Темпл-бар и Графтон-стрит на южном берегу Лиффи, Генри-стрит на северном — пешеходные уголки Дублина.
Темпл-бар — это и один из старейших районов, и улица в этом районе и паб на этой улице.
Район Темпл-бара — несложный лабиринт из восьми-девяти маленьких улочек, изобилующих пабами, магазинчиками, отелями, здесь есть театры и культурный центр. Метафорически это миниатюрный жизнерадостный вавилон, по которому можно бродить день и ночь — сутки прочь. Неделя, месяц, год — кто не жизни мот?
Тут общаются, выпивают, закусывают, засыпают под тосты, просыпаются под серенады, словом, культурно отдыхают.
Здесь удобно быть самим собой, если не угораздит стать временным носителем ценностей Темпл-бара. Я не намекаю, а прямо пишу: район это мистический. Половина весёлых прохожих — туристы, забывшие себя и ставшие частью культового центра Дублина.
Мостовые здесь замощены булыжником. Поскольку падать неудобно, то отношения выясняют редко, все миролюбивы и дублинские ветра перемен редко заглядывают на пешеходные тропы Темпл-бара. А уж про пабы и говорить нечего.
Если вы забредёте сюда ненадолго, то возьмите пинты две «Гиннеса», устройтесь где-нибудь поудобнее и щурьтесь. Ничего больше не надо: пить и щуриться. За полчаса вы обновитесь душевно.
Графтон-стрит и Генри-стрит — самые дорогие улицы Ирландии, а Графтон-стрит, к тому же, пятая в мировом рейтинге наиболее дорогих торговых улиц мира. Возможно, именно это и определяет царящую здесь деловитую беззаботность.
Нестройно и весело идут пешеходы. А куда и зачем — забывают.
Заслушаются музыкантов —и вдруг находят себя в магазинах. Истратят все деньги и сами выходят на улицы петь. Иначе откуда здесь столько музыкантов? — Через каждые двадцать-тридцать метров по солисту или группе. Привозят колонки, усилители и дают концерты. Но, возможно, я ошибаюсь и существует очередь за право выступить на Графтон-стрит? Может, тут конкуренция? Очередь на год вперёд. Прослушивание и утверждение кандидатов…
А мне бы хотелось выступить на Графтон-стрит. Например, с чтением стихов ирландских поэтов. Раскраснеться от удовольствия, декламировать громко, выразительно, чтобы стать явной частью всей этой шумной, безмятежной фантасмагории.
Музыканты, актёры, фокусники, чтецы, мимы, жонглёры — наяву, как во сне. На Генри-стрит то же самое.
Видел я песочных скульпторов, колдовавших над пиршеством из креветок и мидий.
Видел двух гномов человеческого роста, вымазанных будто бы дёгтем, то есть чёрных и масляных. Эдакая скульптура почти в центре улицы, а сделаешь шаг навстречу — и вздрогнешь от протянутой навстречу фактурной руки. А уж если потрогаешь или сфотографируешься — плати. («Если думаешь, что мы из воска, выкладывай денежки!»)
Видел человека, который танцевал с огнём. Вокруг стояла толпа, но он всё же заметил, когда я вытащил камеру, закричал и, протестующе замахал руками.
Видел девушку, которая мелками на асфальте сообщала о том, что с двенадцати лет не имеет дома. Девушка писала старательно, выводила каждую букву, не обращая внимания на прохожих. Кто-то её приветствовал, она отвечала не глядя, слова разлетались крошками цветных мелков.
В конце (или начале?) Генри-стрит расположен магазин недорогой, качественной одежды Penneys. Простое категоричное название, обшученное тысячи раз. Там можно пропасть раз и навсегда, быть посланным туда, со слабой надеждой вернуться обратно. Из Темпл-бара — в Пенниз и ты приручён Дублином, стал вроде его домашней собачки. Но разве ему это надо?
В этих двух улицах больше экскурсионного, декларативно-парадного, чем чистокровного дублинского. В сущности говоря, они могли быть где угодно. Да они и есть где угодно. Пешеходные бульвары многих крупных городов, заполнены гуляками и артистами, всюду магазины и бары. А что на этих улицах истинно дублинского, так это фирменные сувенирные магазины Carrolls Irish Gifts.
Как не поддаться властной силе туристического Дублина превращать всех в пешеходов/потребителей?
Ибо даже если вы стоите и слушаете музыку, вы все равно пешеход, а пешестой лишь временно.
Даже если вы угощаетесь или бродите по торговых лавкам, вы всё равно пешеход, занятый привычным делом — потреблять.
Но если вы попытаетесь из пешехода превратиться в долгостоя (вариант - тихостоя или даже долго- и тихосидя) возможно, улицы поблагодарят вас особым образом. Они как бы выведут вас за скобки обычных туристических маршрутов и покажут дублинскую суету, как спектакль. С жанром вы определитесь сами. Дублин ненавязчив.
Добро пожаловать! Подписывайтесь и читайте все тексты о путешествии по Ирландии!