Найти в Дзене
Макс Шелленберг

Ральф Хюттер (KRAFTWERK), интервью 1981

Ральф Хюттер, основатель группы KRAFTWERK на интервью для французского телеканала, 1981
Ральф Хюттер, основатель группы KRAFTWERK на интервью для французского телеканала, 1981

Довольно философское интервью с одним из пионеров электронной музыки, данное им для французского телеканала в 1981 году.

К сожалению, Крафтверк мало общались с прессой, предпочитая доносить свои идеи исключительно посредством музыки и сценических образов.

Своей музыкой вы положили начало движению "роботизма", движению, которое насчитывает много подражателей, но не так много оригинальных представителей. Ярким примером такой музыки стал ваш альбом "The Man-Machine" с песней "The Robots". Почему вы решили популяризировать эту эстетику?

- Для нас музыка - это повседневная конкретная реальность, а сами мы - роботы. "Работник" по-русски означает "рабочий", а мы - "музыкальные рабочие" (musikarbeiter).

-2

Почему вы отвергаете искусство как концепцию?

- Я не знаю, потому что это может быть концепция XIX века, романтизм. Для нас искусство больше похоже на "индустриальное производство".

Но мы находим определенную форму романтизма в некоторых ваших песнях, таких как "Trans-Europe Express" или "Radioactivity"?

- Да, но это скорее технологический или экологический вид романтизма.

В вашей музыке нет следов литературного немецкого романтизма?

- Нет, совсем нет.

Вы говорили о продуктивности, но между выходом "The Man-Machine" и "Computer World" был довольно большой промежуток времени. Это далеко не стахановские темпы работы, не так ли?

- Ну, мы работаем каждый день, и нам понадобилось три года, чтобы закончить новую портативную студию. Весь промежуток между выпуском двух альбомов был потрачен на создание нового дизайна и структуры нашей студии как основного инструмента. Мы все делаем сами: программное обеспечение для компьютеров и аппаратуру, собираем электрические схемы. Все функционально и сделано на заказ для нас. Мы занимаемся электронной музыкой, и мы не позволяем себе просто зайти в любой магазин и сказать продавцу: "Мне нужно вот это, это и это. Заверните".

-3

Композиция "Computer World" кажется логическим продолжением "The Man-Machine" в отношении темы и концепции, потому что он о компьютере и робототехнике...

- Да, возможно это взгляд на машину с ее физической стороны, а теперь в новом альбоме мы исследуем взаимоотношения между машиной и ментальными аспектами разума. Мы все запрограммированы как роботы, машины...

Мы все запрограммированы?

- Да, конечно! Генетическим кодом, образовательным кодом, поведенчискими установками – нее знаю, как сказать это на французском… в общем человек это не просто социум.

Значит, человек не может предопределить свой путь, свое существование?

- Не совсем, ну если только с небольшими отклонениями в программе.

В чем выражается минимализм в Kraftwerk?

- В основном это в определенной идее примитивизма, как в треке "Autobahn", в вещах и ритмах нашей повседневной жизни; о которых мы не задумываемся и делаем их на автомате. Это все ощущается как роботизированный ритм, который мы улавливаем, чтобы лучше понять, что происходит вокруг нас.

-4

О скрытом "германизме" вашей музыки иногда говорили в уничижительном ключе. Некоторые люди подчеркивали тот факт, что музыка "слишком дисциплинированная или строгая"...

- Да, это часть нашего воспитания.

Но другие немецкие группы вкладывают больше чувств и эмоций в свои мелодии

– Мы тоже, но у нас это как правило «строгие, хладнокровные» эмоции...

Не кажется ли вам немного безнадежным и даже извращенным стремление к порядку и чистоте во все более и более упадочном обществе?

- Я не такой уж хороший философ, чтобы ответить на такой серьезный вопрос, но то, что мы делаем в Kraftwerk, может быть, в некотором смысле, похоже на поиск продуктивности в самом человеке или в группе людей, что поможет создать более конструктивное будущее, нежели общество упадка и разложения.

Разве современная Германия не является символом упаднического общества, со всеми этими молодыми людьми, такими как Баадер-Майнхоф, экологи или берлинские сквоттеры? Это и Ваше поколение в некотором смысле, так что Вы можете сказать обо всех этих людях?

- Безусловно, в некотором смысле и мы тоже являемся частью движения экологов, чтобы построить более гуманную жизнь на нашей планете; это и наш выбор образа жизни.

Я знаю, что вопрос довольно банальный, но есть ли у человека сегодня шансы против машин?

- Да, конечно. Люди и машины могут и будут жить и работать в дружбе; это именно то, о чем мы говорили в альбоме "The Man-Machine". Как и было сказано, это человек + машина. Это не один против другого или один лучше другого, а гармоничный способ существования друг с другом. Это то, чем мы живем и занимаемся в нашей студии, когда наши идеи и мысли воплощаются в музыку благодаря машинам, в нашем случае речь про электронные машины.

-5

В одном из предыдущих интервью вы сказали, что Kraftwerk - это музыкальная версия школы мышления Баухаус. Что общего между Баухаузом и вами?

- Речь идет об искусстве в нашей повседневной жизни. Процесс создания искусства не существует вне общества, а он происходит внутри него… И само общество это безусловно творение человека. И мы тоже являемся частью этого общества. Мы музыкальные роботы и наше искусство это музыка. Мы как визуализация музыки. И для нас создание музыки – это способ нести идею в общество

Вы представляете форму немецкого фатализма, но это кажется довольно оптимистичным видом фатализма...

- Да, конечно. В противном случае, мы должны были бы перестать заниматься музыкой, как прямое следствие этого.

Посмотреть это интервью в видеоверсии можно по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/6378b2f3813eca692ca342c0

Всем желающим за символический донат в размере любой посильной для вас суммы я высылаю аудиокнигу с биографией DEPECHE MODE или аудиокнигу с биографией Мартина Гора INSIGHT. По всем вопросам пишите мне в личку в Вк или в Тг @ maxshellenberg

-6