"Еще думал я о том, что в последнее время то и дело случаются со мной какие-то унылые, нелепые, подозрительные даже происшествия, словно тот, кому надлежит ведать моей судьбою, совсем одурел от скуки и принялся кудесить...".
Братья Стругацкие "Хромая судьба".
Не только в христианстве, но и во всей мировой философии всегда боролись два направления. Первое - мы "рабы божьи" и "все в руце его" (как вариант - Судьбы). Второе: человек - свободное существо, ибо создан "по образу Его".
Три наиглавнейшие характеристики Судьбы - это ее: тотальность, непознаваемость и независимость от человеческой воли. По выражению великого философа А. Лосева, «Судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны, «Судьба ни с кем и ни с чем не считается», с другой, «Судьбе, при всем предельном отчуждении от тех, кто находится под ее воздействием, есть дело до каждого». Каким образом - не уточняется. Но! Тем самым Судьба становится некоей внешней силой, которая сводит человеческую личность ко всеобщему обезличенному приговору, итогу, точке.
Попытку примирить две позиции: "Матрица" ни с кем не считается, но ей есть дело до каждого" предприняла "халдейская премудрость". То есть астрология. Крупнейшим специалистом в ней был пророк Даниил. Идея примерно следующая: звезды отражают "замысел Бога", Программу. Но Великий Программист Вселенной может и "перепрограммировать" Судьбу человека. Кто не верит - прочитайте в Библии про Иова.
Античная мифология рисует более жуткий образ. Три безобразные старухи (мойры) "прядут нить человеческой судьбы". Все, чего "спрядут" - неизбежно.
У римлян, правда, они перестали быть старухами, и стали привлекательными женщинами. Называться стали - парки, но это мало, что меняет.
У арабов ДО ислама бытовали два представления о судьбе: мана — конкретный удел, персональная доля каждого, и дахрун — безличное время, властвующее целиком над миром. В Коране обе отрицаются в пользу новой концепции судьбы - божественного предопределения, абсолютной воли Бога. Он воплощает высшую справедливость, пусть и не всегда понятную человеку.
У древних славян было не очень понятное слово "Доля". Она существует, но может корректироваться.
Ну, а что в христианстве?
Экклезиаст говорит о том, что есть «время умирать». Однако далее, там же, записан следующий совет: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в свое время?» Это показывает, что время смерти человека не предопределено.
Христианская философия здесь ближе к древневавилонской (астрологической) модели: Бог пишет Программу, но может ее легко изменить. Он может отменять собственные решения. Отрицать это - отрицать Его всемогущество.
Классический пример - пророк Иона, который рассказал жителям Ниневии, что городу их "будет Хиросима", но те (во главе с руководством) покаялись, и Он отменил свое решение.
Но отменяет Он свои решения, руководствуясь поведением людей, ибо все-таки, мы созданы "по Образу". То есть несем в себе Разум и Свободу выбора. И сами конструируем Будущее.
В современной науке есть понятие аттрактор - придание определенности динамической системе, путем "притягивания" вариантов развития из Будущего. Здесь два нюанса. ЛЮБАЯ система должна считаться динамической. Само понятие "статика" противоречит общему алгоритму развития Вселенной. А второе: человек способен к аттрактору, ибо он тоже система (органов, чувств, эмоций, мыслей и т.д.).
Теория диссипативных структур И. Р. Пригожина (Нобелевский лауреат, физико-химик русского происхождения, православный) подразумевает понятия "бассейны притяжения" и "точка бифуркации". О притяжении - мы сказали, а вот точка...
В жизни любого человека (семьи, фирмы, государства, человечества) существуют точки принципиального выбора. Когда...
В этот момент определяется отклонение от Матрицы или его отсутствие. Определяется самими людьми. Ибо ОН уже задал определенные правила и будет им соответствовать. Иначе, это не будет Справедливостью.
В точке бифуркации сходятся фундаментальные погрешности Системы и элемент случайности. Мы уже говорили, что в споре Альберта Эйнштейна и Нильса Бора - мы на стороне последнего: "Бог играет в кости". И последствия этой игры могут предсказывать только люди типа Ибн Хальдуна.
Таким образом "конструирование Судьбы" идет в логике И. Ильфа и Е. Петрова: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Мы действительно обладаем Разумом и Свободой ("образ Бога"), а значит несем ответственность. Он может изменить все, но... если мы движемся: "Под лежачий камень вода не течет". Динамическая система, является еще и саморазвивающейся. Великий Архитектор (Настройщик) лишь задал законы этого развития, но применение их - дело людей.
Мы передаем привет читателям из Москвы и Московской области. Остальные: подписывайтесь и ставьте лайки. Читайте: "Ибн Хальдун: историк, социолог и предсказатель Будущего", "Почему Патриарх Иоаким поставил на Петра" и "Рай". Ну, а пока...
Храни Вас Бог.