Сегодня могло бы исполниться 65 лет Дмитрию Владимировичу Брусникину (1957 – 2018) – выдающемуся актеру, режиссеру, педагогу, выпустившему не один курс в Школе-студии МХАТ, а также создателю театра «Мастерская Брусникина».
Дмитрий Брусникин родился 17 ноября 1957 года в Потсдаме (ГДР) в семье военных. Владимир Михайлович после призыва в армию остался на военной службе и вместе с женой Александрой Дмитриевной и двумя сыновьями, Мишей и Димой, многократно переезжал с одного места службы на другое. За годы учебы в школе Дмитрий Брусникин сменил порядка десяти школ, одноклассники постоянно менялись и самым близким другом был старший брат Миша.
В 1974 году Брусникин поступил на физико-технический факультет в Московский институт электронной техники в Зеленограде. Физикой и математикой тогда были увлечены многие, тем более в МИЭТе уже учился Миша. Брусникин не был всерьез увлечен наукой и довольно рано понял, что хороший инженер из него не выйдет (кто-то из однокурсников вспоминал, как однажды Дмитрий сказал: «Лучше быть средним художником и артистом, чем средним инженером»), но был захвачен атмосферой свободы, царившей в МИЭТе. По ночам читали Солженицына и Булгакова, выходивших в самиздате, стояли в очередях на «Таганку» и в «Современник», записывали спектакли на магнитофон, а потом переслушивали в общежитии и цитировали.
В театральный институт Брусникин попал случайно. В 1978-м поехал в Москву за компанию с другом, на спор они решили попробоваться в разные театральные вузы (адресов не знали, узнавали в справочном бюро). В Школе-студии МХАТ, Щепкинском и Щукинском училищах Брусникину предложили бросать физтех и пропустили сразу на третий тур. Решающим стало то, что курс в Школе-студии в тот год набирал Олег Ефремов. Брусникин вспоминал о своем учителе:
«Чему он меня научил? Во-первых, это человек, который был абсолютным фанатиком своей профессии. Это человек театра, такой Дон Кихот театра. Я таких людей больше не встречал в жизни, потому что для него театр вмещал в себя весь мир. <...> Он очень серьезно относился к этому делу – к театру. Это наука не развлечение, это не праздное времяпрепровождение, а очень серьезное дело. Так он учил и нас».
Вместе с Ефремовым студентам преподавали Алла Покровская, Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская, молодые педагоги Николай Скорик и Игорь Власов. Вместе с Брусникиным учились Роман Козак, Александр Феклистов – дружба с ними сохранится на всю жизнь, – и Марина Сычёва, вскоре они с Брусникиным поженятся.
В 1982 году, только окончив Школу-студию МХАТ, Дмитрий Брусникин вернулся в нее уже в качестве педагога. Ефремов позвал его и Романа Козака преподавать у своего следующего курса. В том же году Ефремов принял Брусникина и в труппу МХАТа. К тому моменту актер уже год выходил на сцену театра в спектакле «Путь» по пьесе Александра Ремеза. Режиссером был Валерий Саркисов, а руководителем постановки Анатолий Васильев. Брусникин играл Александра Ульянова, старшего брата Владимира Ленина, вступившего в партию «Народная воля» и ставшего одним из организаторов покушения на Александра III. Молодой, статный, настоящий интеллигент и интеллектуал, Брусникин играл идеалиста, располагающего к себе зрителей верой и искренностью.
Вообще все первые роли Дмитрия Брусникина во МХАТе – волевые люди, обладающие внутренним стержнем и верные своим идеалам. Таков и Базаров в спектакле «Евгений Базаров» (1983), и Иешуа в «Бале при свечах» (1983) по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», и Алексей Турбин в булгаковских же «Днях Турбиных» (1982), этот дипломный спектакль, режиссером которого был Николай Скорик, оказался настолько удачным, что его сразу взяли в репертуар театра. «В Диме качество романтика было не пыльное, не заштопанное. И что Турбин, что Ульянов, они были какие-то стойкие и пронзительные. Они были поэтами».
Не всем молодым актерам везет с главными ролями в первые годы работы в театре. Но в 1988 году, несмотря на успех на сцене и любовь Ефремова, Брусникин вместе с Романом Козаком, Александром Феклистовым, Игорем Золотовицким и еще несколькими актерами уходит из МХАТа в театр-студию «Человек». Там Брусникин делает свои первые шаги в режиссуре и ставит «В ожидании Годо» Бэккета.
«Почему "В ожидании Годо"? Да, наверное, это был поиск, наверное, что-то нас не устраивало. Я не помню уже этого времени, но, наверное, нас что-то не устраивало в том, что происходило в Художественном театре. Наверное, мы хотели каким-то образом рассказать о стране, о себе с помощью какой-то другой драматургии».
И все же Брусникин вернулся во МХАТ к Ефремову (а в 1995-м даже стал помощником художественного руководителя).
«Олег Николаевич предложил мне роли, от которых нельзя было отказаться. Это был Иванов после Смоктуновского. И после Олега Ивановича Борисова – Астров. Кроме того, он предложил мне ставить спектакль по Чехову. И я сделал свою первую работу в Художественном театре — по “Безотцовщине”, по “Платонову”» – вспоминал Дмитрий Владимирович.
В 1999 году Дмитрий Брусникин и Роман Козак набрали свой первый курс на актерском факультете Школы-студии МХАТ. Он оказался звездным, на нем учились Дарья Мороз, Сергей Лазарев, Юрий Квятковский, Александра Урсуляк. Среди выпускников последующих лет: Паулина Андреева, Виктор Хориняк, Яна Гладких. Вдвоем они успели набрать три курса, но выпустили вместе только два – в 2010 году Роман Козак ушел из жизни и третий курс Брусникин доучивал уже без него.
В 2015 году Брусникин впервые набрал курс один. С этим курсом началась его новая жизнь как педагога. Не отвергая академическую традицию Школы-студии, к которой он много лет принадлежал, Брусникин поставил внутри нее эксперимент – бережный, но радикальный. «Мы находимся на таком сломе времени, когда во многом меняется эстетика театра. Поэтому и педагогика требует серьезных осмыслений и изменений» – говорил Брусникин. С первого года обучения его студенты занимались вербатимом (то есть театром, в котором актеры произносят не придуманные монологи и диалоги, а принадлежащие реальным людям) и перформансом, под руководством молодых режиссеров, работающих в разных театральных системах, знакомились с современной поэзией и драматургией. «Я занимаюсь тем, что пытаюсь не найти роль для студента, а отыскать его личное проявление, то есть пытаюсь создать такие условия, где человек сможет проявить себя» – рассказывал Дмитрий Владимирович о своем методе преподавания.
Первый же экзамен – спектакль-вербатим «Это тоже я», – стал театральным событием Москвы и из учебного театра переехал на сцену театра «Практика». Легендарным стал и спектакль «Транссиб», ради создания которого Брусникин со своими студентами совершил путешествие через всю Россию по Транссибирской магистрали, семь дней от Москвы до Владивостока и семь дней обратно. После выпуска курс не захотел расставаться друг с другом и с мастером и стал независимым театром, «Мастерской Брусникина».
Смерть Дмитрия Брусникина в 2018 году стала для многих огромной потерей. Его студенты, актеры Мастерской, друзья и коллеги почувствовали себя словно осиротевшими. Через год открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Брусникину, куда люди могли приходить немного побыть с Дмитрием Владимировичем, согреться его теплом и как будто побыть в его объятиях.
Автор текста: Ника Ерофеева
#МХТ Камергерский, 3
#выбирайтеТеатр
Также будет интересно: