Найти тему
образуйся сам

Методист 80-уровня, кто он и как им стать?

Изображение сгенерировано нейросетью Кандинский 2.1
Изображение сгенерировано нейросетью Кандинский 2.1

Свой путь в образовании я начинал с преподавательской и методической работы. И не сказать - что методической деятельностью можно было прям гордиться. Во время моего студенчества - на методистов особо не учили профессионально, но мир меняется и с приходом технологичного и современного образования внимание к этой профессии поменялось.  Сегодня она наполняется новыми смыслами, разрабатывается содержательная основа этой профессии.
Пару недель назад мне в руки попал очень интересный документ, которого я раньше никогда не видел. Называется он
скиллсет методиста, другими словами - карта компетенций. Доступен этот документ в онлайн и его разработкой занимаются ребята из Skillbox, Яндекс Практикум, Skyeng - лидеров платформ онлайн-курсов в нашей стране. Коллеги разработали очень проработанную структуру навыков современного методиста, некоторые даже уже называют их методологами, педагогическими дизайнерами или разработчиками педагогического опыта. Занимаются такие люди разработкой коммерческих (преимущественно) онлайн-курсов.

Изображение с сайта: https://skillsetmetodista.ru/
Изображение с сайта: https://skillsetmetodista.ru/

В свое время, на одной из конференций по дополнительному образованию я запомнил фразу представителя коммерческой образовательной организации: "Наша проблема в том, что сейчас у нас в штате нет методистов, мы не можем их себе позволить. Но вот если мы их наймем - то мы перекроим рынок образовательных услуг".
Летом прошлого года я услышал новости, о том что “Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн” - вероятно, нанятые методисты заработали, так как лидерами рынка, как раз стали - Skillbox, Яндекс Практикум, Skyeng.
Какие задачи решает такой методист, давайте разберем. Список большой, поэтому оставлю наиболее интересные компетенции:
1.  Задачи анализа
Методист проводит встречу по приему задания от заказчика. На встрече выявляет существующие проблемы в обучении и подбирает подходящий формат реализации. Составляет бриф-проект. Определяет бизнес-метрики и рыночное окружение. Проводит исследование внешней среды проекта, целевой аудитории (онлайн-опросы, глубинные интервью и пр.) Проводит оценку эффективности и востребованности контента. Анализирует конкурентов по заданной теме. Проводит исследование предметной области.
2.  Задачи педагогического дизайна
В этом блоке методист разрабатывает методическую концепцию (модель) образовательного решения курса. Разрабатывает портрет ученика и ведущего образовательного процесса.  Знакомит заказчика (автора) с особенностями формата курса. Согласует концепцию со стейкхолдерами, защищает проект. Составляет карту компетенций. Проектирует образовательный путь. Создает структуру (план, roadmap) курса, эталонного модуля с экспертом/автором/редактором на основе образовательных результатов, компетенций. Создает концепцию и структуру диплома, создает бриф для поиска партнера для диплома.
3.  Разработка
На этом этапе методист оказывает помощь спикеру в подготовке к съемке курса. Проводит тестовую съемку, репетицию со спикером, учит сниматься. Помогает автору подготовить материалы курса, особенно тексты для видео, проверить на соответствие учебным целям. Помогает автору подготовить визуальные материалы курса. Просматривает чистовые видео курса и проверяет смысловую правильность монтажа. Создает презентацию графики/визуал для видео в курсе рядом со спикером. Помогает эксперту, автору подобрать оптимальные форматы проверки знаний с учетом желаемых результатов обучения на курсе.

Образовательные онлайн-платформы уже обучают профессии методиста наряду с менеджерами и айтишниками
Образовательные онлайн-платформы уже обучают профессии методиста наряду с менеджерами и айтишниками

4.  Реализация
Тут методист участвует в запуске проекта, на встречах с заказчиком определяет стратегию запуска. Создает формы для сбора обратной связи участников обучения. Следит за результатами первого запуска (запуска первых модулей). Своевременно устраняет недочеты по итогам первого запуска.
5.  Оценка
Методист проводит оценку эффективности курса с точки зрения усвоения знаний и достижений участников. Проводит исследование конкурентов и принимает решения по улучшению продукта (переработка программы/материалов/замена преподавателя). Проводит исследование актуальности материалов и принимает решения об актуализации. Проводит исследование обратной связи заказчика, принимает решения по улучшению продукта, приоритезирует доработку. Проводит анализ учебных метрик, принимает решения по улучшению продукта.

Появляются свежие книги по этому направлению
Появляются свежие книги по этому направлению

6.  Метанавыки
Дополнительно методист управляет процессом разработки. Участвует в HR-проектах компании (оценка, развитие кадрового резерва, управление талантами, адаптация и т.п.). Организует и поддерживает процесс постоянных улучшений (CI), разрабатывает стандарты качества продукта. Участвует в поиске и отборе потенциальных спикеров, экспертов, преподавателей. Участвует в развитии преподавателей (обучение принципам преподавания, создание и реализация активностей для преподавателей), противодействует выгоранию преподавателя. Повышает квалификацию, изучает новые материалы, посещает курсы. Участвует в обучении внутри отдела, встречах по обмену опытом (как слушатель или выступающий).

Сильный список, причем я еще отбросил типичные задачи для методиста образовательного учреждения. Понимаю, чтобы стать таким специалистом - нужна серьезная подготовка. Без подготовки специальной подготовки я не способен решить все указанные задачи, хотя в образовании более 10 лет. Однозначно возьму в работу данный набор по обозначенным группам задач. Очень благодарен коллегам за такую детальную проработку всех этапов разработки документа.

А как вы считаете нужны ли такие методисты нашему образованию и где их взять? Если материал понравился - подписывайтесь!