Найти тему

"ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ" | ИСТОРИЯ ШЕДЕВРА БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ | "ОЧЕРКИ СТАРОГО КИНО"

Великий маэстро итальянского кино Бернардо Бертолуччи подарил миру множество чудесных картин. На протяжении всей своей карьеры, растянувшейся на пятьдесят с лишним лет он был интересен публике самых разных возрастов, не в последнюю очередь благодаря своему космополитизму и любви к запретным темам, коей славится род людской от берега до берега. "Последнее танго в Париже", шедевр Бертолуччи, о котором мы сегодня и поговорим, стал одним из важнейших фильмов не только в карьере своего создателя, но и во всём кино ХХ-го века в принципе. Он пошатнул многие основы кинонравственности и понимание того, что можно считать порнографией, а что - нет...

ДИСКЛЕЙМЕР! ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА МОЁМ КАНАЛЕ - СТРОГО 18+! ЭТОТ - НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ!

О чём кино?

Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец Пол (Марлон Брандо) потрясен недавней смертью жены, он считает себя виновным и находится в состоянии глубокой депрессии. Отчаянно цепляясь за жизнь, он знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой Жанной (Мария Шнайдер), намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить. Секс, насилие и откровенные разговоры, подчас приносящие нестерпимые муки - и всё это с девушкой, имени которого он даже не знает...

1. Замысел "Последнего танго..." лежит в эротической фантазии режиссёра (интересно, сколько раз подобные фантазии дарили нам шедевры мирового кино). Бертолуччи думал о том, чтобы встретить девушку своей мечты прямо на улице и заняться с ней любовью, при этом даже не зная её имени.

Бертолуччи в молодые годы
Бертолуччи в молодые годы

...мне кажется, что секс - это убийство. В чувственных отношениях несомненно присутствует момент разрушения.
Бертолуччи о замысле "Последнего танго в Париже"

После всемирного успеха драмы "Конформист" итальянского режиссёра буквально носили на руках и были готовы исполнять даже самые безумные его идеи. Именно поэтому Бернардо удалось заручиться помощью американской студии "United Artists", при этом американская сторона согласилась на съёмки в Европе и местный персонал. Работа закипела...

2. Изначально на роль Пола рассматривался Жан-Луи Трентиньян, а на роль Жанны - Доминик Санда. Оба они чудесно выступили в "Конформисте". Однако Трентиньян отказался от роли, не желая светиться в столь откровенных сексуальных сценах. Доминик Санда же в тот момент носила ребёнка и решила, что здоровая беременность и удачные роды для неё сейчас важнее (и не поспоришь). Режиссёр надулся, но не надолго: уже через некоторое время Санда снова посотрудничала с постановщиком, в эпическом фильме "Двадцатый век". Также Жанну могла сыграть Роми Шнайдер, но и она из проекта выбыла.

В итоге на место Трентиньяна заступила голливудская звезда, Марлон Брандо, для которого 1972-й стал по-настоящему звёздным: совсем недавно он снялся у Копполы в первом "Крёстном отце", за который получил "Оскар" как лучший актёр, а теперь ехал в Европу на съёмки очередной интересной ленты.
Мария Шнайдер, которая потеснила Санда и свою однофамилицу на роли Жанны, обладала весьма интересной биографией: увлекавшаяся кино девушка из среднего класса в 16 лет сбежала из дома и вскоре поселилась в доме у настоящей кинозвезды, Бриджит Бардо. Бардо, разглядев талант юной девочки, принялась протежировать её.

3. Помимо собственных фантазий создателя, на сценарий ленты большое влияние оказали полотна художника Фрэнсиса Бэкона. На выставку его жутковатых работ Бертолуччи повёл своего постоянного соавтора, оператора Витторио Стораро.

"Я показывал ему картины, послужившие мне источником вдохновения при работе над сценарием. Вы, наверное, заметили, что в фильме преобладают оранжевые полутора. Это прямое влияние Бэкона"
воспоминания Бернардо Бертолуччи
Витторио Стораро (24 июня 1940, Рим) — итало-американский кинооператор. Обладатель трёх премий "Оскар"
Витторио Стораро (24 июня 1940, Рим) — итало-американский кинооператор. Обладатель трёх премий "Оскар"

Творчество Фрэнсиса Бэкона весьма своеобразно, однако, на мой взгляд, довольно интересно!

4. Съёмки фильма начались в январе 1972 года... естественно, в Париже. Атмосфера на площадке была напряжённой: и материал диктовал некоторую наэлектризованность, и сами создатели давали друг другу на орехи. По своей старой традиции, Марлон Брандо не учил реплики, много импровизировал, а отдельные важные фразы записывал на карточках, которые расставлял повсюду. Бертолуччи приходилось искать ракурсы, с которых эти карточки не были бы видны.
Брандо, как и Шнайдер, негативно отзывался о съёмках в фильме, заявив, что никогда больше не будет сниматься в подобных картинах. Более 15 лет после окончания съёмок Брандо не общался с Бертолуччи. Дело было в игре Брандо. Бертолуччи добивался от американца, прошедшего классическую театральную школу, максимального европейского реализма:

"И он принял мои правила игры, после чего не разговаривал со мной двадцать лет. Когда вышел фильм, он чувствовал себя совершенно голым, разоблачённым, что ему не понравилось"
воспоминания Бернардо Бертолуччи
Съёмки фильма
Съёмки фильма

Наибольшую скандальную известность принёс истории "Последнего танго..." так называемый "эпизод с маслом". Примерно в середине фильма герой Брандо насилует героиню Шнайдер, используя в качестве лубриканта сливочное масло. Чтобы сцена получилась реалистичнее, самой Шнайдер о масле ничего не рассказали - его просто не было в сценарии. Съёмки этой сцены надломили психологическое состояние актрисы. В интервью 2007 года она говорила: "Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем. <…> С тех пор я больше не ем масла — только оливковое".

Та самая сцена
Та самая сцена

Как верно отмечали специалисты, актёры "Последнего танго..." не столько играют, сколько живут в заданных обстоятельствах. И это сработало! Впрочем об этом мы поговорим позже.
Съёмки фильма заняли всего три месяца и закончились в марте 1972-го.

5. Но пока съёмки ещё шли, решался вопрос с музыкой. Изначально планировалось привлечь к созданию фильма знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццоллу, который должен был создать для фильма (сюрприз!) танго. Однако в последний момент режиссёр предпочёл музыку джазового импровизатора, тенор-саксофониста Гато Барбьери. Выпуск фильма сопровождался также выходом альбома-саундтрека, отмеченный впоследствии номинацией на премию "Грэмми".

6. Премьера фильма состоялась 14 октября 1972 года на международном кинофестивале в Нью-Йорке. Сразу после выхода скандальная лента стала настоящим хитом проката: при бюджете 1,25 млн долларов только в США картина собрала 36 миллионов. Мировые сборы картины к сентябрю 1980-го года (да, раньше фильмы находились в прокате намного дольше, чем сейчас) составили аж 96 миллионов. Надо сказать, что в американский прокат вышла подцензурная версия картины, сильно смягчившая многие откровенные сцены. Суммарно из фильма выкинули аж... минуту хронометража!

-10

В Европе картина шла в первозданном виде, что стало поводом для скандала.

7. Считать ли "Последнее танго в Париже" порнографией или же высоким искусством, стремящимся к детальному изображению реальности? Именно таким вопросом задавался кинематографический истеблишмент, когда на родине режиссёра, в Италии, картина попала в разряд запрещённых. Бертолуччи, Брандо, Шнайдер, а также продюсер картины Альберто Гримальди были обвинены судом Болоньи в распространении порнографии. Самому режиссёру даже пришлось несколько месяцев посидеть под следствием в тюрьме.
Только мировой успех картины и давление общественности заставили прекратить преследование создателей. Тем не менее, в Италии кино находилось под запретом аж до 1986-го года, а в Южной Корее, Новой Зеландии и Сингапуре фильм запрещён по сей день.
До последних дней Бернардо Бертолуччи говорил, за всеми этими разговорами о порнографии многие зрители не разглядели его подлинной задумки:

"Мужчина и женщина случайно знакомятся, испытывают влечение друг к другу, занимаются любовью и решают встречаться так снова и снова, точно также как в первый раз. Не зная имени друг друга - ничего друг о друге - это очень романтична идея. Но тогда она не сработала, не сработает и сейчас"
-11

8. Столь громкое кино не могло пройти мимо всевозможных премий. Так, Марлон Брандо получил за свою работу премию Национального общества кинокритиков США. Сам режиссёр, несмотря на запрет картины, был удостоен приза "Серебряная лента" Итальянского национального синдиката киножурналистов. Ещё одну награду - специальный приз "Давид ди Донателло" - получила за свои страдания Мария Шнайдер.

Премия "Давид ди Донателло"
Премия "Давид ди Донателло"

9. Да, роль Жанны прославила Марию Шнайдер. Однако скандальная слава одновременно и сгубила многообещающую карьеру актрисы. Ненавистники и поклонники фильма осаждали молодую девушку. Стараясь спрятаться от мира, она всё больше проваливалась в омут алкоголя и запрещённых препаратов. Она перманентно срывала съёмки, и если в середине 70-х ещё сверкала в достойных фильмах (таких как, например, "Профессия: репортёр" Микеланджело Антониони), то дальше всё пошло очень грустно. Шнайдер всё больше времени проводила в лечебницах, однако продолжала искать себе работу в кино и на ТВ.
Марии Шнайдер не стало третьего февраля 2011 года - актрису унёс рак груди. Ей было только 58 лет.

-13

Можно по-разному смотреть на историю Марии Шнайдер. Кто-то обвиняет Бертолуччи и Брандо, которые якобы сломали её психику и жизнь. Кто-то склонен обвинять саму актрису в злоупотреблении разной гадостью. Я склонен занимать срединную позицию: конечно, создатели "Последнего танго..." явно переусердствовали, но и у самой Шнайдер были глаза и были мозги, чтобы понять, в каком действе ей предстоит участвовать. Так что, полагаю, виновных здесь множество... и одновременно их нет.

10. Несмотря не на что, "Последнее танго в Париже" - по-настоящему великое кино. Он оказал громадное влияние на всю последующую культуру, а его похожее на заклинание красивое название не раз становилось объектом для аллюзий. Так, афрокубинский писатель, журналист и диссидент Фернандо Веласкес Медина назвал свой роман "Последняя румба в Гаване", ссылаясь на фильм Бертолуччи. С намёком на фильм Бертолуччи была названа российская рок-группа "Последние танки в Париже". Кинокритик Сергей Кудрявцев отмечал, что немало зрителей и даже некоторые режиссёры, такие как Тинто Брасс, воспринимают небезынтересный фильм "Горькая луна" Романа Полански эротическим триллером, а другие — неполучившимся ироническим парафразом на тему "Последнего танго в Париже".

"Горькая луна" (1992 г., реж. Роман Полански)
"Горькая луна" (1992 г., реж. Роман Полански)

Картина заняла 48-е место в списке 100 лучших американских мелодрам по версии Американского Института Кино.

А как вам картина Бернардо Бертолуччи? Какой фильм мастера вам нравится больше других? Обязательно напишите об этом в комментариях!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#кино #кинематограф #киноискусство #интересныефакты #ретро #классика #культура #искусство #бертолуччи #италия