Найти тему

"Се Жених грядет в полунощи" - о чем песнопение?

Оглавление

Православным верующим хорошо знакомо песнопение «Се Жених грядет в полунощи». Этот тропарь можно услышать в первые три дня Страстной седмицы на утрени. Тем же, кто посещает монастырские службы или совершает весь суточный круг богослужений, оно известно также из последования вседневной полунощницы.

Попробуем разобраться, какие смыслы заложены в настоящий гимнографический текст.

На церковнославянском языке он звучит так: Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Источник: blagos.ru
Источник: blagos.ru

Десять дев

Прежде всего, следует понять, о каком Женихе идет речь в тропаре. В Евангелии от Матфея (Мф. 25:1-13) приводится притча Христа о десяти девах, которые ожидали прихода жениха.

Сюжет притчи основан на свадебных традициях, которые существовали в восточных странах, во время земной жизни Иисуса Христа. Жених должен был забрать невесту из дома ее родителей и провести до дома своей семьи, где и проходили основные торжества. Происходило это в вечернее или ночное время, а процессия сопровождалась несением светильников.

Девы из притчи — подруги невесты, ожидавшие со светильниками начала церемонии. Пять дев, согласно притче, взяли с собой достаточно масла, а остальные — пять взяли мало. Жених задержался и девы уснули, однако в полуночи раздался крик, предупреждающий о том, что жених приближается. У пяти дев, которые в притче названы неразумными, масло в светильниках иссякло, и они попросили его у мудрых, но те отказали им — иначе масло не хватило бы никому. Пока неразумные девы ходили купить себе масло, пришел жених и начался брачный пир, на который попали лишь мудрые девы.

Притча заканчивается так: После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13).

Есть и иная причта о Женихе, которая приводится в Евангелии от Луки: Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те (Лк. 12:36-38).

Приидет же день Господень яко тать в нощи

Сюжет притч и положен в основу тропаря. Первая рассказана Исусом Христом в контексте разговора о Его Втором Пришествии. Жених — Христос, который грядет в полночь. Полночь здесь символизирует внезапность. Это напоминает нам, что Второе Пришествие Христа произойдет неожиданно.

Источник: avatars.dzeninfra.ru
Источник: avatars.dzeninfra.ru

Блажен тот раб — поется в тропаре — его же обрящет бдяща.

Бдяща — причастие от бдети, т.е. бодрствовать, не спать.

Блажен — в высшей степени счастлив.

Но к какому бодрствованию призывает нас Господь, а вместе с ним и автор тропаря? Конечно, речь идет не о физическом состоянии, а о духовном. Христиане призваны хранить свою душу в готовности встретится со Христом в любой момент. Эта готовность проявляется в исполнении евангельских заповедей и радении о христианской жизни.

Недостоин же паки, его же обрящет унывающа: унывающа — причастие от глагола унывати. Значение этого слова в церковнославянском языке отличается от русского. Если в русском оно определяет состояние подавленности, тоски или скуки, то в церковнославянском — удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения.

Тот, кто нерадит о своем спасении, не хранит свою душу в чистоте от греха, оказывается недостойным блаженства или счастья, которое заключается в вечной жизни в Христовом Царстве.

Духовное пробуждение

После вводного предложения о Пришествии Жениха в полуночи автор тропаря обращается к душе.

Глагол блюди стоит в повелительном наклонении. Блюсти значит оберегать что-то или наблюдать за чем-то. В данном случае душа призвана наблюдать за собой и хранить себя от духовного сна. Человек, который находится в духовном сне, не видит опасности греха и не сохраняет себя от него.

Следствие такого сна — смерть: Да не смерти предана будеши. Как и в случае со сном, смерть, о которой говорится в тропаре, не есть физическая, но духовная. Христос сказал: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28).

И христианам следует опасаться не физической смерти, но духовной. Последняя — состояние, при котором грех парализует человека и удаляет его от Бога.

Духовная смерть лишает человека Богообщения и оставляет его вне Царствия Небесного. Именно поэтому автор тропаря обращается к душе: Воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Источник: diveevo-monastyr.ru
Источник: diveevo-monastyr.ru

Церковнославянское воспрянути значит не просто пробудиться от сна, но вскочить, скоро встать.

В духовной жизни нет места для промедления, христианин должен в каждый момент жизни быть готовым встать на борьбу со грехом: Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6:13-18).

***

Таким образом, тропарь призывает молящихся к духовному бодрствованию и постоянной готовности ко встрече со Христом. Выше мы говорили о том, что притча о десяти девах была сказана Спасителем в контексте разговора о Его Втором Пришествии. Однако она касается не только тех, кому будет суждено жить во времена кончины века сего, но обращена ко всем людям, которых встреча с Богом ожидает сразу после окончания их земной жизни.

Каждому христианину важно хранить память смертную, ведь кончина жизни приходит внезапно и блажен тот, кого Господь найдет бдящим.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил Петр Граматик.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram