Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Когда чем-то занимаешься, материалы вдруг сами начинают приплывать в руки с разных сторон.
Я подписана на канал https://dzen.ru/theartnewspaper.ru и недавно прочитала у них о выставке, развернутой сейчас в Музее-заповеднике Царицыно в Москве, на довольно неожиданную тему: экспедиция вглубь Бразилии Григория фон Лангсдорфа 1824-1829 годов. Поскольку я кое-что об этом читала, заглянула в публикацию. И обнаружила неизвестный мне факт.
"Но настоящее царство звука — второй, подземный зал выставки. Упомянутый Эркюль Флоранс, франко-бразильский художник и изобретатель, придумал собственный способ записи звуков, издаваемых животными, в виде музыкальных партитур. На это художника вдохновил, по его словам, «оркестр птиц», услышанный в Амазонии. Таким образом, Флоранс стал пионером того, что мы сейчас называем биоакустикой. Эти записи художница [оформительница выставки - Л.К.] использовала для грандиозной звуковой инсталляции, в которой слышны голоса рыжебрюхого дрозда сабиа, национальной птицы Бразилии, гологорлого звонаря (арапонга) и трогон-суруку в сочетании со звуками аналоговых и цифровых музыкальных инструментов".
Потрясающе. Тянем за ниточку и знакомимся с фантастическим человеком Эркюлем Флорансом (1804-1879).
Оказывается, он изобрел фотографию (и само слово тоже!) еще в 1830 году. Причем в Бразилии! Только в Европе про это ничего не знали и вскоре изобрели то и другое заново.
Статья на русском в Википедии довольно лаконична, там про зоомузыку ничего нет. Ладно, будем читать по-португальски! Нам не привыкать.
Трактат "Зоофония" был написан Флорансом в 1824-29 годах и тоже очень долго лежал в закромах истории. Лишь в 1993 году он был издан Жаком Вейаром.
В оригинале рукопись выглядела так (извините, картинка нашлась только мелкая, пришлось увеличить, а она размылась).
Указывалось название птицы, давалась нотная запись ее пения (или крика животного) и какие-то пояснения на французском языке (увы, из-за нечеткости картинки прочитать не могу).
Кое-какие фрагменты нашлись в укрупненном виде.
Конечно, никакие это не партитуры в нашем смысле слова (в партитуре должно быть несколько партий, расположенных друг под другом). Здесь просто нотные фрагменты.
В XX веке подвиги Флоранса повторил и преумножил французский композитор Оливье Мессиан, обожавший птиц и всю жизнь записывавший их голоса и использовавший этот материал в своем творчестве.
А какое отношение всё это имеет к моей космоопере?
Как ни странно, самое прямое. Когда я писала "Тетрадь с Энцелада", я понятия не имела об Эркюле Флорансе (знать Мессиана мне положено, и он в тексте упоминается). Но придумала героиню, Оттилию Рунге, которая изобрела нечто подобное, записывая свои разговоры... с дельфинами. Эти короткие записи никто понять не мог: даже музыкантам они казались бессмыслицей. В самом деле, покажите профессиональному музыканту нотные примеры из "Зоофонии" Флоранса, не объяснив контекста, и он пожмет плечами. В лучшем случае, примет за запись какой-то экспериментальной современной музыки, но по таким фрагментам ничего нельзя сказать ни об авторе, ни о стиле, ни об исполнительском составе. Разве что последний процитированный пример - явно флейтовый. Но по нему тоже невозможно понять, что это и к чему это.
Главная героиня "Хранительницы", Юлия Цветанова-Флорес, не будучи музыкантом, однако имея хорошие мозги, выдвигает гипотезу о смысле записей Оттилии Рунге, и ее версия находит подтверждение.
Каким образом всё это выяснилось, читайте в книге "Тетрадь с Энцелада".
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.