Романтизм - направление в литературе, которое принципиально не интересуется серой реальностью. Это такая алхимическая лаборатория, где читателю являют химически-чистые образцы высоких чувств, благородных порывов, великой любви и замешанных на них невероятных приключений.
Конечно, все это имеется в глине повседневности, но глина - она и есть глина, вязкая и липкая. Романтики же извлекают из нее серебристые металлы с интересными свойствами и представляют нашему жадному до чудес взгляду. (А потом циничные практики клепают из этих чудес столовые ложки).
Поэтому бессмысленно упрекать авторов-романтиков в том, что белокурые локоны их героинь безупречны под ураганом, манжеты кавалеров ослепительны после подкидывания угля в топку паровоза, а кони за день могут доскакать от Москвы до Одессы или от Парижа до Кале. Не о том эта сказка сказывается.
Но иной раз поразвлечься бытовым занудством все-таки можно. Не в упрек авторам, а, скорее, для отрезвления тех, кто слишком всерьез страдает, что реальная жизнь не дает желаемых ярких игрушек. Ну и просто посмеяться тоже бывает приятно.
У Натальи Баевой есть замечательная статья об игнорировании романтиками реалий давнишней медицины. Ну мы же помним, что раненые пираты, мушкетеры, настигнутые ревнивцами любовники и повстречавшие в лесу барса странники или с улыбкой и без мучений отправлялись к праотцам, или через пару дней выздоравливали без всяких там неудобств. Ну максимум фехтовать какое-то время приходилось другой рукой. Хотя на самом деле им пришлось бы куда как грустнее.
А я хочу потревожить романтическую фантастику.
Тут с большим удовольствием перечитала старую классику приключений, "Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна. Разумеется, читала уже глазом не детским, а умудренно-взрослым, и просто восторгалась, как этим самым романтизмом под завязку набит научно-просветительский роман.
Судите сами. С одной стороны, "книга основана на реальных событиях". В том смысле, что Верн всячески интересовался научным прогрессом, любил посещать технические выставки, обозревать и изучать новинки, беседовать с учеными, инженерами и путешественниками, а потом встраивал эти сведения в свои книги, широко продолжая и домысливая тенденции.
Роман о приключениях капитана Немо и его "Наутилуса" - настоящий гимн предстоящему покорению океана и сопутствующей ему технике. Описания всевозможных устройств и технических новинок подробны иной раз до излишества. И, все-таки, бесконечно романтичны. В том плане, что напрочь игнорируют все низменные человеческие потребности.
Собственно, забавное начинается уже когда трое охотников за морским чудищем (профессор Аронакс, его слуга Консель и гарпунер Нед Ленд) попадают на борт подводного корабля и несколько дней выдерживаются в отдельной каюте. Описание каюты вполне подробное:
Она была совершенно пустой, только посредине стоял деревянный стол, а вокруг него пять скамеек. Пол этой тюрьмы был устлан толстой циновкой из новозеландского льна, так что шума шагов не было слышно. На голых стенах не было и признака дверей или окон.
Пленникам регулярно дают еду и питье. Спать приходится на полу. Также обнаружилась вентиляция. И... больше ничего! Гм, вам не кажется, что для сносного нахождения в запертом помещении пленникам требовалось еще кое-что? Все-таки грубый канадский китобой - не сказочная принцесса, его организм должен бы функционировать стандартно. Однако Нед Ленд начинает шумно выражать недовольство лишь при задержке обеда, больше никаких неудобств он не испытывает.
Даже когда пленники превратились в пассажиров и им во всех подробностях продемонстрировали устройство "Наутилуса", каюта номер "два нуля" так и не обнаружилась. Впрочем, около камбуза была ванная. Может быть, искомый объект расположился подле нее?
Более того, не обнаружилось вообще какого-либо накопителя отходов хотя бы камбуза, где повар (в помещении длиной три метра) разделывал черепах, дельфинов, огромных тунцов, морских гадов и готовил из них изысканные блюда. Даже если предположить, что все отходы, без каких-либо забот о чистоте окружающей среды просто сбрасывались за борт, это не могло происходить непрерывно. Тем более в подводном положении.
Прикиньте, какое амбре должно было окружать изысканные интерьеры салона, музея и библиотеки! Тем более, что капитан Немо не счел нужным устанавливать систему регенерации воздуха (хотя ее возможные варианты обсуждались), а просто раз в сутки проветривал корабль при всплытии. А ведь на борту допускалось даже курение! Не вполне ясно только, была ли это привилегия командного состава или матросы тоже могли дымить.
В общем, капитан хоть и был талантливым конструктором, но очень многого не учел. Принц, что с него взять!
----------------------------------------------------------------
Сразу уточняю - я вовсе не собираюсь умалять достоинства этого, во всех отношениях замечательного романа. И по-прежнему рекомендую давать ее 8-10-летним детям. Пусть даже посмеются над наивностью, но, может быть, толстые книжки читать научатся?
П.С. Статья опубликована 19 ноября - этот день объявлен ООН Всемирным днем туалета.
Еще на канале по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба
Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535