Суминия — небольшая (30 сантиметров в длину или размером с белку) позднепермская терапсида. То есть, звероящер, эпохой которых пермский период и являлся. Но крайне необычный звероящер. Фактически, это первое известное древесное позвоночное.
Об образе жизни суминии говорят многочисленные, в том числе и включающие полные отпечатки скелетов, окаменелости. Когда-то, — а именно между 265 и 254 миллионами лет назад, — таких ящеро-зверьков на территории современного Урала водилось много. Достаточно, чтобы возможной стало одновременное захоронение сразу 20 экземпляров. Жили суминии, видимо, стаями.
И жили на деревьях. Об этом свидетельствуют лапы с хватательными пальцами и когтями, а также хвост, способный обеспечивать дополнительную опору, обвивая ветви. Само животное было, вопреки традициям ещё грубой и примитивной эпохи, изящным, с длинными ногами, гибкой шеей и тонким, компактным телом. Постоянную температуру которого суминия уже наверняка поддерживала. Но этим сходство с обезьянами, впрочем, исчерпывается.
По сложению кажется, что суминия могла быть очень проворным существом, однако, первое впечатление обманчиво. Более близким, чем обезьяна, аналогом суминии в современной биосфере может считаться коала или ленивец. Пермская «белка», всё-таки, являлась позвоночным довольно примитивным, и могла ходить, но не бегать, а тем более не прыгать по ветвям.
...Высокую скорость суминиям развивать и не требовалось, так как естественные враги могли подстерегать их только на земле, — при переходе от дерева к дереву. Однако, суминии едва ли часто спускались. Строение их зубов, — передние представляли собой ножи, а задние предназначались для перетирания пищи, — говорит о том, что питались они корой и даже условной «древесиной», — одервеневшими частями древовидных папоротников. На этот грубый ресурс не находилось других претендентов. Ибо умение пищу пережёвывать оставалось большой редкостью, что вынуждало растительноядных животных перми ограничиваться листьями или даже гниющими остатками. Суминия же грызть и жевать умела.