Томительное радостное ожидание)
Так можно описать состояние предвосхищения долгожданным событием, которое с каждым днем обрастает все большими деталями, любезно предоставленными нам щедрой Госпожой Фантазией .
Именно так я ожидала «Пиковую Даму» на сцене Мариинского театра.
Я даже не спала ночь накануне спектакля.
И весь этот накал страстей был вовсе не от эмоционального голода.
Все мои ожидания были результатом ярких впечатлений от книги « Мои Воспоминания» Александра Бенуа.
То, чего я неосознанно лишала себя в жизни, откладывая до лучших времен, благодаря книге Бенуа стало потребностью, причем острой.
И я решила как можно быстрее посмотреть и послушать все произведения Чайковского именно на сцене Мариинки, где более века назад проходили их премьеры.
Особые мои ожидания связаны именно с «Пиковой Дамой», перевернувшей отношение Бенуа к Петербургу и поднявшей его на невероятные эмоциональные высоты.
Александр Бенуа был пленен поэтичностью города и его мистической силой.
Он писал, что "Пиковая Дама " сделала его в какой-то степени визионером, угадывавшим в каждом городском пейзаже и событии милый дух старины.
Он начал остро чувствовать связь елизаветинских времен со своей эпохой, полюбил красоту обстановки старинных особняков, сохранивших обаяние времен Елизаветы Петровны.
Бенуа устраивал со своими друзьями , впоследствии объединившимися в «Мире Искусства» вечера поэзии при свете мерцающих свечей в бронзовых канделябрах, увлекся историей и даже немного влюбился в образ Елизаветы.
Думаете, не актуально?
Вы только представьте себе, друзья, что сейчас от нас с вами до века Бенуа практически столько же, как ему тогда было до века Елизаветы.
А ведь мы часто удивляемся, насколько нам сейчас близки и понятны события Серебряного века, как мы чувствуем порой его близость!
Поэтому очень легко представить себе, как в конце XIX-начале XX веков актуальны были воспоминания екатерининской и елизаветинских эпох.
Александр Бенуа кстати в книге отмечал, что именно благодаря старому вельможе Ивану Александровичу Всеволожскому, руководившему в то время императорскими театрами, «Пиковая дама» оказалась так проникнута духом Петербурга.
Именно он убедил москвича Чайковского перенести действие первого акта в Летний сад, последнее свидание героев -на набережную Зимней канавки, изящный изгиб которой так похож на венецианский Мост Вздохов.
Спальня старой графини должна была напоминать о великолепии елизаветинской эпохи, а бал - о грандиозных праздниках времен Екатерины Великой.
Не только прекрасная музыка, но и декорации были настолько проникнуты романтизмом старинного Петербурга, что сделало оперу очень органичной!
А как «вкусно» писал Бенуа о своих ожиданиях этой долгожданной премьеры Чайковского!
Творческий Петербург ждал ее еще в ноябре 1890, но сломанная ключица исполнителя роли Германа Николая Фигнера отодвинула оперу на декабрь.
Билеты были раскуплены за полгода, и в день премьеры Александр Бенуа в окружении друзей и всевозможных родственников явился в Мариинку в предвкушении чуда!
Каждый, кто не смог оценить «Пиковую даму», вызывал у него обиду и возмущение.
Он даже обозвал "дураком" и "болваном" своего друга Валентина Нувеля только за то, что он не смог оценить хор приживалок в спальне графини.
Забегая вперед, скажу, что именно этот хор меня совершенно заворожил. Сгорбленные тени, словно большие усталые птицы, махали крылами и пели как плакальщицы.
В этом была какая-то невероятная магия предчувствия беды и скорой смерти хозяйки.
Но о моих эмоциях позвольте сказать чуть ниже. А пока вернемся в век Александра Николаевича Бенуа.
К сожалению творческая публика Петербурга относилась тогда к Петру Ильичу Чайковскому как к отщепенцу, слишком зависимому от Запада.
Поэтому, как бы сейчас это не казалось жестоко, аплодировали в основном любимым актерам, композитора принимали очень сдержанно, если не сказать холодно.
Пыл и искренность 20-летнего Александра Бенуа, будущего главного идеолога «Мира искусства», убедившего всех своих друзей в значимости происходящего, хотя бы в малой мере компенсировали несправедливость по отношению к Чайковскому взрослой искушенной публики.
И самым лучшим продолжением восхищения Бенуа "Пиковой Дамой" стали впоследствии его прекрасные декорации и очень атмосферные иллюстрации к одноименной повести Пушкина, послужившей основной идеей оперы Чайковского.
Вот примерно с такими мыслями я шла по мокрой набережной Крюкова канала в сторону новой сцены Мариинки, где вечером давали оперу «Пиковая дама».
Я уже несколько дней в голове создавала такие живописные декорации к опере, которые могли бы при желании обратить в любовь и поклонение к Петербургу даже его ненавистника, если бы вдруг такой нашелся))
Но , как говорится, «не сотвори себе кумира».
Декорации оперы оказались очень лаконичными .
По сцене передвигались гранитные колонны Исаакия, сжимая и раздвигая пространство.
Черная сетка немного затуманивала образы героев, за ее складками оживали бронзовые статуи, видимо призванные создавать мистический ореол спектакля.
НО!
Не было ни-ка-ко-го ощущения Петербурга.
Не было плавных изгибов Эрмитажного мостика над Зимней канавкой, а уют спальне старой графини создавал лишь камин с электронной картинкой пламени…
Но была ТА ЖЕ музыка, были прекрасные голоса исполнителей, а главное у меня было огромное желание понять и принять «Пиковую Даму» в таком современном варианте.
Конечно мягкое сияние оникса в бесконечно высоких фойе, блеск кристаллов и отличная акустика зала значительно смягчили мое ...чуть не написала разочарование...Нет , не разочарование, а неоправданность ожидания увидеть это так, как посчастливилось современникам Александра Бенуа в день премьеры 7 декабря 1890 года.
Перед началом спектакля я с удовольствием побродила по музею на третьем этаже, рассматривая фотографии и оригиналы костюмов той самой премьеры конца XIX века.
Это прикосновение к истории было для меня бесценным подарком судьбы, потому что я на какое-то время прониклась пассеизмом Бенуа, чему была несказанно рада.
Потому что ожившее прошлое для меня не пустые слова. Именно так я часто воспринимаю Петербург, и он отвечает мне материализацией таких образов, каких вы возможно никогда не замечали.
И одной из фотографий из этой статьи я обязательно вам это подтвержу.
В общем опера мне понравилась, но ожидаемого эффекта погружения в поэтический и романтический Петербург не случилось.
Я вышла из театра, и мурлыча себе под нос засевшую в голове мелодию : «Благодетельница наша, свет наш барынюшка..», повернула в сторону Никольского собора, где оставила машину.
Шла и размышляла, что бы мне сейчас такое увидеть, чтобы восполнить недополученные в театре впечатления.
Позвольте мне здесь намного отступить от темы, чтобы объяснить причину дальнейших событий.
Многие из вас, друзья, уже знают, что с 1 ноября парковка машин по всему центру Петербурга стала платной.
И уверяю вас, что многие автолюбители остро почувствовали разницу в ежедневных расходах, потому что я сама лично неделю назад вынуждена была потратить 800 рублей за день на необходимые мне по работе остановки и парковки машины.
Многие стали оставлять машины на окраинах, и добираться до Центра на метро.
Но мы живем в 70 км от города, под Рощино, а мне приходится очень много ездить по работе именно по Центру Петербурга , без машины успеть всё запланированное немыслимо.
Собственно все это сказано мной в оправдание своего поступка.
Потому что перед спектаклем, поколесив по окрестным улицам и каналам, я вынуждена была поставить машину на площади у Никольского собора, как и десятки подобных страдальцев.
«Пиковая дама» идет больше 4 часов с двумя антрактами.
В общем когда я дошла до Никольского, оказалось, что ворота перед площадью вместе с несколькими припаркованными машинами, в том числе и моей, заперты до утра…
Немая сцена.
Закрытыми оказались не только ворота, но и все окрестные калитки, поэтому мысль о том, что можно взять из машины ключи и отправиться ночевать в своей городской квартире, пришлось оставить.
Честно говоря, я растерялась. Не то чтобы мне было совсем некуда идти , но тревожить друзей около часа ночи я не решилась.
На свое счастье, я вспомнила, что у соседки есть запасной комплект ключей.
Увидев, что она онлайн в Вотсапе, я с извинениями описала соседке ситуацию и попросила бросить ключи в наш почтовый ящик, чтобы можно было их забрать в любое время, не беспокоя ее.
Уф! Предупредив мужа и выслушав всё, что он об этой ситуации думает, я немного успокоилась и поняла, что не пропаду))
И тут меня осенило!
Раз уж теперь некуда торопиться, и ключ терпеливо ждет меня в почтовом ящике, я решила дополнить впечатления от спектакля и посетить самые что ни на есть живые декорации Пиковой дамы.
То есть сейчас же пройтись по тем местам, которые связаны с этой мистической историей.
Почему бы и нет?
Результатом моей ночной прогулки стали фотографии, которые я сейчас вам покажу.
Гулять ночью по Петербургу совсем не страшно.
Людей опасаться нечего. Потому что ночью в Центре лишь романтичные парочки и одинокие мечтатели.
Однако надо быть готовым встретить совершенно неожиданные образы, которые возможно и не люди вовсе. Во всяком случае многие из них тени не отбрасывают.
Следующее фото сделано мной на Зимней канавке. Я шла по направлению к Эрмитажному мосту, где проходило последнее свидание Германа и Лизы. Справа казармы, впереди большая вода Невы.
И две очень странные дамы без теней. А за ними мужчина в черном.
У меня полное ощущение, что к утру они развеются...
А такой образ-сюрприз ожидал меня на Малой Морской 11, прямо у дома, где у своего брата Модеста останавливался Петр Ильич Чайковский.
В этом доме Чайковский и умер.
Зашел после очередного спектакля в кафе на углу Невского и набережной Мойки и попросил подать стакан воды. И ему принесли некипяченую воду. А в городе свирепствовала холера.
Через два дня Чайковского не стало.
Ровно через три года после того, как он написал оперу "Пиковая дама".
Кстати Александр Сергеевич после написания одноименной повести тоже прожил всего три года...
Три карты, три карты...три года.
А прямо через дорогу в доме 10 по Малой Морской находится особняк Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом старой графини.
Пережившая пять императоров, графиня Голицына была в Петербурге необыкновенно важной персоной, привыкшей к почету и очень гордившейся своим родом.
Говорят, как-то даже маленькая внучка спросила ее, не был ли и Иисус Христос Голицыным. Такое вот было у графини чувство собственной важности.
В молодости она была весьма хороша собой, благодаря чему небезызвестный авантюрист граф Сен-Жермен открыл ей секрет трех карт, сделав необыкновенно удачливой в игре.
Этот секрет она передала проигравшемуся племяннику, чем спасла его от позорного разорения.
Так что пушкинская история имела вполне реальную основу, учитывая, что узнал он ее от того самого внучатого племянника графини С.Г. Голицына, который отыгрался в безнадежной ситуации благодаря секрету трех карт.
В Петербурге Дом Н. П. Голицыной считают одним из самых мистических мест.
Говорят, к графине перед смертью приходил черный офицер, а сама она и после кончины не обрела покоя.
Так и бродит ночами по лестницам своего старого особняка. Может поэтому там и свет не выключают?
Сейчас лепнина особняка затянута сеткой- видимо идет частичная реставрация, поэтому он не производит должного впечатления.
Я специально нашла несколько впечатляющих снимков в интернете, чтобы можно было получить свою долю мурашек по коже от его аутентичности.
Сейчас здание занимает поликлиника МЧС.
А после революции было вот что.
Потом в особняк переехала поликлиника НКВД, находившегося поблизости на Гороховой 2.
А это очень страшное место. До сих пор содрогаюсь, проходя мимо. Его камеры под самой крышей стали последним приютом для многих известных людей, не угодных новой власти.
Отсюда на расстрел увезли и Николая Гумилева...
Скорее уйти отсюда.
А город уже примеряет новогодний наряд
Жизнь продолжается.
Я поспешила к Зимней канавке.
Но не могу не показать вам другие узнаваемые образы Петербурга, встреченные мной по дороге.
Вот и конечная цель моего путешествия. Эрмитажный мостик , который Александр Бенуа так удачно сравнивал с Мостом Вздохов в Венеции.
Не знаю, позволяют ли мои фото почувствовать дух таинственности, которым проникнуты эти места.
Но мне декорации оперы представлялись именно такими.
И увидев их вживую, я окончательно погрузилась в атмосферу пушкинской истории и очередной раз ощутила мистику Петербурга, где все времена настолько связаны , что ночами можно легко встретить образы из разных эпох, случайно преодолевших границы времени.
Такой вот вечер у меня получился. С прогулкой почти до утра))
Благодарю вас за внимание и доброжелательность, дорогие читатели!
До новых встреч)