Начало истории можно прочитать здесь, а продолжение тут.
Вот так вот, почти не вылезая из кабинета директора, мы дотянули до мая. Эти праздники для меня были глотком свежего воздуха! Потому что я устала от постоянных разборок. И дети от этого устали. Артём срывал уроки, меня на эти уроки звали учителя, чтобы я как-то угомонила этого мальчишку. А я знала, что это обречено на провал: я зайду в класс, Артём пришипится, даже извиниться может, но тихо будет минуты три. Я знала: я за дверь, он снова начнёт выделываться. Кстати, на моих уроках проблем с ним не было, сидел тихо, хоть почти ничего и не делал.
И вот выходим мы с праздников, а Артёма в школе нет. Спрашиваю у детей, никто не знает: к этому времени с ним уже почти никто не общался. Звоню матери, ответа нет. Так и не смогла выяснить, куда он подевался. А вечером мне звонит моя подруга. И говорит: "Ань, я сегодня в обед домой шла, видела твоего Артёма... Пьяный просто в стельку... С ним ещё была какая-то женщина с короткой стрижкой, и ещё были какие-то мужики, двое... Вот же компания, не по возрасту! И он ещё ведь пьяный, совершенно пьяный! Вообще они все пьяные!". Честно говоря, я даже не знала, как воспринять эту информацию. По описанию женщина в этой нетрезвой компании - мать Артёма. В голове не укладывалось! Не может быть такого вообще! Я подумала, что подруга с кем-то перепутала его. Она плохо знает мой класс, не работает с этими детьми... И вот не хотелось верить...
Но утром я пришла в школу. Пока я вешала пальто в гардеробную, подошла ко мне одна из вахтёрш: "Анечка, представляешь, видела я твоего ученика. Артёма видела. Шёл по улице с какими-то взрослыми. Ну, как шёл... Тащился, пьяный он был...".
Если второй человек это говорит, то, значит, так и было... Я попыталась дозвониться матери. Никакого ответа. Поэтому после родительского собрания я отправилась домой к Артёму. Пошла не одна, меня согласился сопровождать один из родителей. Я не говорила подробностей, просто сказала, что ребёнок в школу не ходит, а я переживаю, не могу дозвониться до мамы...
Мы позвонили в квартиру. Мать Артёма открыла быстро. Она не ожидала меня увидеть, испугалась, но согласилась проводить нас в комнату к Артёму. Артём лежал на диване, отвернувшись. А на полу стояла банка с рассолом... "Артём заболел", - пояснила мама. Тут не я даже взорвалась, а Иван Сергеевич: "Это чем он болеет? Что за болезнь рассолом лечат?". Он, как ответственный родитель, был до глубины души поражён. Он и без меня догадался... Иван Сергеевич выдал очень эмоциональный нравоучительный спич! Конечно, мать Артёма всё отрицала... А я сказала: если история повторяется, я всё рассказываю администрации школы, чтоб были приняты меры... И тихо-мирно мы закончили год, встретились в 7 классе...
Артём окончательно бросил учиться, прогуливал школу. Дошло до того, что мать приводила его к дверям школы, а я встречала и отводила на уроки. Но Артём после моего урока сбегал. Если русский язык идёт пятым уроком, он сбегал с 6-го. А в пятницу просто не приходил: у меня был методический день.
После одного из советов профилактики я неожиданно повернулась к Артёму и спросила: "А у тебя есть мечта?". "Есть, я хочу в Дружину. Все ходят, а я не могу. Мама не может платить". "Если ты будешь ходить, я помогу тебе. Но деньги за обучение я буду отдавать лично тренеру. Договорились?". Нехотя, но Артём согласился. Я видела, что он разочарован. Мы договорились, что вечером вместе придём на сборы.
Мне идея с Дружиной понравилась. Там у ребят был хороший наставник, они обучались не только приёмам самбо, но и беседовали с батюшкой. То есть это тренировка души и тела. Так можно и правильную дорогу в жизни найти. Многие ребята, попав туда хулиганами, переосмысливали своё поведение, брались за голову...
И вот вечером я пришла к зданию, где занимается Дружина. Тренер выразил готовность работать с таким сложным ребёнком, сказал, что и денег за секцию не надо. И всё было бы хорошо, если бы Артём пришёл. А он не пришёл, струсил или не захотел. Позже я пыталась на эту тему поговорить с ним, но он её избегал...
Продолжил прогуливать. А когда приходил, получал двойки. Мне вообще было не за что зацепиться, чтобы поставить три. Ему было плевать. И вот как-то у доски я от отчаяния попросила хотя бы падеж определить у существительного, а в ответ: "Десятый!". Дети замерли, ожидая моей реакции. А я не знала, что говорить. Просто посмотрела на этого мальчишку. А в ответ: "Я хочу учиться в интернате!".
Так и случилось. На очередном совете профилактики мать сказала, что Артём хочет учиться в интернате. Ей дали направление на ПМПК. Наш социальный педагог мне рассказала, что во время комиссии Артём не смог перечислить даже времена года. Вид какой-то ему определили. Что ж, хозяин - барин. А ведь изначально способности у него были! Он мог вполне учиться в школу. Конечно, звёзд с неба не хватать, но иметь твёрдые тройки. А по литературе в 5 классе он уверенно занимался на "4", он тогда ещё что-то читал. Я помню, как мы обсуждали "Царевну-лягушку". Попросила я его пересказать сюжет. А у него так здорово получилось! И помню его фразу: "И я бы лягушку поцеловал! Если б знал, что она красивой потом будет!".
В восьмой класс ребята перешли уже без Артёма. Мне говорили, что он носится по кварталу с какими-то мелкими пацанами из интерната, доволен свободой. Такую судьбу он себе выбрал сам. А дальше кошельки, форточки и всё такое. Логичное продолжение такой разгульной жизни - срок. Его бывшие одноклассники уже учатся в университетах, работают, помогают родителям, а он в свои 20 лет свободы лишился.