Добрый день читатели моего канала! Сегодня поговорим об одном фильме, который резко выбивается из ряда других хотя бы потому, что я его сначала вообще не понял. Обзор на него я видел уже на другом канале про кино, но решил сам посмотреть и составить свое впечатление. Итак, криминальный артхаус «Сказка для старых».
Чем это поделие меня вообще привлекло. Ну, прежде всего, атмосферой 90-х. Моя молодость прошла в эти годы и хоть я сам не участвовал ни в каких бандах и с криминалом связей не имел, помню ту ауру безысходности, которая царила вокруг. Помню накачанных ребят, вышедших на улицы как будто из ниоткуда, гопников, которые паслись около школы с целью потрясти из простых ребят мелочь, простых людей, которые остались без работы и им было нечего есть ну и все такое. Но у некоторых было и наивное ожидание чего-то нового, многие люди круто меняли жизнь в лучшую или худшую стороны. По факту, конечно, этот период времени был очень тяжелым, но особенность человеческой психики такова, что испытания, оставшиеся далеко позади, со временем начинают романтизироваться и уже вспоминаются даже с определенной долей иронии. Так что 90-е для меня это период какой-то странной романтики и ностальгии.
Давайте уже перейдем к завязке фильма, тем более про нее можно сказать в нескольких предложениях. Итак, криминальный король города под погонялом Батя отправляет трех бандитов на интересную миссию. Некто Муля когда-то тоже был бандитом, причем достаточно высокопоставленным и имел доступ к воровскому общаку, который в определенный момент и стащил по неизвестным мотивам. Его нашли спустя какое-то время и закопали, но информацию об общаке так вытрясти и не удалось. Дальше начинается мистика. Из Питера, Ростова и Новосибирска одновременно поступают сообщения, что Муля жив-здоров и дышит свежим воздухом. Батины эмиссары должны проверить эту информацию, а заодно по возможности найти Мулю и привезти его домой для интересных разговоров.
Чем фильм странен, ведь завязка вполне достойная бандитского боевика? Да собственно тем что, во-первых, это не боевик. А во-вторых, авторы фильма, умудрившись задать зрителю кучу вопросов, не дали ответа ни на один из них. Ну от слова вообще! Жив ли Муля или нет? Как он сумел одновременно быть в трех городах? Что с общаком? Как, например, главные герои, которые должны по сюжету находиться не слишком близко друг от друга, внезапно оказываются на чаепитии с Батей и Мулей (или его двойником, близнецом) в финале фильма?
Честно сказать, после просмотра я настолько не знал, как писать обзор, что стал читать рецензии других авторов. И, знаете, что выяснил? То, что другим людям фильм даже еще менее понятен, чем мне. Но поскольку писать в обзорах что-то надо, то началось натягивание совы на глобус и выдвижение разных гипотез различной степени упоротости.
Итак, приведу несколько ответов на вопрос «Что это было?».
А ничего! И смысл искать вообще не нужно, поскольку фильм это просто поток сознания режиссера! Cнимался для зарубежного фестиваля (и даже отхватил там какую-то награду), а вовсе не для проката. Причем чуть ли не за неделю и за очень небольшой бюджет. А фестивальным критериям фильм отвечает полностью. Логика какая-то вроде есть, но ничего не понятно, много странных сцен и диалогов и каждый зритель волен наполнить произведение каким-то своим, особым смыслом.
Режиссер этого фильма вообще похож на художника, который рисовал всю жизнь красивые и реалистичные картины, которые никто не покупал, поскольку они были слишком стандартными. И однажды от злости и отчаяния мастер просто вылил ведро краски на холст и отнес на выставку, где «работу» ВНЕЗАПНО оценили и продали за 10 миллионов долларов.
Отчасти гипотезу «фестивальной картины» подтверждает и весьма мрачный видеоряд. В духе небо серое, земля серая, дома серые и только люди вокруг «синие». Ведь известно уже кажется всем, что за рубежом наши фильмы как-то оценивают, только если там Россия изображена сплошным, беспросветным Мордором. Солнечные пляжи, красивая архитектура, бесконечные зеленые леса? Всего этого, конечно, быть в нашей стране не может. Только грязь, вечный холод и тотальная депрессия.
Кто-то нашел в картине прямые отсылки к русским народным сказкам. Собственно, само название фильма на это намекает. Ну понятно, что Батя это обычный отец. У него трое сыновей Старший, Средний и Младший. Их он отправляет на поиски «того не знаю чего». Ну то есть, конечно, цель в общем то понятна, но в тоже время и нет. Муля это такой «кот Шредингера», одновременно жив и мертв, ну или «жар-птица», которая вроде бы где-то есть, но как найти неизвестно.
Все события такие обзорщики пытаются привязать к сказке. Например, приключения «сыновей» намекают на богатырей на перепутье. Типа «налево пойдешь – смерть найдешь, прямо пойдешь коня потеряешь». Гипотеза имеет место быть, но некоторых персонажей я так и не нашел как в нее встроить. Видно, сказок мало читал.
Многие люди, увидев контраст между общим мрачным тоном фильма и каким-то довольно теплым финалом с чайком и душевными разговорами про погоду, зиму и весну, решили что это символ возрождения России. Мол, финал свидетельствует о том что российский народ просыпается от долгого сна. Русская весна, ага.
Ладно, снимаем чужих сов с глобуса и натягиваем свою. Почему то, многие обзорщики упускают из вида религиозно-мистическую подоплеку фильма. А ведь чтобы ее увидеть, достаточно посмотреть на образ Бати. Ну вот не скажешь по нему, что он криминальный авторитет. Ему же крест на шею так и просится. И от него не ожидаешь разговоров про поимку похитителя общака. Скорей уж о душе, о спасении, о Господе. Батя в фильме лицо духовное. И если уж совсем включить фантазию, то в той отдельной бандитской Вселенной, где происходит действие, возможно и сам Господь Бог.
Теперь про главного антагониста Мулю. Пацан, безусловно, авторитетный. Неавторитетному вряд ли бы доверили знания об общаке. В фильме говорится, что он Бате как сын был и, возможно, один из самых ближайших помощников. Плюс ко всему он вроде бы отправлен под землю, но при этом находится в мире, причем сразу во многих местах. А кто у нас в христианстве был самым любимым приближенным Бога, который затем предал, восстал против него и был низвергнут? Правильно – Люцифер. Так что аналогия напрашивается сама собой.
При таком подходе понятно, что люди, отправленные на поиски Мули, вырисовываются как некие, нет не ангелы, а скорее личинки Пророков Бога, отправленные в путешествие для окончательного перерождения и становления в ходе выпавших им испытаний. Тем более что аллюзия на тему некоего перехода из одного состояния души в другое в фильме прослеживается совершенно явно во многих сценах.
Тогда и сцена финала становится более понятна. В ней присутствуют Бог, Люцифер и трое уже Пророков. А Пророки они потому, что нашли баланс между Богом и Люцифером в своей душе и потому спокойно находятся в комнате с ними обоими и даже ведут, казалось бы, ничего не значащий разговор.
Так что фильм не о бандитах и не о мрачной российской жизни. Скорее о духовном пробуждении нескольких людей, ну и немного об относительности добра и зла. А последняя фраза фильма «Давайте весну встречать» является сильнейшим финальным аккордом и мощным хеппи-эндом, который почему-то никто не заметил. Ведь Весна в душе начинается только у тех, кто обрел Гармонию, так что порадуемся за главных героев.
Рекомендую ли я фильм к просмотру? Ну только если вам нравится конкретно загружать свои мозги, копаться во множественных смыслах и искать черную кошку в комнате, где ее вообще может не быть. Обычному зрителю ну слииииишком малопонятная вещь. Мало подходящая для вечера с пивком. В следующий раз обзеру, то есть обозрю что то намного попроще ибо, честно говоря, мозги мои устали. А фильму поставлю 7 из 10, так как мне все-таки больше зашел, чем нет.
Поставьте мне лайки за мой труд и почитайте остальные статьи на канале. Не откажусь от комментариев и подписок. До новых обзоров, всем пока!