Испокон веков считалось, что чем старше человек - тем он мудрее, так как с возрастом накапливает достаточно жизненного опыта, чтобы знать, как реагировать и действовать в определенных ситуациях.
Но бывает, что человеку за сорок, а то и за шестьдесят и внешне он вполне соответствует своему возрасту, у него высшее образование, он эрудирован, но его внутренний мир не полностью адаптирован к окружающей его действительности и не умеет правильно реагировать на различные, происходящие вокруг него события.
Например, И. 65 лет, он был женат два раза. У него двое детей от первой жены. С первой у него не сложилось "по молодости", как он сам считает, а со второй, потому что она не понимала его увлечений. Увлечение И.- ремонт телевизоров. В молодости он неплохо зарабатывал на этом и хорошая прибыль вкупе с любимым занятием увлекли его настолько сильно, что он перестал заниматься чем-либо кроме ремонта, забыл о семье и детях, не уделял должного внимания супруге. И даже после того, как от него ушла вторая жена, он продолжил сутками просиживать за своим излюбленным занятием, внутренне будто радуясь, что никто и ничто ему больше не помешает делать то, что нравится.
В 65 лет, несмотря на хороший доход, И. живет в полуподвальном помещении без ремонта, заваленном грудой телевизоров. Старую квартиру он продал, деньги положил в банк "на черный день", с бывшими женами и детьми отношения поддерживать не желает.
Отсутствие мудрости у И. проявляется в том, что он не захотел брать на себя ответственность за семью, которую создал, хобби оказалось для него важнее близких, он не считает деньги инструментом для реализации каких-то планов, а делает из накоплений самоцель или культ.
Н. 40 лет, имеет семью, двоих детей, работает, отлично готовит, производит впечатление домашней, послушной женщины. Муж Н., которого зовут С. работает на престижной работе и зарабатывает неплохие деньги. Только вот беда : с самого начала отношений мужу Н. не хватало ее одной. Он открыто знакомился с девушками на улицах, приходил домой поздно, постоянно имел различных любовниц. Но Н. на это внимания не обращала и с помощью уговоров, а затем, скандалов и истерик, в итоге женила на себе любимого. Она была уверена, что после рождения детей С.перестанет изменять, но...ничего не изменилось. Да, С. любит детей, считает их своими, дал им свою фамилию, обеспечивает. Но жену он не только не полюбил, а даже наоборот...она начала раздражать его своей чрезмерной привязанностью и неуважением к самой себе. Дети подросли. Он начал не только посещать еще больше любовниц, но и мечтать о том, как уйдет от Н., которая к сорока уже "совсем никакая", по его мнению, к "молодой и красивой" К., своей постоянной любовнице. Только вот незадача: как только он соберется - Н. устраивает ему "концерты". Сначала жена угрожала отсудить совместную квартиру при разделе, но когда это "не прокатило" и С. заявил, что добровольно отдаст свою долю и уйдет к любовнице, Н. взбеленилась еще больше и пригрозила мужу самоубийством в случае ухода от нее. Супруга пишет угрозы любовнице, той пришлось ее заблокировать, но жена начала делать это с нового номера. Мужа она везде преследует, звонит ему по 50 раз в день, взламывает пароли от телефона, ежедневно ходит на работу и устраивает там истерики.
Что делать, С.не знает. Ему жаль жену, с которой он прожил много лет, но он ее никогда не любил, а по молодости подумал, что любовь придет после брака, чего не случилось.
Незрелость и отсутствие мудрости у Н. заключаются в ее инфантильной неспособности понять, что "насильно мил не будешь". К 40 годам она не научилась воспринимать мужа как человека, а не как любимую игрушку, которую приобрела и которая принадлежит только ей.
З.очень завидовала своей подруге И., так как та вышла замуж за Ф.,сына известного композитора. Обеим нравился Ф., но выбрал он И., так как та показалась ему более порядочной. У З. началась истерика, она рвала и метала. Как же так? Ведь я интереснее! Почему он выбрал эту "швабру"? Подливал масла в огонь и тот факт, что З. было уже за 30. В гневе она приняла решение расстроить брак во что бы то ни стало. Подруге свое раздражение она не показала, зато неожиданно пригласила ее в гости. Там З. подлила подруге снотворного в сок, а когда та уснула, перетащила ее в кровать и пригласила своего знакомого лечь рядом с ней, а затем позвонила ее мужу. Между молодыми возник серьезный конфликт, но в итоге муж поверил жене и простил ее, а вот З. в итоге стала для них общим врагом.
Чего добилась З.? По сути, только нажила себе врагов, точно так же, как и большинство людей, которые никак не могут понять, что лезть в чужую жизнь нельзя, надо строить свою.
К сожалению, люди, которых мудрость обошла стороной, могут открыто завидовать.Человек мудрый понимает, что зависть разрушает его же самого и что оскорблениями, злостью, а то и вредом другому, он не добьется улучшения своего положения.Для этого нужны старания и труд. Мудрый, в отличие от инфантильного, понимает, что ему необходимо строить свою собственную жизнь, а не копировать чужую, жить своей жизнью, а не изучать ее у других.
Причины незрелости и отсутствия мудрости:
Первой и, пожалуй, основной причиной того, что "возраст пришел один, а ума не прибавилось" является неправильное воспитание.
Если в семье ребенок был единственным или его "гиперопекали", он вполне может вырасти во взрослого, который упорно не хочет становиться взрослым и даже не намеренно. "Незрелость" - в подсознании и человек действует, как ребенок не потому, что ему нравится быть ребенком ( ведь он себя таковым совсем не считает), а потому, что просто не умеет по-другому, в нем уже заложена эта инфантильная модель поведения, так как будучи он любимчиком - другой его просто никто не учил. В детстве, гиперопекаемым детям достаточно пискнуть, чтобы прибежали родители и начали "обслуживать" его. Во взрослой так не выходит и поэтому люди незрелые, когда выходит не так, как они хотят, могут устраивать самые настоящие "концерты", проявляют агрессию.
Гиперопекаемые дети часто лишены тех социальных контактов, которые разрешены обычным. Часто родители или сердобольные бабушка с дедушкой, боясь, что ребенок "подвергнется опасности" ограничивают его в свободе передвижения, везде сопровождают, причем чуть ли не до совершеннолетия. Объясняют они свое поведение "благими целями", мол, "Береженого Бог бережет". Но не понимают одного: изоляцией они тормозят социализацию ребенка, а также приучают его к факту того, что "Мир опасный и лучше сидеть на месте и никуда не лезть". Вот и вырастает человек на мысли о том, что "Все ему должны"(ведь он привыкает к гиперопеке с детства), но делать сам ничего не хочет, так как боится "опасного мира". Такие люди могут жить обычной жизнью, обзаводиться семьей, детьми, но, к сожалению, не смогут правильно расставлять приоритеты и во всем будут руководствоваться эгоистичными целями, что может привести к разрыву семейных отношений, нестабильности в плане работы ( частой смены мест трудовой деятельности ).
Следует также помнить, что мудрость и интеллект не являются синонимами.Человек интеллектуальный, в отличие от мудрого может иметь два высших образования, иметь ученую степень, при этом быть совершенно неспособным грамотно устанавливать отношения с окружающими, расставлять приоритеты, признавать неправоту, кардинально меняться или менять что-то в своей жизни. Мудрый и зрелый же может иметь стандартное образование без грамот и красного диплома, но при этом, благодаря накопленному жизненному опыту, гораздо эффективнее решать стоящие перед ним жизненные задачи.
Вторая причина: социофобия (психологическое нарушение, при котором возникает страх при непосредственном общении с людьми, особенно в больших компаниях) , отсутствие достаточного количества социальных контактов по различным причинам.
Изоляция от окружающего мира чревата тем, что человек перестает эмоционально "созревать", учиться новому
Социофобию необходимо лечить ,так как она приводит к значительным затруднениям в общении, отражается на работе и личной жизни, снижает качество жизни.
Третья причина ( физиологическая ) : нарушения работы головного мозга.
Действительно, недоразвитие лобных долей головного мозга, так называемых "центров принятия решений", может приводить к инфантилизму, то есть несоответствию возраста поведению.
В данном случае, потребуется помощь профильного специалиста.
Хочу подчеркнуть, инфантилизм - это вовсе не неумение готовить или, например, нежелание работать на тяжелой работе. Это неумение принимать важные жизненные решения, мириться с обстоятельствами, признавать свои ошибки, понимать и чувствовать окружающих (обладать эмпатией) и пр.
Вывод:
Человек, который не набрался мудрости - это по сути ребенок, только с образованием, профессией и навыками в определенной сфере. Он может благополучно выполнять свои обязанности на работе и дома, но стоит только ему столкнуться с необходимостью что-то кардинально изменить в своей жизни - теряется. А если что-то вдруг происходит не по тому сценарию, который он сочинил - он начинает, подобно капризному ребенку, устраивать скандалы, выясняя отношения и пытаясь "перекроить под себя" окружающих.
Помните, мудрость не дается нам при рождении и не приобретается с высшим образование, ее мы получаем с годами общения, с жизненным опытом, пусть и не всегда приятным. Работайте над собой, а также избегайте гиперопеки и жесткого контроля в воспитании детей и все у вас получится.
Удачи вам. Ваша Алиса.