Найти тему
Carpe Diem!

ВАЖНОЕ О МОРСКИХ КРУИЗАХ

Есть довольно много людей, которые хотели бы отправиться в морской круиз, но не решаются, потому что не знают подробностей об этом виде путешествий. Нюансов в круизах действительно много. Кое-какие важные моменты постараюсь осветить в этом посте. Но лучше, особенно отправляясь в первые круизы, обращаться к круизным экспертам. Так вы не упустите ничего важного.

Круизы – интересный вид путешествий. Каждый день новый порт, возможность за неделю побывать в нескольких странах. Выходим в город с красивого лайнера, гуляем, возвращаемся на борт – а там яркая, веселая жизнь. А ночью выходишь на верхнюю палубу, лайнер идет вперед, а над тобой бескрайнее небо.

Не хочешь выходить с лайнера в портах – и не надо, на борту тоже есть чем заняться: рестораны, аквапарки, СПА, шоу, вечеринки, развлекательные программы, детские клубы и многое другое. Порой за весь круиз не успеваешь попробовать все, особенно на лайнерах-гигантах.

Теперь о важном в круизах. Основные моменты.

-2

МАРШРУТ

Круизных компаний в мире десятки. Маршрутов очень много. Как правило, лайнеры ставят на определенные маршруты в той или иной акватории (регионе) на сезон. Акватории: например, Средиземноморье, Ближний Восток (Персидский залив), Северная Европа, Карибы, Южная Америка, США/Канада/Аляска, Юго-Восточная и Восточная Азия, Африка, Индийский океан, Австралия и Океания. Есть круизы даже к берегам Антарктиды.

В России на данный момент три круизных порта, подходящих для международных круизов. Это Санкт-Петербург, Сочи и Владивосток. До пандемии Санкт-Петербург был очень популярным портом в маршрутах по Северной Европе, Владивосток был в круизах с Японией. Сейчас по понятным причинам ни Санкт-Петербург, ни Владивосток в маршруты не включены. Только из Сочи есть международные морские круизы – на лайнере Astoria Grande в Турцию.

-3

Конечно, хотелось бы как раньше выбирать маршруты без ограничений – куда душе угодно, но сейчас, к сожалению, есть моменты, которые нас, россиян, ограничивают. Некоторые круизные компании отказались пускать на свои лайнеры российских граждан. Есть также сложности с логистикой – порой не так просто добраться к месту начала круиза. Вопросы с получением виз тоже существуют.

-4

В таких условиях самые популярные у россиян круизы на данный момент – на лайнерах компании MSC по Персидскому заливу, Европе, на лайнере Astoria Grande из Сочи в Турцию, Royal Caribbean, Celebrity, Celestyal и некоторых других.

Очень интересны круизные «кругосветки» и так называемые «перегонные» или "репозиционные" маршруты – это когда лайнер переходит из одной акватории в другую. Круизные гурманы оценят экспедиционные круизы – маршруты по местам, отдаленным от традиционных туристических мест, малолюдные, расположенные в окружении природы, мало затронутой деятельностью человека. Экспедиционные круизы отличаются повышенной образовательной и культурологической составляющей. Они сопровождаются большим числом презентаций, показов фильмов, комментариями опытных гидов-историков, культурологов, геологов и т.д.

В маршрутах круизов есть «дни в море», не стоит на них негативно реагировать. Потому что от разнообразия впечатлений порой устаешь, а в «дни в море» можно отдохнуть и собраться с мыслями.

При выборе маршрута круиза обязательно надо обращать внимание на порт посадки и его логистическое удобство. Насколько он удален от аэропорта прилета, насколько сложно или просто добраться до порта? Удобными считаются порты, расположенные недалеко от центров городов. Это, например, Барселона, Неаполь, Мессина, Генуя, Родос. Неудобные в плане логистики, к примеру, Рим (Чивитавеккья), Афины (Пирей), Марсель. Находятся не в центре, но добраться до них не составляет особого труда – порты Дубая, Дохи. Санкт-Петербурга, Венеции, Бари.

С какого круиза начинать?

С любого доступного, в принципе (но лучше не с премиум и люкс-круизов). Но все же перед бронированием лучше посоветоваться с круизным экспертом, могут быть важные нюансы как в плюс, так и в минус применительно именно к вам и вашей ситуации. Ко мне обращаться можно, контакты оставлю в завершении поста.

-5

ЛАЙНЕРЫ

Тоже очень разные. Условно круизные компании по уровню делятся на лоукост (бюджетные), стандарт, премиум и люкс. В свою очередь во флоте каждой круизной компании лайнеры тоже могут быть разными – по «возрасту», размерам, инфраструктуре. На некоторых может быть один бассейн и пара ресторанов, на других масштабный аквапарк и разнообразие мест для развлечений, которые не успеешь "проверить на себе" за круиз.

Большие современные «веселые» лайнеры обычно выбирают гости помоложе или семьи с детьми. Более спокойные, «камерные» лайнеры чаще выбирают пассажиры постарше. Но это упрощенно, порой люди «серебряного» возраста покажут молодежи, как надо веселиться. В некоторые порты не могут заходить большие лайнеры, поэтому на такие маршруты ставят лайнеры поменьше.

Все-таки особенное удовольствие – круизы на новых лайнерах. Все блестит, сверкает. Совсем скоро начнутся круизы на новейшем лайнере MSC WORLD EUROPA. Ближайшие премьеры - MSC Seascape (2022 год) и MSC Euribia (2023).

Еще одна ожидаемая новинка – это Icon of the Seas Royal Caribbean. Его планируют спустить на воду в конце 2023 года. На нем будет 20 палуб, на которых разместят многочисленные магазины, 40 ресторанов, концертный зал с фонтанами, аквапарк, 7 бассейнов, в том числе уникальный подвесной пейзажный бассейн, 9 джакузи и 6 водных горок. На Icon of the Seas впервые будут доступны семейные трехуровневые виллы с собственным двориком-балконом. На такой вилле смогут разместиться до 8 человек.

На лайнере будет много общественных зон. Например, «Королевский променад» с панорамным видом на океан, центральный парк с настоящими аллеями, аттракционами, открытыми кафе и ресторанами. На борту планируется создать восемь тематических зон для отдыха и развлечений. В зоне Suite Neighborhood планируют разместить многоуровневую солнечную террасу с джакузи, бассейном, площадкой для мини-гольфа, ледовой ареной и стеной для скалолазания.

Любители экстремального отдыха оценят аквапарк Thrill Waterpark 6-й категории сложности в море, где разместят самую высокую водную горку в море Frightening Bolt, открытую горку увеличенной длины с наклоном свободного падения в 66 градусов, двойную горку для соревнований на скоростной спуск на ковриках Storm Chasers. И еще новинка - развлечения аквапарка будут распространяться на открытое море, гости смогут спускаться с верхней палубы на четырехместных надувных плотах Storm Chasers прямо в море.

Лайнер будет выполнять 7-дневные круизы из Майами в Карибском регионе с января 2024 года. Не очень доступная для россиян акватория, но все же.

-6

КАЮТЫ

Каюты (или «кабины», как говорят на лайнерах) – это те же отельные номера, но чаще всего меньше по размерам (не берем в расчет премиальные и люксовые категории). Стандартные каюты, как правило, размером от 12 до 18 квадратных метров. В каютах есть все необходимое для комфортной жизни на лайнере – кровать, зеркало, санузел, телевизор, шкаф для одежды, прикроватные тумбочки, сейф, телефон. Кровати обычно односпальные. Они могут быть поставлены вместе, в виде двуспальной кровати, или расставлены отдельно. Если гостей не устраивает то, как поставлены кровати, то можно попросить стюарда кровати сдвинуть или раздвинуть. Но могут быть в каютах и двуспальные кровати.

В санузлах стандартных кают обычно нет косметических средств (может быть жидкое мыло, гель для душа, шампунь). Поэтому принадлежности желательно взять с собой. Следует также уточнить, что можно проносить на лайнер, а что нет – правила могут отличаться у разных круизных компаний. Общее – не стоит брать с собой утюжки, алкоголь, ножи.

Но вернемся к каютам.

Основные виды кают на лайнерах:

- внутренняя каюта (без окна)

- внешняя каюта с окном

- внешняя каюта с балконом.

Далее идут каюты более высокого уровня – сьюты и т.д., но это уже совсем другая история.

В первый круиз можно отправиться в любой каюте, которую вы можете себе позволить. Самые недорогие каюты те, которые "на гарантии" – при таком тарифе почти до начала круиза можешь не знать, какая именно каюта тебе досталась и где она будет расположена. Но интересно, что круизная компания при таком тарифе может дать каюту категорией выше. Например, можно забронировать внутреннюю каюту "на гарантии", а перед круизом узнать, что круизная компания закрепила за вами каюту с окном или с балконом. По цене внутренней. Так бывает и это приятно)

Каюта внутренняя, без окна

Самый бюджетный вариант размещения. По комфортности, как правило, не уступает стандартным каютам с окном. Но нет доступа к дневному свету, и порой непонятно, стоит лайнер или движется. Вместо окон может быть зеркало или световая панель.

Каюта внешняя с окном

Выше по стоимости, чем каюта внутренняя. По наполнению, площади и комфортности эти каюты похожи на внутренние, но есть окно. Важно понимать, что окна на круизных лайнерах как правило не открываются (есть исключения). Запустить морской воздух в каюту не получится. Зато виден дневной свет, какая погода, и то, что происходит за окном. Каюты с окнами могут быть с ограниченным видом – вид может быть загорожен, например, спасательной шлюпкой или еще чем-нибудь. Обычно каюты с ограниченным видом существенно дешевле.

-7

Каюта внешняя с балконом

Идеальный вариант для круиза. Ваш балкон – ваш личный «кусочек моря» на лайнере. Встречать рассветы и закаты на своем балконе, завтракать на балконе с видом на море (такая возможность на лайнере тоже есть). Конечно, это наилучший вариант размещения, и если есть возможность выбрать его, то он предпочтительнее. Нюанс – каюты с балконом тоже могут быть с ограниченным видом.

Одноместное размещение в круизах

Одиночек (предпочитающих по каким-то причинам путешествовать в одиночестве) в круизах называют «соло-путешественниками». Я сама из этой категории, что и как проверила на себе. Одноместное размещение на лайнерах в большинстве случаев возможно, но часто размер доплаты за второго (фактически отсутствующего) человека может достигать 80-100%. Но некоторые современные лайнеры строят уже с определенным количеством single-кают – для размещения одного гостя, со стоимостью за одного человека.

-8

ПРАВИЛА ВЪЕЗДА В СТРАНЫ И ПОСАДКИ НА ЛАЙНЕР

Это те нюансы, на которые следует обратить первоочередное внимание. Нужно понять, какие визы потребуется оформить, что для этого нужно подготовить. В связи с пандемией могут быть требования о необходимости вакцинации для посадки на лайнеры. Правила устанавливаются круизными компаниями, в свою очередь они разрабатываются на основе правил стран, в которые заходит лайнер по маршруту. С правилами въезда в страны и посадки на лайнеры вам также поможет разобраться круизный эксперт.

-9

РАСХОДЫ ДЛЯ КРУИЗА

Для начала разберемся, что входит в стоимость круиза.

Это:

- проживание на круизном лайнере в каюте выбранной категории, ежедневная уборка каюты

- питание полный пансион (алкогольные и бутилированные напитки, как правило, в стоимость не включены). Система питания на лайнере предполагает завтрак, обед, ужин, а также возможность перекусить практически в любое время, даже ночью (за исключением нескольких часов). Есть возможность питаться в ресторане-буфете по системе «шведский стол» или в основном ресторане по меню – каждый день разное. Еда на лайнерах, как правило, вкусная и разнообразная.

Важный момент по ужину в основном ресторане – на большинстве лайнеров он может проводиться по сменам. Смена может выбираться пассажиром или определяться круизной компанией. Это зависит от выбранной категории каюты.

-10

- практически все общественные мероприятия – спортивные, кулинарные, танцевальные, посещение бассейна, тренажерного зала, развлекательные мероприятия на лайнере, вечерние шоу

- портовые сборы

Это обязательная часть стоимости круиза. Я всегда предлагаю круизы только с включенными портовыми сборами. При бронировании круизов всегда стоит уточнить, включены ли в стоимость портовые сборы.

В период «высоких» сезонов в акваториях всегда цены выше. Например, Новый год в круизах по Персидскому заливу, или лето в Средиземном море. Если хочется в круиз в эти периоды, то бронировать круиз лучше заранее и обращать внимание на акции.

-11

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ:

К месту круиза надо добраться, для этого понадобятся авиабилеты. Порой стоимость билетов может превышать стоимость круиза. Поэтому смотрим практически одновременно и стоимость круиза, и стоимость билетов на самолеты, если круиз предстоит в недалеком будущем, или имеем ввиду, если круиз забронирован сильно заранее.

Я рекомендую прибывать к месту начала круиза заранее, хотя бы за сутки. Есть риски переносов и отмен авиарейсов из-за погоды или еще по каким-то причинам. Всякое бывает и, чтобы минимизировать риски опоздания на лайнер, вылеты «день в день» я стараюсь не практиковать и вам не советую. Лайнер опоздавших ждать не будет, уйдет

Порой прибыть за несколько дней до начала круиза еще и интересно – можно осмотреться в городе старта круиза, выехать в ближайшие города. Да и после круиза можно продлить пребывание в том или ином месте. Но отсюда следуют расходы на отель и пребывание в городе.

Также важные составляющие расходов – визы и страховки (медицинская и от невыезда). Существенными могут быть и затраты на трансферы.

-12

РАСХОДЫ В КРУИЗЕ

Депозит

Как правило, в первый день круиза надо положить на бортовой счет так называемый депозит. Из этих денег будут списываться расходы, которые гость несет на борту. В ресторанах, магазинах, на развлечения и т.д. В завершении круиза гостю предоставляется счет. Если депозит до конца не использован гостем, то остаток ему возвращается. Если денег не хватило, то надо будет сделать доплату до высадки. Важно знать, что на некоторые товары и услуги при их покупке на лайнере дополнительно начисляется налог – 15% (в барах, ресторанах, спа-центре, салоне красоты и т.д.).

Сервисные сборы или чаевые

Фактически это плата за хороший сервис в круизе. Сбор обязательный и оплачивается в круизе каждым пассажиром. Некоторые считают его спорным, я с ними не согласна. Огромная команда лайнера (тысячи людей) старается сделать отдых гостей лайнера первоклассным. Но фактически мы контактируем с несколькими десятками. Мы не видим тех, кто трудится в машинных отделениях, на кухне, тех, кто моет посуду и т.д. Общая сумма собранных чаевых распределяется равномерно между всеми членами экипажа, чтобы нашу благодарность получил и тот персонал, с которым мы не сталкиваемся. Размер сервисного сбора может составлять от 10-12 евро с человека в сутки и выше.

-13

Экскурсии

Очень приличная статья расходов. Если брать экскурсии в каждом порту, то можно и стоимость круиза превысить. Стоимость экскурсий для конкретного круиза можно узнать у круизного агента, у которого вы приобретаете круиз (напомню, у меня приобретать круизы можно).

Порой экскурсии не нужны – порт рядом с центром выходишь погулять в город и вперед, например в Генуе, Неаполе, Таллине, Родосе, Валлетте, Барселоне, Мессине и во многих других. Но часто из порта не выходишь, а выезжаешь, и эти транспортные расходы тоже стоит предусмотреть. Во всех случаях главное вовремя вернуться на лайнер.

Но если организуется экскурсия куда-то к манящим вас местам, то почему бы и не взять экскурсию. Так я, например, побывала, на вулкане Этна на Сицилии, в пустыне Катара и в других интересных местах. Важный момент – если вдруг автобус с экскурсией, организованной круизной компанией, задерживается, лайнер экскурсантов или немного подождет, или круизная компания возьмет на себя издержки, чтобы доставить гостей обратно на борт. Так я недавно ехала из Иерусалима в Хайфу – прибыли впритык ко времени отплытия лайнера. Так приятно не переживать из-за того, что опаздываешь)

Но в целом я тут не навязываю, если есть желание взять индивидуальную экскурсию где-то на стороне – без проблем, главное вовремя вернуться. И важно понимать, что и в случае самостоятельного осмотра достопримечательностей в месте стоянки лайнера, и в случае заказа экскурсий не у круизной компании все риски пассажиры берут на себя.

Иногда из-за непогоды или по другим причинам лайнер может не зайти в порт по маршруту. Поэтому переводить аванс за экскурсию посторонним гидам, в том числе найденным где-то в соцсетях, может быть рискованно.

По моим наблюдениям приобретать экскурсии у круизной компании заранее, до круиза, выгоднее, чем на лайнере. Бывает, что круизные компании делают спецпредложения и тогда пакет или выборочные экскурсии могут предоставляться бесплатно или по выгодным ценам.

И еще важно! Экскурсии на русском языке предлагаются в круизах с русскоязычными группами или с русскоязычным сопровождением, и их точно лучше бронировать заранее. На лайнере мест в такие группы может не оказаться. Еще один нюанс – бывает, что русскоязычные экскурсии не набираются, тогда пассажирам предлагается присоединиться к экскурсии на английском языке или возврат денег. Если на лайнере нет русскоязычной группы, то можно в первый день круиза обратиться на ресепшен лайнера или в экскурсионное бюро и узнать, есть ли набор в какие-то русскоязычные экскурсии, так тоже бывает.

В некоторых портах есть остановки туристических экскурсионных автобусов – Hop on hop off. Двухэтажные, красные, зеленый, желтые. В поездке на них можно обзорно познакомиться с новым городом. Часто бывает выгоднее, чем экскурсия. Но опять же помним, что на лайнер возвращаемся вовремя.

-14

Напитки

В стоимость круиза включено полноценное питание полный пансион 20-24 часа в сутки в основных ресторанах, перекусы. Но напитки за обедом и ужином как правило будут платными, если вы не приобрели «пакеты напитков» заранее. Тут тоже по желанию и по потребностям. Надо изучить концепцию по пакетам напитков и просчитать, нужны они вам или нет. Напитки в мини-баре практически всегда будут за дополнительную плату.

БЕЗОПАСНОСТЬ В КРУИЗАХ

Это то, что очень важно в круизах! Например, санитайзеры на лайнерах появились задолго до пандемии. Поднялся на борт – обработай руки, зашел в ресторан – тем более.

Безопасность на современных круизных лайнерах – это подготовка экипажей, современные противопожарные системы, наличие нужного количества спасательных жилетов и спасательных шлюпок на борту, система спутниковой навигации, система стабилизации качки, соответствие бесчисленным правилам и многое другое.

При строительстве современных круизных кораблей используются самые инновационные технологии и последние достижения науки и техники. По результатам статистики и исследований эксперты ЮНЕСКО признали морские круизы одним из самых безопасных видов путешествий.

Обязательно стоит идти на «учебную тревогу» в первый день круиза, следует понимать, что делать в случае чрезвычайной ситуации. Члены команды помогут пассажирам: укажут, куда именно надо двигаться, где находится место сбора на шлюпочной палубе в случае необходимости эвакуации.

Главный человек на лайнере – капитан, он принимает решения. Если потребуется он может и маршрут поменять. С дебоширами, кстати, тут тоже церемониться не будут. При необходимости изолируют или снимут с лайнера с передачей правоохранительным органам. Поэтому неправильно себя вести вообще не стоит.

Важно понимать, что лайнер может поменять маршрут в случае неблагоприятной погодной или политической ситуации. Решение об этом, как я уже написала выше, принимает капитан. Если вы забронировали экскурсию в порту, в который не попали, то эти деньги вам вернут. Какие-либо компенсации за изменение маршрута не предусмотрены.

А про шторма и качку в круизе я написала целый подробный пост.

Читать здесь - https://dzen.ru/a/Y2VVDqifaW7SeLay

-15

ВРЕМЯ КРУИЗА

Условно в плане погоды в каждом регионе плавания есть благоприятные и менее благоприятные периоды. Например, Средиземноморье предпочтительнее летом, а вот ранней весной, во второй половине осени, а уж тем более зимой случаются шторма, и может «покачать». Круизы по Балтике проходят летом, зимой же отправляться по Балтийскому морю на паромах я бы не советовала. Узнавайте нюансы сезонности круизов до бронирования у вашего круизного эксперта.

-16

КОГДА И ГДЕ БРОНИРОВАТЬ КРУИЗ

Заранее. Особенно пиковые даты, например, Новый год.

Что это даст, как минимум:

1. Возможность выбрать нужную каюту.

2. Возможность купить авиабилеты к круизу по выгодным ценам.

Порой, круизные компании устраивают акции, и круизы по ним предлагаются по очень выгодным ценам. Бывают очень хорошие цены и на ближайшие круизы. Но в целом круизы тот продукт, который чаще всего бронируют заранее, даже за полгода или за год, особенно, если есть лояльные условия бронирования и отмены.

Где бронировать?

Есть онлайн-платформы для бронирования круизов, или можно сотрудничать с круизными экспертами (агентами). Эксперт поможет с выбором круизной компании, лайнера, маршрута, каюты. Помимо круиза эксперт поможет с подбором авиарейсов, даст информацию по визам. В случае необходимости внести изменения, эксперт также поможет с этими вопросами. Мои клиенты получают полное сопровождение вплоть до возвращения из путешествия.

-17

ДЕТИ В КРУИЗЕ

Стоит ли отправляться в круиз с детьми? Конечно стоит! Уже начиная лет 4-5 очень-очень стоит. Можно и раньше. Строго говоря, я бы не рекомендовала круизы с совсем малышами, до года. Хотя, и таких крошек видела на лайнерах. У некоторых круизных компаний есть ограничения по возрасту детей, они могут зависеть от маршрута и длительности круиза. А вот для деток чуть подросших занятий в круизе найдется масса. На лайнерах есть игровые площадки, анимация, бассейны, на некоторых – водные горки и спрэй-парки, детские клубы.

Аниматоры организуют для детей игры, конкурсы, мастер-классы. Но есть важный нюанс – анимация, как правило, на английском языке, веселью детей это практически не препятствует. Иногда в детском клубе может быть русскоязычный персонал (обычно в круизах с русскоязычным сервисом). Бывает, что в детский клуб требуется запись. Бывает, что ребенка можно оставить на лайнере во время береговой экскурсии. Эта услуга будет платной, возможность ее оказания и стоимость нужно узнавать дополнительно.

Бывает, что у круизных компаний есть акции на круизы с детьми. Например, дети идут в круиз практически бесплатно, оплачиваются только портовые сборы или стоимость круиза для детей составляет половину взрослого тарифа. Но момент – «детские» тарифы действуют только если дети идут в круиз с двумя взрослыми и размещаются на дополнительном месте.

На дополнительных местах дети размещаются, как правило, на откидных полках (они поднимаются днем), на раскладывающемся диване, софе, кресле. Компоновку каюты и особенности размещения нужно уточнять до бронирования. По запросу могут предоставляться кроватки для малышей.

-18

РАЗВЛЕЧЕНИЯ В КРУИЗЕ

Один из мифов о круизах – это то, что в них скучно. Нет. Поверьте мне, как человеку очень активному. Каждый день новый порт, с которым нужно познакомиться. На лайнере надо посетить все театральные шоу, позагорать на палубе у бассейна, сходить на все вечеринки, посетить все рестораны, казино, СПА, тренажерный зал, выступления артистов в барах и лаунджах, мастер-классы и т.д. Куда тут впихнуть «скучно»? А если вы выбираете современный лайнер-гигант, то недельного круиза просто может не хватить, чтобы попробовать все развлечения на борту.

Каждый день о мероприятиях в круизе гости узнают из программы дня (бортовой газеты) – в круизах с русскоязычным сервисом она на русском языке.

Понятно, что на лайнерах поменьше, «камерных», будет поспокойнее. На современных гигантах - веселее и среди гостей бывает больше молодежи.

Покажу вам пример программы дня на борту.

-19
-20

ИНТЕРНЕТ В КРУИЗЕ

Платный интернет есть на всех лайнерах. Покупаете выбранный пакет, получаете логин и пароль для входа. Но быстрого интернета на лайнерах ждать не стоит. Часто в море работает мобильная связь, но на звонки в море лучше не отвечать. Связь идет через спутник (как и интернет), поэтому помимо стоимости за роуминг добавится стоимость за связь по спутнику. А это очень дорого. И звонить, и пользоваться интернетом лучше во время стоянок в портах – в некоторых портах есть бесплатный wi-fi, или подключаемся к сигналам кафе и ресторанов.

-21

ВАРИАНТЫ КРУИЗОВ ДЛЯ РОССИЯН

Если у вас есть боязнь языкового барьера, то выбирайте круизы с русскоязычными группами. Русскоязычное сопровождение может быть в полном формате, или в усеченном.

Полный формат включает информационные встречи с русскоязычным турлидером на борту, его помощь в решение вопросов на борту, экскурсии на русском языке, программы дня и другую информацию в каютах на русском языке, меню в ресторанах на русском языке.

Усеченный формат – это наличие русскоговорящего ассистента круизной компании на ресепшен по расписанию. Также могут быть программы дня и меню в основном ресторане на русском языке. Русскоязычные экскурсии организовываются на усмотрение круизной компании при наборе определенного количества участников (как правило, не менее 30).

В нынешних условиях более распространен второй вариант.

Если для вас важен русскоязычный сервис на борту, то скажите об этом обязательно круизному эксперту в самом начале сотрудничества.

Нюансов в круизах еще много, в этом посте я старалась охватить хотя бы основные. Своим клиентам рассказываю много подробностей.

Мой турагентский телеграм: https://t.me/flugertravel

#круизные_секреты

#обзоры_направлений_круизов_туров_отелей