Как редко мы сейчас пишем письма и тем интереснее читать письма из прошлого. Попалось мне письмо девочки-подростка (судя по тому, на какую аудиторию был ориентирован журнал) Нади Пелипейко из Владикавказа в редакцию журнала для детей старшего возраста "Задушевное слово". Опубликовано оно в десятом номере от 3 января 1893 года. В своём письме она пишет о поездке со своей семьёй на Кавминводы и я предлагаю вам полный текст её рассказа о наших курортах (изменил только старую орфографию на современную). Для наглядности добавлю фотографии некоторых мест, которые она упоминает.
Письмо Нади Пелипейко из Владикавказа (1893 год)
Дорогие подруги по журналу! Я родилась в гор. Владикавказе и до нынешнего года никуда из него не выезжала, как равно и мой брат Костя и сестра Лада; но это лето (І892 г.) доктор посоветовал папе ехать полечиться в Минеральные воды и кстати отдохнуть от дел, которых у него пропасть. Сначала папа хотел ехать один, но так как у меня ревматизм в ногах, Лида золотушная, Костя тоже, то папа и решил взять всех нас с собой. Таким образом, мы побывали на Кавказских Минеральных водах, и я хочу описать группы этих вод и то впечатление, которое они произвели на меня. 8-го июля мы уложились и отправились на вокзал; на вокзале, конечно, ничего не было интересного, достойного описания; на платформе были только уезжающие, так как по случаю холеры сюда никого не пускали, кроме отъезжающих. Доехав до станции «Минеральные воды», мы отправились в Пятигорск, чтобы посоветоваться с доктором — куда намъ ехать лечиться. Вид на Пятигорск очень красив. Пятигорск расположен в горах и весь утопает в зелени. В центре города встречаются довольно красивые постройки; бульвар состоит из трех аллей и довольно тенистый; но особенно красивы здесь цветники, а в саду бьет фонтан на высоту 54 арш. В Пятигорске находится грот Лермонтова и его памятник;
... мне также очень понравился провал: это гора, которая несколько десятков лет тому назад провалилась, но не вся, а только её центр, так что, когда мы вошли, через особо-устроенный туннель, в провал, то кругом нас были скалы, средина пустая, а на верху было видно небольшое отверстие, куда проникал дневной свет. Внизу этого провала находится серная вода, голубого цвета; она очень глубока и нам рассказывали, что здесь утонул сын одного доктора —мальчик, который хотел выкупаться. По этой воде плавают даже на лодке; но запах от серы до того силен, что там невозможно долго простоять.
Вот и все, что мы успели осмотреть в Пятигорске; очень может быть, что в нём есть еще много чего интересного, но мы были там недолго, а потом все только проездом часа на два, не больше. Доктор посоветовал нам ехать в Железноводск, куда мы и отправились и прожили там месяц. В Железноводске воздух, хотя суше, но гораздо приятнее, чем в Пятигорске, так как Железноводск находится почти весь в лесу, и потому в нём нет особенной жары. Парк устроен тоже в лесу и состоит из нескольких гористых аллей; здесь играет музыка утром и вечером; иногда казаки танцуют в парке лезгинку с обнаженными кинжалами в руках и вокруг них собирается такая толпа, что если кто запоздает, то уже потом ничего не увидит. В Железноводске много источников и ванн: мы сначала пили воду из Мариинского источника, вода которого довольно приятная и немного теплая,
... потом Лида и я стали пить из источника «Грязнушка»: здесь уже вода почти горячая и кипит от газу; если же ее понюхать в источнике, то она сильно бросается в нос.
Кроме того в Железноводске мы видели туннель штольни Калмыцких ванн, который мне очень понравился; он имеет вид очень длинной пещеры, вход в которую идёт под горою; войдя туда, мы увидели кругом себя скалы, по которым сочилась вода; казалось, что все камни были покрыты слизью, но когда мы дотронулись до камня, то оказалось, что это не слизь, а просто затверделая глазурь: вода, просачиваясь сквозь камни, охлаждается и, как железистая, затвердевает, образуя глазурь. Мальчик, который показывал нам туннель, опустил пузырек в воду, которая через трубу наливается в особо-устроенный бассейн, и через некоторое время пузырек покрылся железом и можно было подумать, что пузырек железный, а не стеклянный. Мне так понравился этот туннель, что я никогда, кажется, не забуду его.
Железноводск ещё будет мне памятен потому, что там я в первый раз стала кататься на лошади, по совету доктора, чему я очень обрадовалась, так как давно уже мечтала об этом. Перед отъездом мы даже ездили на лошадях на гору Бештау; это самая высокая гора в этом месте и называется так потому, что состоит из пяти гор (на татарском наречии: Беш — пять, тау — гора); мы въехали на самый шпиль горы на лошадях, но оттуда пол-горы пришлось спускаться пешком, так как спуск довольно крутой и на лошадях ехать невозможно.
Потом мы ходили на Железную гору, но эта гора, в сравнении с Бештау, кажется совсем маленькою, и действительно, войти туда совсем не трудно, благодаря дорожке, проделанной до самой вершины, и часто встречающимся там скамейкам для отдыха; спускаться же очень легко. На верху Железной горы растет лес, который мешает хорошо осмотреть окрестности;
... зато уж с Бештау видно все, как на ладони: Пятигорск, Эссентуки, Железноводск, Георгиевск, окрестные станицы и селения, много гор, а также и Эльбрус; не видно только Кисловодска, да и не мудрено, потому что он находится внизу многочисленных гор. И так, живя в Железноводске месяц, я так привыкла к нему и он так понравился мне, что даже было жалко покидать его, может быть даже навсегда: так как неизвестно, буду ли я когда-нибудь еще на Минеральных водах; думаю, что нет; у папы всегда так много дел и трудно их оставить на кого-либо другого, поездка же стоит много денег, а потому едва-ли он соберется еще раз поехать на воды.
Надежда Пелипейко.
Как сложилась судьба Надежды я не знаю, никакой информации в сети не нашёл. Есть лишь упоминание, что Людмила Константиновна Пелипейко, которая родилась в 1901 году во Владикавказе, была репрессирована в 1937 году (реабилитирована в 1997-ом). Кто знает, может это её родственница?
Если вам понравился этот материал, не поленитесь поставить лайк, написать комментарий и и подписаться, если вы это ещё не сделали.