12 ноября 1996 года в индийском небе над Дели было тесно. Для захода на посадку в аэропорту многомиллионного города использовался только один воздушный коридор, поэтому диспетчеры разводили взлетающие и садящиеся самолёты по высоте.
Транспортный Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines выполнял рейс из Шымкента в Дели. На его борту находилось 27 пассажиров, среди которых были туристы, и 10 членов экипажа. Самолёт заходил на посадку. Диспетчер дал команду снижаться до эшелона FL 150 (около 4570 метров) и предупредил о летящем навстречу, на 300 метров ниже, Боинге 747.
Это был лайнер авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Он только вылетел из Дели и направлялся в Саудовскую Аравию. На его борту находилось 312 человек, включая 23 члена экипажа. Боинг получил команду занять эшелон FL 140 (около 4260 метров) и оставаться на нем.
Радары аэропорта Дели не отображали высоту самолётов. Поэтому, когда диспетчер увидел пересечение точек двух бортов, он ожидал что они продолжат движение в разных направлениях, так как самолёты должны были разойтись на безопасном расстоянии. Но вместо этого обе точки исчезли в месте пересечения. Вскоре с диспетчером связался пилот пролетавшего неподалёку американского военного самолёта:
"Мы увидели что-то справа от нас, похожее на большой огненный шар... выглядящий как большой взрыв".
Диспетчер попытался выйти на связь с бортами, но ответом стало зловещее молчание. Американский экипаж продолжал докладывать:
"Мы видим два огня справа от нас примерно в четырех милях к северо-западу... Мы видели большой огненный шар в облаке, и я заметил огненные обломки. Два отчетливых возгорания на земле"
Стало понятно, что произошло столкновение. Самолёты упали в 74 километрах от аэропорта. Подоспевшие спасатели выживших не обнаружили, но на земле никто не пострадал. Таким образом, всего погибло 349 человек - все, кто находился на обоих бортах. На 2024 год это пятая по количеству жертв катастрофа в истории авиации.
Комиссии по расследованию удалось пролить свет на случившееся благодаря расшифровке "чёрных ящиков". В кабине Ил-76 переговоры с диспетчером вёл бортрадист. После получения информации о встречном Боинге на эшелоне FL 140, второй пилот, занятый другими обязанностями и слушавший переговоры вполуха, уловил неверный смысл сообщения. Он, по-видимому, подумал что им разрешили снижаться до FL 140. Командир, судя по всему, воспринял это аналогичным образом и не стал вмешиваться в управление. При этом штурман также не отреагировал на продолжение снижения.
Бортрадист знал правильную высоту, но со своего места в кабине он не мог постоянно контролировать действия пилотов и параметры полёта. Вскоре командир спросил на какой высоте они должны лететь. Это говорило о том, что он не владел обстановкой. Бортинженер добавил путаницы, сказав что надо сохранять текущую высоту, то есть эшелон FL 140 до которого самолет уже снизился. Бортрадист, однако, немедленно сообщил: "держите 150-й, не снижайтесь", при этом не видя фактической высоты.
Всего за четыре секунды до столкновения бортрадист обнаружил, что самолёт находится на неверном эшелоне и закричал что надо подниматься до FL 150, так как на текущей высоте встречный борт. Ил-76 уже приступил к набору высоты, но было поздно. Скорее всего самолёты находились в облаках и экипажи не видели друг друга до самого момента столкновения.
Катастрофе способствовали и иные обстоятельства. Так, в аэропорту Дели не было вторичного обзорного радиолокатора, который предоставляет диспетчерам информацию о высоте самолетов. Кроме того, на обоих бортах отсутствовала система предупреждения о столкновении воздушных судов.
По результатам расследования были даны рекомендации внести изменения в процедуры движения в воздушном пространстве вокруг Дели и улучшить инфраструктуру аэропорта.
Любопытная деталь. Через десять лет произойдёт столковение самолётов в небе над Бразилией. У участника этого столкновения, пассажирского боинга, будет такой же номер рейса, как и у разбившегося Ил-76 - 1907.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!