Найти в Дзене

Граффити как субкультура вызова и протеста

Эпоха технологического прогресса предложила молодежи большое количество средств и способов самовыражения, однако нанесение на стены надписей и изображений до сих пор осталось популярным. Граффити стало привычным для глаз жителей явлением не только мегаполисов, но и

небольших населенных пунктов. Рост популярности данного жанра подтверждается не только увеличением количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и ростом внимания исследователей, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Все чаще западные исследователи рассматривают граффити как вид.

СТАРТАП МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ТАРТАП МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

искусства, исследуя творчество уличных художников,

в котором есть художественная ценность. Неслучайно

одним из самых популярных художников совре-

менности является представитель именно этого вида

искусства — английский художник, работающий

под псевдонимом Бэнкси (Banksy). Сегодня граффити

существует практически повсеместно: для молодежи

граффити является не только способом самовыра-

жения, но и эстетической формой протеста против

официальной культуры.

В отечественной практике, несмотря на частичное

поощрение и коммерческую востребованность, на-

несение граффити попадает под ст. 214 (вандализм),167 (умышленное уничтожение или повреждение

памятников истории культуры) УК РФ1. Любое

граффити рассматривается как противоправное

деяние без учета целей и мотивов, как проявление

вандализма.

Насколько правомочно рассматривать нанесение

граффити как правонарушение? Исследователи

Дж. Говард и А. Гольдштейн определяют вандализм

как не просто бессмысленное уничтожение куль-

турных и материальных ценностей, но и как разные

виды разрушительного поведения: вытаптывание

газонов, замусоривание парков, разгромы витрин

торговых центров во время массовых беспорядков

и пр. Следуя данной логике, граффити — это сво-

еобразная форма девиантного поведения, распро-

страненная среди подростков и молодежи.Отношение общества к граффити противоречиво.

С одной стороны, феномен воспринимается как

результат культурного кризиса, с другой — как часть

массовой уличной культуры, рассматриваемая как

одно из направлений современного искусства. Двой-

ственность оценки граффити, признание его ис-

кусством и в то же время вандализмом, кроется в

его происхождении и поэтапном усложнении.

Граффити как феномен культуры зарождается в

послевоенное время в США, когда неприятие и

непонимание традиционных ценностей побуждает

молодых людей искать новый культурный язык,

когда в культурной сфере начинает господствовать

массовая культура, а в ней мода и реклама [2].

Термин «граффити» происходит от итальянского

«grafficare» — царапать (буквально «нацарапанные»).

Первоначально так называлась одна из техник на-

стенной живописи. Позже термин начал широко

использоваться археологами. Они впервые начали

употреблять «граффити» по отношению к надписям,

найденным при раскопках г. Помпеи в 1755 г. Теперь

же данный термин используется в разных научных

областях (культурология, социология и др.).

Определений понятия «граффити» множество.

Вальтер Кох в Словаре простых форм под граффити

понимал «…случайные, т.е. нежелательные и нео-

фициальные, надписи и знаки в общественных местах,

включая общественные туалеты, рекламные объяв-

ления и дорожные знаки, раздевалки, тюремные

камеры, вокальные холлы и залы ожидания, авто-

бусные и трамвайные остановки, телефонные будки,

лифты, деревья и скамейки, школьную мебель,

памятники, стены домов и зданий, столбы и балю-

страды железнодорожных, автодорожных и речных

мостов, внутренние и внешние стены автобусов и

поездов. Надписи могут состоять из рисунков, сим-

волов, отдельных слов и имен, фраз, предложений,

стихов, диалогов, высказываний. Может быть ис-

пользован любой инструмент, оставляющий след

на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска

в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка» [3].

Но такой подход понимания граффити является

спорным, потому что нанесение несанкциониро-

ванной надписи или рисунка может носить спон-

танный характер и не свидетельствовать о принад-

лежности автора к определенной субкультуре так

же, как и надписи на партах учебных заведений не

причисляются к продукту «граффити». Поэтому

важно конкретизировать предлагаемый термин, взяв

за основу факт принадлежности к субкультуре, вклю-

ченности в нее.

Под «граффити» следует понимать только надписи

и рисунки, выполняемые членами субкультуры

граффити — райтерами. Основные разновидности

субкультурного граффити — тег (tag — метка), ко-

роткая стилизованная подпись райтера, выполняемая

одним цветом с помощью маркера, аэрозольного

баллончика с краской или иных средств; набросок —

одноцветный тег, увеличенного размера выполняемый

аэрозольным баллоном и мурал (от фр. murale —

настенная живопись) — полноцветная, масштабная

работа, содержащая рисунки, надписи буквы [4].

Отдельным направлением многие исследователи

считают стрит-арт (англ. streetart — уличное ис-

кусство), представляющий технически комбинацию

муралов (рисунков аэрозольной краской), стенсил-

арта (использование трафаретов), наклеек. Стрит-арт

нацелен на коммуникацию со зрителем, можетвключать элементы перформанса; как правило, он

ироничен и посвящен каким-либо событиям [5].

Этапы развития райтера в субкультуре проходят

по следующей цепочке: теги — наброски — муралы —стрит-арт. Каждый последующий тип рисунка более

сложен, чем предыдущий. Для того чтобы физически

перейти от одного типа рисунка к следующему,

райтеру необходимо заручиться признанием других

членов субкультуры, т.е. перейти на новый уровень

в субкультуре. И так для каждого следующего этапа.

Впрочем, немаловажным является и сам факт пе-

рехода на более высокий уровень художественного

Считается, что первый тег был оставлен без серь-

езного замысла молодым курьером по имени Деме-

триос в конце 1960-х гг. в Нью-Йоркском метро —

TAKI183 (это творческий псевдоним и номер улицы).

Именно этот тег является отправной точкой в истории.

Идея TAKI183 оставлять свою подпись в метро для

того, чтобы она была замечена максимально большим

количеством людей, была молниеносно подхвачена

и вскоре вышла на улицы. Теги распространились

повсеместно и стали одновременно и способом

самовыражения, и знаком отметки границы для

разного рода групп [6].

Поскольку задачей автора является привлечение

к себе внимания аудитории, то для этого тегом по-

мечается как можно большее количество мест, же-

лательно труднодоступных, но находящихся в поле

зрения большого количества потенциальных зрителей.

Изначально в 1970–1980 гг. граффити-движение

было сконцентрировано в определенных районах и

кварталах (Бронкс, Куинс, Лонг-Айленд), но по

мере роста количества райтеров и популярности

граффити объектами художников становились не

только стены домой, но и вагоны метро. Курси-

рующие вагоны рассказывали о существовании и

успехах райтеров из различных районов города. Это

позволяло не только формировать каналы распро-

странения информации о граффити, но и широ-

чайшую аудиторию и, следовательно, пространство

для формирования славы, а также способствовать

выделению отдельного направления в граффити-

движении — трэйнрайтга (англ. train — поезд, writing —

писать).

Данное направление специализируется на со-

здании граффити-знака на внешней стороне вагона

поезда и имеет отдельные направления [2]:

• Burners — граффити-знак, созданный с помощью

серебряной и черной краски

• Toptobottom — граффити-знак, нарисованный во

всю высоту внешней стороны вагона проезда

• Endtoend — граффити-знак, нарисованный во

всю длину внешней стороны вагона поезда• Wholecar — граффити-знак, нарисованный во

весь вагон поезда

• Wholetrain — один или несколько граффити-

знаков, нарисованных во весь состав поезда

Однако после принятия ряда жестких антиван-

дальных законов, ужесточения контроля и ответ-

ственности, ввода видеонаблюдения и постоянного

разгона полицейскими мест встречи райтеров писать

граффити в метро в США стало практически невозможно. Поэтому постепенно граффити сосредото-

чилось на стенах в отдельных кварталах. Данная

смена условий опосредовала не только появление

муралов, но и смену содержания и самой идеи

граффити. Из средства достижения популярности,

самоидентификации и противопоставления себя

власти граффити постепенно стало считать своей

целью изменение общественного пространства и

среды, развитие коммуникации с обществом.

На этапе рисования муралов появляются более

содержательные элементы. Интересно, что даже

сами райтеры, перешедшие этап теггинга, считают

последний вандализмом. Именно теггинг является

наиболее девиантным видом граффити и воспри-

нимается в качестве такового обществом. Долгое

время он был необходимой ступенью в развитии

райтера, но сегодня ситуация меняется — посте-

пенное признание граффити как вида современного

искусства приносит свои плоды в виде легальных

стен и мест для возможности практиковаться в

граффити [7]. Например, устраиваемые властями

фестивали уличного и современного искусства

(SnikersUrbanиЯ, «Артмоссфера» и «Лучший город

Земли» (г. Москва), Неделя уличного искусства

(г. Новокузнецк) и пр.).

Важным и неоднозначным фактором в культуре

граффити является политика двойных стандартов,

которых придерживаются государственные и ком-

мерческие структуры по отношению к феномену.

С одной стороны, граффити широко осуждаетсяобщественностью, с другой — максимально адап-

тируется под его нужды (например, использование

в качестве рекламы или пропаганды).

История зарождения граффити в России начи-

нается еще в 1980-х гг. в СССР. Первыми отече-

ственными граффитчиками считаются Крыс (Крис)

из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х гг. и до

середины 1990-х граффити в России носило эпизо-

дический характер. Только к концу 1990-х гг. граффити

приобретает более массовый характер. Это связано

с доступом к информации, которая стала поступать

благодаря развитию интернета, а также с исполь-

зованием граффити в коммерческих целях (реклама

на ТВ и журналах).

В начале 2000-х гг. граффити получает все большую

популярность в молодежной среде, появляется доступ

к профессиональной краске, специализированным

изданиям и видео. Начинают проводиться первые

граффити-фестивали и акции: «MeetingofStyles»

(Санкт-Петербург), SNICKERS URБANиЯ (Россия

и Украина), Кофемолка (Чебоксары) и пр.

Сегодня граффити часто утрачивают значение

протеста и не противопоставляются «официальной

культуре», а актуализируют свой диалогический

потенциал, максимально расширяя «сферу влияния»

в коммуникативной системе современного города.

Поэтому власти стремятся сделать граффити поли-

тическим инструментом путем организации согла

сованных граффити-фестивалей, программ оформления

спальных районов и пр. Например, результат со-

трудничества Департамента культуры г. Москвы и

уличных художников можно наблюдать на фасадах

города: картинки с видами России, обращения к

Гагарину, «Крым и Россия — вместе навсегда» и др.др.Существование субкультуры нельзя проигнори-

ровать, поэтому граффити становится инструментом

политических игр: для одних это новые медиа, для

других — инструмент достижения целей. Так или

иначе, оно стало подконтрольным и доступным.

Процесс демаргинализации граффити прогрессирует

с невероятной скоростью. Однако вышеперечи-

сленные примеры сотрудничества российских властей

и художников больше похожи на пропаганду, чем

на независимое искусство.

Подводя итог вышеизложенному, можно конста-

тировать, что современное граффити — это средство

социальной коммуникации, основной характери-

стикой которого является публичный и неофици-

альный характер.

Граффити нельзя назвать закрытой субкультурой.

Все продукты граффити направлены на широкий

круг потребителей. Если раньше граффити преиму-

щественно было контркультурным явлением и в

политическом дискурсе фигурировало, скорее, как

индикатор недовольства людей, не способных са-

мовыразиться через демократические процессы,

сегодня все большее число стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом. Этот процесс делает граффити таким же подконтрольным медиа, как и печать, радио и ТВ, только в отличие от последних — способным захватить новую аудиторию, не вовлеченную в классические СМИ.

Граффити
3929 интересуются