Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Роман Козак и его театр для людей

Сегодня могло бы исполниться 65 лет Роману Козаку (1957 – 2010) – выдающемуся актёру, режиссёру, педагогу. Вспоминаем о Романе Ефимовиче, о его судьбе и о его спектаклях, о его ярком и тёплом таланте.

Роман Козак родился в Виннице. После школы поступил в Московский институт связи. Театром увлёкся уже тогда: при институте существовала студия, которой руководила режиссёр Людмила Рошкован. Это была та самая студия «Человек», что через несколько лет, в 1980-е годы, прогремит на всю театральную Москву, в том числе, благодаря и спектаклям с участием Романа Козака или же им поставленным.

Впрочем, тогда, в конце 1970-х, Роман Козак ещё не грезил о режиссуре, а мечтал стать артистом. В 1978 году он был принят в Школу-студию МХАТ на курс Олега Ефремова. Курс оказался блестящим: вместе с Козаком учились Дмитрий Брусникин, Марина Брусникина, Александр Феклистов, Полина Медведева, Владимир Пинчевский, Сергей Варчук, Яна Лисовская, Вера Сотникова, Андрей Подошьян.

Роман Козак, Александр Феклистов, Валерий Войтюк, Владимир Пинчевский, Дмитрий Брусникин и педагог курса Андрей Васильевич Мягков
Роман Козак, Александр Феклистов, Валерий Войтюк, Владимир Пинчевский, Дмитрий Брусникин и педагог курса Андрей Васильевич Мягков

С Дмитрием Брусникиным Роман познакомился ещё на вступительных экзаменах и быстро подружился. Как вспоминал Дмитрий Владимирович в книге «Рома», вышедшей после смерти Козака, их общение в Школе-студии было похоже на духовное братство. «На первом курсе студенты показывали этюды. Мы с Ромой придумали такой: то я засыпал на лекции – он меня будил, то он засыпал – я его будил. Это реально случалось, потому что спали мы мало. Запись продолжали друг за другом, и конспекты получались смешные. Комедийный этюд. Олег Николаевич требовал, чтобы мы называли по действию, по событию всё, что показываем, – это входило в методологию. Мы никак не могли подобрать этому название. И Ефремов подсказал: “Этот этюд называется «Взаимовыручка»”. Вот такой взаимной выручкой мы с Ромой и занимались».

В роли Леонида Андреева с Дмитрием Брусникиным – Горьким в спектакле «Друзья», режиссёр Геннадий Ялович, 1984
В роли Леонида Андреева с Дмитрием Брусникиным – Горьким в спектакле «Друзья», режиссёр Геннадий Ялович, 1984

Алла Борисовна Покровская, Андрей Васильевич Мягков, режиссёры Николай Лаврентьевич Скорик и Игорь Павлович Власов – всё это были педагоги курса. Педагоги выдающиеся. Но, главное, конечно, Ефремов. «Я думаю, что Олег Николаевич – человек, к которому как к никому другому применимо слово Учитель с большой буквы. У меня вообще сегодня существует убеждение, что чем выше и серьёзнее учитель, тем меньше он внушает, что чему-то учит. Такое создается впечатление. Я не помню никаких его больших речей, нравоучений, он никого специально ничему не наставлял. Но сегодня понятно, что нам всем страшно повезло, потому что он с нами очень много возился, много вкладывался в это дело, а главное, при этом всё пропускал через себя. Сегодня возникает ощущение, что он давал нам право за собой наблюдать, как он всё это делает. Думаю, что в этом секрет его великой педагогики», – так говорил об Олеге Николаевиче Козак.

Однокурсники и коллеги по Художественному театру: Полина Медведева, Роман Козак, Дмитрий Брусникин, Марина Брусникина, Александр Феклистов
Однокурсники и коллеги по Художественному театру: Полина Медведева, Роман Козак, Дмитрий Брусникин, Марина Брусникина, Александр Феклистов

Сам он начал преподавать, едва окончив Школу-студию МХАТ. Ефремов позвал Романа Козака и Дмитрия Брусникина в команду педагогов своей следующей мастерской. В том же 1983 году Козак вошёл и в труппу МХАТа. В репертуар театра тогда включили спектакль Николая Скорика «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова – эта дипломная работа курса оказалась на редкость удачной. Козак играл в спектакле влюблённого щёголя Шервинского.

В роли Шервинского с Полиной Медведевой – Еленой в спектакле «Дни Турбиных», режиссёр Николай Скорик, 1982
В роли Шервинского с Полиной Медведевой – Еленой в спектакле «Дни Турбиных», режиссёр Николай Скорик, 1982

В 1983 году произошло и другое важнейшее событие: впервые для друзей и знакомых был показан спектакль «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека. Эта работа начиналась ещё на ефремовском курсе: пьесу польского драматурга студентам принёс Игорь Власов. Козак и Феклистов за текст ухватились, потом присоединился режиссёр – Михаил Мокеев. Первый показ прошёл в красном уголке Дома культуры «Красная звезда», дальше со спектаклем, который играли практически подпольно, но на который ломилась вся Москва, мыкались по разным залам, а с 1986 года осели в подвале в Скатертном переулке, где получила помещение студия «Человек».

В «Эмигрантах» играли двое: Роман Козак и Александр Феклистов, их актёрский дуэт был блестящим. Друг всей этой компании, продюсер Аркадий Цимблер в книге «Рома» вспоминает: «Слухи довольно быстро по Москве поползли. На спектакль записывались по телефону. В списках: Михалков, Башлачёв, потом министр культуры возник… Впечатляло».

В 1987-м в театре-студии «Человек» Козак поставил «Чинзано» Людмилы Петрушевской, а ещё через два года – «Елизавету Бам на ёлке у Ивановых» по Даниилу Хармсу и Александру Введенскому. Это было открытие целого мира запрещённой в СССР литературы, разговор об извечном абсурде жизни.

С Александром Феклистовым в спектакле «Эмигранты», режиссёр Михаил Мокеев, театр-студия «Человек»
С Александром Феклистовым в спектакле «Эмигранты», режиссёр Михаил Мокеев, театр-студия «Человек»

В «Эмигрантах» герой Козака рассуждал о том, что значит ощущать себя рабом. А этим людям, чья молодость пришлась на время обновления и надежд, как кажется, чувство несвободы было вообще не знакомо. Они были очень талантливы и по-настоящему дружны, они дерзали, творили для себя и для публики новый театр. В 1990-м Козак с друзьями основали Пятую студию МХАТ. Название отсылало к знаменитым студиям, которые возникали при Художественном театре в первых десятилетиях ХХ века, подчёркивало связь с альма матер, присягало на поиск нового театрального языка. И они его искали – выбрав для этого сложнейший поэтический текст: «Маскарад» Лермонтова.

Алла Сигалова, хореограф и режиссёр, жена Романа Козака, в своей книге «Счастье моё!» приводит такой фрагмент из интервью Романа Ефимовича: «У меня было, с одной стороны, состояние преклонения и восторга невероятного перед Учителем и, с другой, – протеста, который даже не мог для себя объяснить. И через несколько лет я организовал с друзьями Пятую студию МХАТ и ушёл из театра. Пришёл к Ефремову и сказал честно, что есть группа людей, молодых артистов МХАТа, и мы хотим попробовать всё сами. И коряво, как смог, сформулировал художественную идею. Нам действительно хотелось попробовать то, что он же в нас и заронил. Нам казалось, что уйти из МХАТа – это в каком-то смысле протест. Мы не хотели участвовать в том, что происходило вокруг нас. И он нас понял. Ещё один пример его величия. Олег Николаевич ответил: “Попробуйте, хотя уверен, что вы вернётесь”. И почему-то как-то лукаво подмигнул».

Они действительно вернулись.

Сергей Земцов, Роман Козак и Игорь Золотовицкий в спектакле «Чинзано», театр-студия «Человек»
Сергей Земцов, Роман Козак и Игорь Золотовицкий в спектакле «Чинзано», театр-студия «Человек»

Роман Козак был замечательным актёром: тонким, деликатным, ироничным, наделённым каким-то тёплым обаянием. Во МХАТе он играл Шервинского, Моцарта в «Амадее», Треплева в «Чайке». Его Моцарт был сосредоточенным и немного отстранённым, в нём чувствовалась значительность гения. Актёрский дар Козака его педагог Алла Борисовна Покровская называла «поразительным», сетовала, что переключившись на режиссуру, играет он мало. Последней актёрской работой Романа Ефимовича стала роль в «Косметике врага» по пьесе Амели Нотомб, где он играл в дуэте с Константином Райкиным – это был совместный проект Театра имени Пушкина и театра «Сатирикон».

Елена Майорова – Констанция и Роман Козак – Моцарт, «Амадей», режиссёр Марк Розовский
Елена Майорова – Констанция и Роман Козак – Моцарт, «Амадей», режиссёр Марк Розовский

Однажды во МХАТе на репетицию «Чайки», во время которой Андрей Мягков вводил Романа Козака на роль Треплева, а Елену Майорову – на роль Нины, пришёл Ефремов. Посмотрел, а потом сказал: «Ребята, не забывайте только, что вы люди». Эта фразу Роман Ефимович вспоминал в своих интервью как нечто гениально простое и очень важное. Он ведь так и жил: ставил спектакли про людей и для людей, была ли это гоголевская «Женитьба» или «Любовь в Крыму» Славомира Мрожека, «Лесная песня» Леси Украинки или «Самое главное» Николая Евреинова. Возглавив в 2001 году Театр имени Пушкина, старался соблюдать баланс между изысканной драматургией и тем, что непременно будет интересно публике. И это получалось: зрители любили его спектакли «Академия смеха» и «Косметика врага», «Ромео и Джульетта» и «Самоубийца», «Трое на качелях» и «Offic», «Марьино поле» и «Бешеные деньги».

Он оставался человеком во всём – в руководстве театром, в режиссуре, в педагогике (вёл с Дмитрием Брусникиным мастерскую в Школе-студии МХАТ, среди их выпускников 2003 и 2007 годов – Дарья Мороз и Александра Урсуляк, Ксения Теплова и Мария Зорина, Анастасия Скорик и Игорь Хрипунов, Юрий Квятковский и Александр Матросов, Сергей Лазарев, а на последнем курсе, который они набрали вместе, учились Паулина Андреева, Михаил Рахлин, Виктор Хориняк, Яна Гладких, Нина Гусева).

С Константином Райкиным в «Косметике врага», режиссёр Роман Козак, 2005
С Константином Райкиным в «Косметике врага», режиссёр Роман Козак, 2005

Несправедливо ранний уход Романа Ефимовича из жизни стал для многих глубокой личной потерей. Один из посвящённых ему некрологов назывался «Путь бунтаря». Если и бунтарь, то очень человечный.

Алла Сигалова и Роман Козак
Алла Сигалова и Роман Козак

#мхт #козак #театр #культура