Пока законодатели обсуждают законопроект против буллинга, дети каждый день сталкиваются с травлей в школе. Один из авторов инициативы, педагог и автор книги и одноименного канала «Травля: со взрослыми согласовано» Светлана Моторина рассказывает о том, что можно сделать прямо сейчас: как предотвратить травлю и создать эмоционально-безопасную образовательную среду по модели 5 «П».
1. Педагог
Согласно ФГОС, задача учителя — не только научить предмету, но и привить ребенку мягкие навыки (soft skills): умение понимать свои и чужие эмоции, договариваться, работать в команде и т. д. Это действенный способ профилактики травли. Исследования показывают, что ребенок с развитыми навыками критического мышления ставит под сомнение необоснованное мнение большинства. А навыки коммуникации и ценность кооперации позволяют выстроить эффективные стратегии взаимодействия в коллективе.
Учителя муниципальных школ жалуются, что времени на занятия по soft skills катастрофически не хватает. Но они в любом случае влияют на формирование этих навыков — осознанно или нет.
Простой пример: ребенок бросил рюкзак в проходе между партами. Что делать учителю?
Можно своим примером показать ценность бережного общения, спросив: «Могу ли я передвинуть твои вещи, чтобы он не мешали?».А можно научить хамству: «Раскинулся тут, ты не у себя дома!»
Это касается и того, как педагог организует учебный процесс.
Например, можно провести урок по литературе в формате дискуссии, на которой дети (и учитель!) аргументируют свою позицию, слышат чужую точку зрения, взвешивают мнения, сомневаются в своей правоте.А можно заявить, что ребенка тут никто не спрашивал, что прав только учитель и что есть только один верный ответ на вопрос о том, что хотел сказать автор.
Чтобы сформировать и развить в детях мягкие навыки и качества, которые предотвратят деструктивное поведение, учителю самому необходимо обладать ими.
2. Партнерство
Знаменитый психолог Жан Пиаже сказал:
«Знание нельзя передать от одного человека к другому. Можно сконструировать условия, в которых человек создаст свое знание самостоятельно».
Исследования последних десятилетий показывают, что Пиаже был прав: ученик не будет хорошо учиться из чувства долга или страха. Но его способен заинтересовать диалог с учителем — а это значит, что у ребенка должно быть право голоса. Он может и должен быть полноправным участником образовательного диалога.
Не только педагог может научить детей: чему-то и они могут научить учителя, а до некоторых истин получится дойти общими усилиями.
Например, как-то я наблюдала урок физики, на котором дети, изучая зоотроп, вместе с педагогом раскрутили модель, но отвлеклись на пыльный шарик внутри установки. Учитель тут же среагировал на это и вместо того, чтобы отмахнуться, начал собирать гипотезы о том, как этот шарик образовался, заодно напомнив еще пару тем по физике. Почему? Потому что любопытство, провоцирующее познание, прокачка нестандартного мышления — самое ценное, что может дать учитель. А вовсе не даты и факты.
У такого дето-центрированного педагога, который словом и делом показывает, что он готов следовать за любопытством детей, риск возникновения травли снижается в разы. Исследования показывают, что скука и агрессия взаимосвязаны: дети могут участвовать в травле просто потому, что им скучно.
3. Правила
Хорошо, когда школа сформулировала свои ценности, оформила на их основании правила и прописала их в уставе. Идеально, если этот устав не просто похоронен в виде буклета в учительской, а действительно воспроизводится в повседневной жизни школы. Но в реальности таких примеров немного.
Хорошая новость в том, что никто не мешает учителю самому прописать ценности для своего класса. И договориться с детьми о правилах, которые помогут их придерживаться.
Пример:
- Задавай вопросы.
- Уважай учителя и одноклассников.
- Соблюдай границы: физические и личностные.
- Уважай чужую собственность.
- Тяни руку, чтобы ответить.
- Используй позитивный язык.
- Участвуй в дискуссии.
- Говори только один (если это не дискуссия или штурм).
- Делись идеями, уважай чужие идеи.
- Сотрудничай с одноклассниками.
- Будь отзывчивым.
- Содержи класс и свое рабочее место в чистоте.
- Ходи (не бегай!) по коридору.
- Приходи вовремя.
- Соблюдай дресс-код.
4. Пространство
Само пространство класса, расстановка парт и рассадка учеников многое говорят о приоритетах учителя. Можно сколько угодно рассказывать детям про ценность сотрудничества, а потом посадить их в три ряда глазами в затылок и приправить все это словами: «Смотри в свою тетрадь!», «Оценку тоже на двоих поделю?».
Еще 30 лет назад педагог и психолог Спенсер Кейган прописал технологию кооперативного обучения. В России ее часто ошибочно называют «сингапурской методикой» на том лишь основании, что Сингапур — одна из стран, где она широко применяется. Согласно этой технологии, дети учатся в группах по четыре-шесть учеников. Существуют базовые команды, в которых дети работают по несколько месяцев, и случайные группы, в которые учитель хотя бы раз за урок смешивает детей. При этом столы в классе всегда стоят так, чтобы дети визуально делились на группы.
Эффективность кооперативного обучения доказана многочисленными исследованиями — так же, как и положительное влияние технологии на профилактику травли. Кстати, мало кто знает, что Кейган разработал свою методику основе работ Льва Выготского. Именно он первым сказал:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Дети учатся в группе, а групповая работа — лучшая профилактика деструктивного поведения.
5. Приемы
Речь идет о специальных приемах, которые позволяют учителю добиваться глубинного понимания темы, прокачивать мягкие навыки и транслировать ценности сотрудничества и взаимопомощи. Только в упомянутой выше технологии Кооперативного обучения таких методик несколько сотен.
Пример: допустим, учителю математики нужно закрепить у детей тему множеств.
Можно провести фронтальный опрос: спросить с места Катю, Петю, Нину и Мишу «Что такое множество?». При этом остальные дети будут молчать, витать в облаках, спать или повторять про себя «только не меня!». Учитель впустую тратит время этих учеников и не прокачивает ничего, кроме знания о множествах.А можно разделить детей на четверки, назначив им номера от первого до четвертого и дать инструкцию: «Сейчас вы по моей команде, начиная с номера один, будете по очереди рассказывать своей группе все, что вы знаете о множествах. У каждого из вас на это будет 30 секунд. Постарайтесь услышать ответы друг друга. Если кто-то затрудняется, помогите ему. Задание считается выполненным, если ответил каждый. Начали!».Далее учитель четыре раза включает таймер на 30 секунд, одновременно ходит между группами (может, кстати, стоять около тех самых Кати, Пети, Нины и Маши, если важно услышать именно их ответы).По завершении можно проверить активное слушание: «Маша, что в твоей группе сказал Петя?», «Нина, был ли ответ, с которым ты не согласна?».
Такой подход решает сразу несколько задач:
- Закрепили понимание определения.
- Прокачали навыки развернутого высказывания (кстати, обратите внимание на формулировку вопроса: не просто «Что такое…?», а «Расскажите все, что вы знаете о …?»).
- Закрепили ценность сотрудничества, сделали акцент на том, что можно и нужно помочь тому, кто затрудняется — вот она, профилактика травли!
- При этом задание построили так, что каждый несет ответственность за ответ: даже если ему помогут, он все равно должен ответить.
- Развили внимание, умение слушать и запоминать ответы друг друга.
- Напомнили о том, как важно после каждого образовательного опыта рефлексировать.
- Не украли время ни у одного ученика.
- Потратили на прием вместе с рефлексией те же минут 7-10, которые ушли бы на фронтальный опрос.
Материалы по теме: