Эпоха технологического прогресса предложила молодежи большое количество средств и способов самовыражения, однако нанесение на стены надписей и изображений до сих пор осталось популярным. Граффити стало привычным для глаз жителей явлением не только мегаполисов, но и
небольших населенных пунктов. Рост популярности данного жанра подтверждается не только увеличением количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и ростом внимания исследователей, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Все чаще западные исследователи рассматривают граффити как вид.
СТАРТАП МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ТАРТАП МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
искусства, исследуя творчество уличных художников,
в котором есть художественная ценность. Неслучайно
одним из самых популярных художников совре-
менности является представитель именно этого вида
искусства — английский художник, работающий
под псевдонимом Бэнкси (Banksy). Сегодня граффити
существует практически повсеместно: для молодежи
граффити является не только способом самовыра-
жения, но и эстетической формой протеста против
официальной культуры.
В отечественной практике, несмотря на частичное
поощрение и коммерческую востребованность, на-
несение граффити попадает под ст. 214 (вандализм),167 (умышленное уничтожение или повреждение
памятников истории культуры) УК РФ1. Любое
граффити рассматривается как противоправное
деяние без учета целей и мотивов, как проявление
вандализма.
Насколько правомочно рассматривать нанесение
граффити как правонарушение? Исследователи
Дж. Говард и А. Гольдштейн определяют вандализм
как не просто бессмысленное уничтожение куль-
турных и материальных ценностей, но и как разные
виды разрушительного поведения: вытаптывание
газонов, замусоривание парков, разгромы витрин
торговых центров во время массовых беспорядков
и пр. Следуя данной логике, граффити — это сво-
еобразная форма девиантного поведения, распро-
страненная среди подростков и молодежи.Отношение общества к граффити противоречиво.
С одной стороны, феномен воспринимается как
результат культурного кризиса, с другой — как часть
массовой уличной культуры, рассматриваемая как
одно из направлений современного искусства. Двой-
ственность оценки граффити, признание его ис-
кусством и в то же время вандализмом, кроется в
его происхождении и поэтапном усложнении.
Граффити как феномен культуры зарождается в
послевоенное время в США, когда неприятие и
непонимание традиционных ценностей побуждает
молодых людей искать новый культурный язык,
когда в культурной сфере начинает господствовать
массовая культура, а в ней мода и реклама [2].
Термин «граффити» происходит от итальянского
«grafficare» — царапать (буквально «нацарапанные»).
Первоначально так называлась одна из техник на-
стенной живописи. Позже термин начал широко
использоваться археологами. Они впервые начали
употреблять «граффити» по отношению к надписям,
найденным при раскопках г. Помпеи в 1755 г. Теперь
же данный термин используется в разных научных
областях (культурология, социология и др.).
Определений понятия «граффити» множество.
Вальтер Кох в Словаре простых форм под граффити
понимал «…случайные, т.е. нежелательные и нео-
фициальные, надписи и знаки в общественных местах,
включая общественные туалеты, рекламные объяв-
ления и дорожные знаки, раздевалки, тюремные
камеры, вокальные холлы и залы ожидания, авто-
бусные и трамвайные остановки, телефонные будки,
лифты, деревья и скамейки, школьную мебель,
памятники, стены домов и зданий, столбы и балю-
страды железнодорожных, автодорожных и речных
мостов, внутренние и внешние стены автобусов и
поездов. Надписи могут состоять из рисунков, сим-
волов, отдельных слов и имен, фраз, предложений,
стихов, диалогов, высказываний. Может быть ис-
пользован любой инструмент, оставляющий след
на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска
в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка» [3].
Но такой подход понимания граффити является
спорным, потому что нанесение несанкциониро-
ванной надписи или рисунка может носить спон-
танный характер и не свидетельствовать о принад-
лежности автора к определенной субкультуре так
же, как и надписи на партах учебных заведений не
причисляются к продукту «граффити». Поэтому
важно конкретизировать предлагаемый термин, взяв
за основу факт принадлежности к субкультуре, вклю-
ченности в нее.
Под «граффити» следует понимать только надписи
и рисунки, выполняемые членами субкультуры
граффити — райтерами. Основные разновидности
субкультурного граффити — тег (tag — метка), ко-
роткая стилизованная подпись райтера, выполняемая
одним цветом с помощью маркера, аэрозольного
баллончика с краской или иных средств; набросок —
одноцветный тег, увеличенного размера выполняемый
аэрозольным баллоном и мурал (от фр. murale —
настенная живопись) — полноцветная, масштабная
работа, содержащая рисунки, надписи буквы [4].
Отдельным направлением многие исследователи
считают стрит-арт (англ. streetart — уличное ис-
кусство), представляющий технически комбинацию
муралов (рисунков аэрозольной краской), стенсил-
арта (использование трафаретов), наклеек. Стрит-арт
нацелен на коммуникацию со зрителем, можетвключать элементы перформанса; как правило, он
ироничен и посвящен каким-либо событиям [5].
Этапы развития райтера в субкультуре проходят
по следующей цепочке: теги — наброски — муралы —стрит-арт. Каждый последующий тип рисунка более
сложен, чем предыдущий. Для того чтобы физически
перейти от одного типа рисунка к следующему,
райтеру необходимо заручиться признанием других
членов субкультуры, т.е. перейти на новый уровень
в субкультуре. И так для каждого следующего этапа.
Впрочем, немаловажным является и сам факт пе-
рехода на более высокий уровень художественного
Считается, что первый тег был оставлен без серь-
езного замысла молодым курьером по имени Деме-
триос в конце 1960-х гг. в Нью-Йоркском метро —
TAKI183 (это творческий псевдоним и номер улицы).
Именно этот тег является отправной точкой в истории.
Идея TAKI183 оставлять свою подпись в метро для
того, чтобы она была замечена максимально большим
количеством людей, была молниеносно подхвачена
и вскоре вышла на улицы. Теги распространились
повсеместно и стали одновременно и способом
самовыражения, и знаком отметки границы для
разного рода групп [6].
Поскольку задачей автора является привлечение
к себе внимания аудитории, то для этого тегом по-
мечается как можно большее количество мест, же-
лательно труднодоступных, но находящихся в поле
зрения большого количества потенциальных зрителей.
Изначально в 1970–1980 гг. граффити-движение
было сконцентрировано в определенных районах и
кварталах (Бронкс, Куинс, Лонг-Айленд), но по
мере роста количества райтеров и популярности
граффити объектами художников становились не
только стены домой, но и вагоны метро. Курси-
рующие вагоны рассказывали о существовании и
успехах райтеров из различных районов города. Это
позволяло не только формировать каналы распро-
странения информации о граффити, но и широ-
чайшую аудиторию и, следовательно, пространство
для формирования славы, а также способствовать
выделению отдельного направления в граффити-
движении — трэйнрайтга (англ. train — поезд, writing —
писать).
Данное направление специализируется на со-
здании граффити-знака на внешней стороне вагона
поезда и имеет отдельные направления [2]:
• Burners — граффити-знак, созданный с помощью
серебряной и черной краски
• Toptobottom — граффити-знак, нарисованный во
всю высоту внешней стороны вагона проезда
• Endtoend — граффити-знак, нарисованный во
всю длину внешней стороны вагона поезда• Wholecar — граффити-знак, нарисованный во
весь вагон поезда
• Wholetrain — один или несколько граффити-
знаков, нарисованных во весь состав поезда
Однако после принятия ряда жестких антиван-
дальных законов, ужесточения контроля и ответ-
ственности, ввода видеонаблюдения и постоянного
разгона полицейскими мест встречи райтеров писать
граффити в метро в США стало практически невозможно. Поэтому постепенно граффити сосредото-
чилось на стенах в отдельных кварталах. Данная
смена условий опосредовала не только появление
муралов, но и смену содержания и самой идеи
граффити. Из средства достижения популярности,
самоидентификации и противопоставления себя
власти граффити постепенно стало считать своей
целью изменение общественного пространства и
среды, развитие коммуникации с обществом.
На этапе рисования муралов появляются более
содержательные элементы. Интересно, что даже
сами райтеры, перешедшие этап теггинга, считают
последний вандализмом. Именно теггинг является
наиболее девиантным видом граффити и воспри-
нимается в качестве такового обществом. Долгое
время он был необходимой ступенью в развитии
райтера, но сегодня ситуация меняется — посте-
пенное признание граффити как вида современного
искусства приносит свои плоды в виде легальных
стен и мест для возможности практиковаться в
граффити [7]. Например, устраиваемые властями
фестивали уличного и современного искусства
(SnikersUrbanиЯ, «Артмоссфера» и «Лучший город
Земли» (г. Москва), Неделя уличного искусства
(г. Новокузнецк) и пр.).
Важным и неоднозначным фактором в культуре
граффити является политика двойных стандартов,
которых придерживаются государственные и ком-
мерческие структуры по отношению к феномену.
С одной стороны, граффити широко осуждаетсяобщественностью, с другой — максимально адап-
тируется под его нужды (например, использование
в качестве рекламы или пропаганды).
История зарождения граффити в России начи-
нается еще в 1980-х гг. в СССР. Первыми отече-
ственными граффитчиками считаются Крыс (Крис)
из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х гг. и до
середины 1990-х граффити в России носило эпизо-
дический характер. Только к концу 1990-х гг. граффити
приобретает более массовый характер. Это связано
с доступом к информации, которая стала поступать
благодаря развитию интернета, а также с исполь-
зованием граффити в коммерческих целях (реклама
на ТВ и журналах).
В начале 2000-х гг. граффити получает все большую
популярность в молодежной среде, появляется доступ
к профессиональной краске, специализированным
изданиям и видео. Начинают проводиться первые
граффити-фестивали и акции: «MeetingofStyles»
(Санкт-Петербург), SNICKERS URБANиЯ (Россия
и Украина), Кофемолка (Чебоксары) и пр.
Сегодня граффити часто утрачивают значение
протеста и не противопоставляются «официальной
культуре», а актуализируют свой диалогический
потенциал, максимально расширяя «сферу влияния»
в коммуникативной системе современного города.
Поэтому власти стремятся сделать граффити поли-
тическим инструментом путем организации согла
сованных граффити-фестивалей, программ оформления
спальных районов и пр. Например, результат со-
трудничества Департамента культуры г. Москвы и
уличных художников можно наблюдать на фасадах
города: картинки с видами России, обращения к
Гагарину, «Крым и Россия — вместе навсегда» и др.др.Существование субкультуры нельзя проигнори-
ровать, поэтому граффити становится инструментом
политических игр: для одних это новые медиа, для
других — инструмент достижения целей. Так или
иначе, оно стало подконтрольным и доступным.
Процесс демаргинализации граффити прогрессирует
с невероятной скоростью. Однако вышеперечи-
сленные примеры сотрудничества российских властей
и художников больше похожи на пропаганду, чем
на независимое искусство.
Подводя итог вышеизложенному, можно конста-
тировать, что современное граффити — это средство
социальной коммуникации, основной характери-
стикой которого является публичный и неофици-
альный характер.
Граффити нельзя назвать закрытой субкультурой.
Все продукты граффити направлены на широкий
круг потребителей. Если раньше граффити преиму-
щественно было контркультурным явлением и в
политическом дискурсе фигурировало, скорее, как
индикатор недовольства людей, не способных са-
мовыразиться через демократические процессы,
сегодня все большее число стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом. Этот процесс делает граффити таким же подконтрольным медиа, как и печать, радио и ТВ, только в отличие от последних — способным захватить новую аудиторию, не вовлеченную в классические СМИ.