Найти тему
Окно в Италию

Тёмная страница в истории Флоренции. Возрождение к новой жизни

Окончание... Начало здесь

Место, куда переселили евреев оказалось совершенно не приспособленным для размещения значительного числа семей.

«Флорентийское гетто», Телемако Синьорини, 1882 год. Национальная галерея современного искусства, Рим. Фото из свободного доступа в интернете
«Флорентийское гетто», Телемако Синьорини, 1882 год. Национальная галерея современного искусства, Рим. Фото из свободного доступа в интернете

Хронист пишет:

«Это был замкнутый четырехугольник, окаймлённый высокими стенами, защищённый железными воротами; они были закрыты в полночь, чтобы обеспечить отделение от остальной части города, а также большую защиту для самих евреев. Клубок маленьких переулков со множеством домов, непригодных для размещения того количества людей, на которое было рассчитано. Узкие улочки с постройками напоминали жуткие грязные трущобы. Евреи были вынуждены оставаться внутри, и было только две двери, из которых они могли выйти и вернуться в установленное время.»

Люди всё равно старались сделать свое уединение менее скорбным и пытались как-то устроить свой быт: были построены две синагоги, несколько школ, имелись таверны и магазины. В гетто также отмечались свои праздники.

Фото из архива истории флорентийского гетто
Фото из архива истории флорентийского гетто

Но никакой лояльности к ним больше не было. Наоборот, гонения, преследования, штрафы, слежка, тюремные заключения, применялись к ним с неслыханной жестокостью. Можно только представить отношение к ним Великого герцога. При Козимо I евреи никогда не получали и не могли получить милостей, хотя банки Медичи продолжали с ними сотрудничать.

«Via del Fuoco», Телемако Синьорини, 1881 год. Картина находится в частной коллекции в Милане. Фото из свободного доступа в интернете
«Via del Fuoco», Телемако Синьорини, 1881 год. Картина находится в частной коллекции в Милане. Фото из свободного доступа в интернете

Франческо I Медичи, сын великого герцога, который хоть и не интересовался политикой и делами государства, но всегда пытался вмешаться в дела отца в пользу евреев. Прежде всего, благодаря Бьянке Капелло, второй супруге Франческо I, поскольку она считала, что они ни в чём не виноваты.

После Козимо I для евреев времена несколько улучшились.

Особо уважаемым евреям разрешили жить за пределами гетто, но рядом с Дворцом Питти, резиденцией Медичи.

Козимо III Медичи, Юстус Сустерманс, 1665 год. Палаццо Питти, Флоренция. Фото автора из книги "Медичи"
Козимо III Медичи, Юстус Сустерманс, 1665 год. Палаццо Питти, Флоренция. Фото автора из книги "Медичи"

Козимо III Медичи также не был слишком суров к ним и много работал в гетто, чтобы сделать его уютнее и здоровее. Однако своим указом отменил привилегию, предоставленную уважаемым евреям проживать за пределами гетто, поэтому между 1704 и 1714 годами гетто было расширено.

Условия жизни еврейских семей улучшились после прихода к власти Лотарингов в 1737 году. И только в 1848 году ворота были снесены окончательно и евреи наконец-то получили полную свободу. Это позволило всем тем, у кого была финансовая возможность, переехать из ветхих домов гетто в современные дома.

И наоборот, самая бедная и самая печально известная часть флорентийского населения поселилась в домах, оставленных евреями. Там же собирался и весь преступный «мир» города, что сделало его очень опасным местом.

Фото из архива истории флорентийского гетто
Фото из архива истории флорентийского гетто

Гуидо Кароччи в своей книге об истории гетто пишет:

«Невыносимая теснота и последовавший за ней упадок гетто способствовали образованию странной смеси бедных и честных людей, рабочих и несчастных, бездельников, воров, потерянных женщин. Многие честные и добродетельные семьи были вынуждены укрыться внутри, не находя дешевых кварталов в другом месте. Рядом с ними были притоны воров, были гостиницы, где сходились самые разные люди».

Ещё один хронист пишет:

«Ходили ли вы когда-нибудь в те пещеры, в те притоны, в те подземелья, где по ночам стены кишат насекомыми и где на гнилых ложах воры и шлюхи обмениваются объятиями, пробежав, шатаясь, по нечистотам порока?»

Этот район был настолько жутким, что стал рассматриваться как элемент позора. В годы, с 1865 по 1871-й, когда Флоренция была столицей Италии стали возникать споры о существовании гетто. Велись оживленные дискуссии о необходимости реабилитации этого деградировавшего места, расположенного в центре города.

Даже Старый Рынок (Mercato Vecchio) считался местом совершенно не подходившим центру города. Хронист писал:

«Старый рынок - самая грязная и неудобная вещь, и, если добавить из соображения вежливости, гигиена и мораль показывают, что любое дальнейшее промедление сноса становится невыносимым».
«Mercato Vecchio a Firenze», Телемако Синьорини, 1882-83,гг. Картина находится в частной коллекции. Фото из свободного доступа в интернете
«Mercato Vecchio a Firenze», Телемако Синьорини, 1882-83,гг. Картина находится в частной коллекции. Фото из свободного доступа в интернете

Было решено полностью реконструировать эту часть Флоренции, которая бы соответствовала статусу столицы Итальянского королевства.

Древнее Гетто и Меркато Веккьо были снесены, а на их месте построили площадь с аркадами, вокруг которой разместились несколько широких улиц и кварталов.

Колонна Изобилия на Площади Республики. Справа отель Савой и улица Рима, ведущая на площадь Сан Джованни и к Дуомо. Фото автора
Колонна Изобилия на Площади Республики. Справа отель Савой и улица Рима, ведущая на площадь Сан Джованни и к Дуомо. Фото автора

Площадь Республики. Фото автора
Площадь Республики. Фото автора

На Площади Республики над высокой аркой в надписи увековечена память о флорентийском гетто:

«L'ANTICO CENTRO DELLA CITTÀ DA SECOLARE SQUALLORE A VITA NUOVA RESTITUITO» MDCCCXCV
«ДРЕВНИЙ ЦЕНТР ГОРОДА ИЗ ВЕКОВОЙ НИЩЕТЫ К НОВОЙ ЖИЗНИ ВОЗРОЖДЕН» 1895

Эта надпись служит напоминанием о том, что сегодня люди должны быть лучше и терпимее друг к другу, потому что только в их силах помочь человечеству не повторять ошибок прошлого.

А от строений древнего гетто сейчас не осталось даже следа, только фотографии, картины художников, архивные документы и музей в современной Синагоге, построенной в 1882 году в районе Сант'Амброджо, которая открыта и по сей день.

Фото из свободного доступа в интернете
Фото из свободного доступа в интернете

И о том, что пережили евреи Флоренции и всей Италии во время Великой Отечественной войны можно узнать посетив музей Синагоги Флоренции.

Синагога и музей находятся по адресу: Via Farini 6, Firenze (в десяти минутах ходьбы от Кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре - Дуомо)
Часы работы музея в зимнее время с октября по май: с воскресенья по четверг - 10.00-17.30, в пятницу - 10.00-15.00. В летнее время с июня по сентябрь: с воскресенья по четверг - 10.00-18.30, в пятницу - 10.00-17.00 Стоимость билета 6,50 евро.

Всем замечательного настроения и откройте для себя Окно в Италию!