Сегодня Андрею Панину, заслуженному артисту РФ, актеру театра и кино, которого любила без преувеличения вся страна, исполнилось бы 60 лет. Всего 60 – а ушел из жизни он девять лет назад, в марте 2013 года.
Он родился в Новосибирске, вырос в Кемерово. В роду были донские казаки, сосланные в Сибирь, и, наверное, независимость, неудержимость натуры Панина – от свободолюбивых предков. В Школу-студию МХАТ Андрей поступил с четвертого раза, не брали из-за дефектов дикции и «смутной внешности». Так что пока в 1986 году талант Панина не оценил Александр Калягин и не взял его к себе на курс, тот успел поучиться в Кемеровском пищевом институте, быть исключенным оттуда за драки, пойти учиться на режиссера народного театра в Кемеровский институт культуры. Еще он играл в театре-студии «Встреча» при Кемеровском государственном университете, вел занятия в студии пантомимы «Пластилин» тоже в Кемерово, ездил в Москву фарцевать джинсами.
Он сам рассказывал в интервью, что замечательная актриса и педагог Школы-студии Алла Борисовна Покровская считала, что учить его ничему не надо, дескать, Панин «готовый артист», чье дарование нуждается лишь в шлифовке. В 1990 году после окончания Школы-студии Андрея пригласили во МХАТ имени Чехова. Панин сыграл Фиксатого в постановке Олега Ефремова «Олень и шалашовка» по пьесе Александра Солженицына. А в 1992 году был назначен сразу на две главные роли – в спектаклях «Бобок» по Достоевскому и в «Додо» по пьесе Клайва Пэтона.
Пьесу английского драматурга Клайва Пэтона «Додо» – трогательную, смешную и печальную историю, отсылающую к судьбе птиц додо, истребленных человеком, – поставил во МХАТе Николай Скорик. Спектакль был полон музыки: артисты в нем пели, танцевали, летали, карабкались «по горам». Так что молодой актер Андрей Панин продемонстрировал не только драматический талант, но и музыкальность, и пластическую одаренность.
Панин проработал во МХАТе десять лет, был плотно занят в репертуаре. Играл в спектаклях Олега Ефремова «Борис Годунов» (Гришку Отрепьева) и «Три сестры» (Соленого). Спектакль «Три сестры» впечатлял актерским ансамблем, Панин выходил в нем в очередь с Алексеем Жарковым, который тоже играл Соленого. Одна из самых глубоких статей об этом спектакле Олега Ефремова, ставшем фактически его театральным завещанием, была написана драматургом Людмилой Петрушевской. Есть в этом тексте и о Панине: «Цып-цып-цып, приговаривает Соленый, с жадностью ненавистника глядя на Тузенбаха… Прекрасная роль А. Панина».
А вот что писали об исполнении Паниным роли Освальда в спектакле Николая Скорика «Привидения» по пьесе Ибсена (процитируем статью Нины Агишевой): «Андрей Панин смело и жестко играет болезнь Освальда, его душевное расстройство, готовность в любой момент взорвать мнимое благополучие отчего дома, точно выражая важную для Ибсена мысль: “Юность – это возмездие”».
В 1994 году на всю Москву прогремел спектакль Владимира Машкова «Смертельный номер», поставленный им в «Табакерке». Шел он на мхатовской сцене. Пьеса Олега Антонова рассказывала о четырех клоунах: Белом, Черном, Рыжем и Толстом. Панин играл Рыжего. Это было признание в любви к цирку, с его ежевечерним ярким шоу и с «полной гибелью всерьез» на арене. В герое Панина проявилось то самое соединение откровенного скоморошества и затаенной ранимости, которое так трогало во многих его персонажах.
Андрей Панин много играл в спектаклях Романа Козака – мхатовских и не только. В «Маленьких трагедиях» он был Скупым рыцарем, в «Женитьбе» выходил в роли Жевакина (основными исполнителями этой роли были Сергей Юрский и Владимир Кашпур).
Когда в 2000 году Панин из МХАТа ушел, их с Козаком сотрудничество продолжилось в Театре имени Пушкина, художественным руководителем которого год спустя был назначен Роман Ефимович. Спектакль «Академия смеха» по пьесе японского драматурга Коки Митани стал первой постановкой Козака в новой должности – и настоящим зрительским хитом. На этот спектакль на двоих, который виртуозно разыгрывали Андрей Панин и Николай Фоменко, невозможно было достать билеты. А в 2003 году Козак поставил «Трое на качелях» уже на трех артистов-звезд: Андрея Панина, Александра Феклистова и Николая Фоменко.
Снимать в кино Панина начали не сразу. Вот как он сам рассказывал в 2013 году в интервью Дмитрию Савельеву (опубликовано в журнале «Сеанс»): «Мне еще на первом курсе один известный киношный режиссер сказал: парень, у тебя будут большие проблемы. Ты достаточно, м-да, талантлив, но проблемы будут. По определению. По той нише, в которой работаешь. Ну кто ты? Герой-любовник? Как минимум, смелое заявление. Комик? Посмешнее есть рожи. Социальный герой? Тоже не сказал бы. Кто ты тогда? Где тебя искать? Что у тебя за ниша? Промежуточная какая-то. В общем, будут большие проблемы. Так оно и вышло. Люди со смутной внешностью, имея даже актерский диапазон пошире, чем у других, могут очень долго не появляться в кино».
Но на рубеже нового века эта его «смутная внешность» очень даже пришлась ко двору. Она начала отчетливо выражать время. Панин играл людей невзрачных, но совершенно непредсказуемых, которые могли обернуться буквально кем угодно, повернуться любой стороной – как плохой, так и хорошей. Очень точный актерский портрет артиста принадлежит перу Любови Аркус, киноведа, главного редактора журнала «Сеанс». Вот его фрагмент:
«Внешне же этот герой показательно неотчетлив. Русый, с залысинами. Тонкогубое лицо без резкой лепки и графики, нос уточкой, глаз почти рыбий. Неточно определяемый возраст — между сорока и пятьюдесятью.
Эта стертость, конечно, с подвохом.
Гладь обманчива; мимика почти отсутствует, но “смытое” лицо находится в постоянном трудноуловимом движении, которое исподволь готовит мгновенные электрические разряды, преображающие и “никакой” облик, и скользящую повадку.
Вдруг зыркнет колюче — и холод по спине.
Скороговорочку впроброс, через угол рта, прервет короткой парадоксальной паузой.
Расслабленный с виду, мгновенно спружинит и резким, коротким, как выстрел, жестом разрубит воздух — так, к примеру, взмахом руки с тростью он останавливает извозчика во “Всаднике по имени Смерть”».
Террорист Жорж во «Всаднике по имени Смерть» Карена Шахназарова, Гаркуша в «Свадьбе» Павла Лунгина, фельдшер в «Морфии» Алексея Балабанова, Порфирий Петрович в сериале «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова, майор Ворон в сериале «Граница. Таежный роман» Александра Митты, капитан Савельев в «Водителе для Веры» Павла Чухрая, хан Тинибек в «Орде» Андрея Прошкина… Фильмография Панина огромна. Пересмотрите любой из этих фильмов, вспомните Андрея Панина – артиста Божьей милостью.
Автор текста Александра Машукова
Спонсор театра Банк ВТБ
#ПАНИН #МХТ #ТЕАТР #КУЛЬТУРА #актеры и роли