением "The Man-Machine" в отношении темы и концепции, потому что он о компьютере и робототехнике...

- Да, возможно это взгляд на машину с ее физической стороны, а теперь в новом альбоме мы исследуем взаимоотношения между машиной и ментальными аспектами разума. Мы все запрограммированы как роботы, машины...

Мы все запрограммированы?

- Да, конечно! Генетическим кодом, образовательным кодом, поведенчискими установками – нее знаю, как сказать это на французском… в общем человек это не просто социум.

Значит, человек не может предопределить свой путь, свое существование?

- Не совсем, ну если только с небольшими отклонениями в программе.

В чем выражается минимализм в Kraftwerk?

- В основном это в определенной идее примитивизма, как в треке "Autobahn", в вещах и ритмах нашей повседневной жизни; о которых мы не задумываемся и делаем их на автомате. Это все ощущается как роботизированный ритм, который мы улавливаем, чтобы лучше понять, что происходит вокруг нас.

-4

О скрытом "германизме" вашей музыки иногда говорили в уничижительном ключе. Некоторые люди подчеркивали тот факт, что музыка "слишком дисциплинированная или строгая"...

- Да, это часть нашего воспитания.

Но другие немецкие группы вкладывают больше чувств и эмоций в свои мелодии

– Мы тоже, но у нас это как правило «строгие, хладнокровные» эмоции...

Не кажется ли вам немного безнадежным и даже извращенным стремление к порядку и чистоте во все более и более упадочном обществе?

- Я не такой уж хороший философ, чтобы ответить на такой серьезный вопрос, но то, что мы делаем в Kraftwerk, может быть, в некотором смысле, похоже на поиск продуктивности в самом человеке или в группе людей, что поможет создать более конструктивное будущее, нежели общество упадка и разложения.

Разве современная Германия не является символом упаднического общества, со всеми этими молодыми людьми, такими как Баадер-Майнхоф, экологи или берлинские сквоттеры? Это и Ваше поколение в некотором смысле, так что Вы можете сказать обо всех этих людях?

- Безусловно, в некотором смысле и мы тоже являемся частью движения экологов, чтобы построить более гуманную жизнь на нашей планете; это и наш выбор образа жизни.

Я знаю, что вопрос довольно банальный, но есть ли у человека сегодня шансы против машин?

- Да, конечно. Люди и машины могут и будут жить и работать в дружбе; это именно то, о чем мы говорили в альбоме "The Man-Machine". Как и было сказано, это человек + машина. Это не один против другого или один лучше другого, а гармоничный способ существования друг с другом. Это то, чем мы живем и занимаемся в нашей студии, когда наши идеи и мысли воплощаются в музыку благодаря машинам, в нашем случае речь про электронные машины.

-5

В одном из предыдущих интервью вы сказали, что Kraftwerk - это музыкальная версия школы мышления Баухаус. Что общего между Баухаузом и вами?

- Речь идет об искусстве в нашей повседневной жизни. Процесс создания искусства не существует вне общества, а он происходит внутри него… И само общество это безусловно творение человека. И мы тоже являемся частью этого общества. Мы музыкальные роботы и наше искусство это музыка. Мы как визуализация музыки. И для нас создание музыки – это способ нести идею в общество

Вы представляете форму немецкого фатализма, но это кажется довольно оптимистичным видом фатализма...

- Да, конечно. В противном случае, мы должны были бы перестать заниматься музыкой, как прямое следствие этого.

Посмотреть это интервью в видеоверсии можно по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/6378b2f3813eca692ca342c0

Всем желающим за символический донат в размере любой посильной для вас суммы я высылаю аудиокнигу с биографией DEPECHE MODE или аудиокнигу с биографией Мартина Гора INSIGHT. По всем вопросам пишите мне в личку в Вк или в Тг @ maxshellenberg

-6