Американцы делают деньги из всего, даже из воздуха. Это утверждение вовсе не является избитым и преувеличенным стереотипом, если вспомнить реальные истории. Например, ту, о которой сегодня пойдет речь.
В 50-е годы прошлого столетия предприимчивые американцы в штате Невада решили организовать необычный бизнес. Это было то время, когда Америка пребывала на волне эйфории от двух сброшенных ядерных бомб на японские города Хиросиму и Нагасаки. Для устрашения всего мира их военные активно начали проводить испытания на ядерном полигоне.
Место для полигона было выбрано безлюдное – пустыня под названием Мохаве. Он был расположен в 100 километрах от столицы развлечений и игорного бизнеса – города Лас-Вегас. Ядерные ракеты там взрывались с завидной регулярностью. Кстати, приблизительно половина взрывов была проведена под землей. Но грибовидное монструозное облако все равно расплывалось над пустыней.
Нетрудно догадаться, что те самые дельцы, о которых мы упоминали в самом начале, придумали новый вид туризма. Они отвозили людей из Лас-Вегаса ближе к полигону, чтобы те посмотрели на "феерический салют". Очереди из автобусов образовывали километровые пробки.
Удивительно, но люди в то время не отдавали себе отчет о губительности радиационного излучения. Возможно, "недалекие американцы" не удосужились изучить документы о количестве людей, скончавшихся в первые годы после взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Американцы в принципе не привыкли интересоваться вещами, которые находятся в десятках тысяч километров от их дома.
Прямо здесь и сейчас у них было отличное развлечение. Тем более, что уже тогда появилась мода на красивые композиционные снимки. Можно только представить, сколько денег драли фотографы с желающих запечатлеть себя на фоне ядерного облака в Неваде. Да поближе запечатлеть.
График испытаний был известен. Поэтому за отдельную плату можно было купить билеты "в первый ряд". Это когда в зоне, удаленной на минимальное разрешенное количество метров, ставили несколько рядов стульев (как в кинотеатре) и усаживали туда военных офицеров. Они должны были следить за испытаниями. Там же находилось место и простым зевакам.
Так называемый ядерный туризм в США быстро стал развлечением. Однако он также быстро и наскучил американцам.
Например, в Сети можно найти много архивных фото, на которых запечатлены люди, беспечно делающие свои дела на фоне грибовидного ядерного облака.
В конце концов, это только облако. В другой раз оно будет таким же белым и таким же грибовидным. Оно не будет сиять всеми цветами радуги и не увеличится в размерах, заполонив собой все небо.
Завсегдатаям развлечений в Лас-Вегасе ядерный туризм наскучил быстро. Многие люди даже перестали покупать билеты ближе к полигону, "любуясь" на бомбовое облако прямо из номера отеля или собственного дома. А вот люди из других штатов, которые приезжали в Неваду впервые, все еще хотели воочию посмотреть на диковинные взрывы.
К их услугам были специальные очки, якобы защищающие глаза от излучения. Кроме того, у полигона продавались всевозможные сувениры, плакаты и брошюры. Американцы и вправду умеют делать деньги из ничего.
Но через несколько десятков лет этот бизнес был свернут. Мир узнал больше о ядерном излучении, особенно после трагедии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, с падением берлинской стены официально кончилась холодная война. Мир взял курс на разоружение.
Так, в 1992 году в Неваде официально было проведено последнее, 1021-е испытание ядерной бомбы.
С тех пор грибовидные облака над пустыней Мохаве никогда больше не поднимались. Даже гигантские воронки от взрывов на месте полигона уже давно замело песком.