Найти тему
23K подписчиков

История женских причёсок - 2: «Говорила мама: береги золотые косы…» (причёски Средневековья и Возрождения)

1,5K прочитали
Как известно, после языческой античности в Европе наступило христианское Средневековье. И поначалу христианские нравы были весьма строгими.

Как известно, после языческой античности в Европе наступило христианское Средневековье. И поначалу христианские нравы были весьма строгими. Во всём поощряла скромность, поэтому священники грозно обрушивались на чрезмерные попытки женщин приукрасить «данный Богом» облик.

Например, архиепископ Кентерберийский объявил осветление волос нечестивым занятием. А Этьен де Бурбон вспоминал, как один священник учил свой приход гнать из церкви любую «крашенную сучку», бросая в неё отбросами и восклицая: «Изыди, рыжая, с ядовитой шкурой!». Не везло даже тем, у кого огненно-рыжий цвет был натуральным — слишком яркая красота сразу вызывала подозрения в ведьмовстве.

Средневековые карикатуры на модниц, искушаемых дьяволом.
Средневековые карикатуры на модниц, искушаемых дьяволом.

Поначалу у приличной средневековой девушки выбор был невелик. Незамужние носили свободно распущенные длинные волосы, которые украшались обручем или венком. Замужние завивали волосы в косы и прятали эту красоту под накидками или платками.

Как известно, после языческой античности в Европе наступило христианское Средневековье. И поначалу христианские нравы были весьма строгими.-3

В XII веке, с расцветом «куртуазной культуры», женская красота вновь отвоёвывает себе место под солнцем. На голове ещё носят лёгкие покрывала, прихваченные обручем, но они уже не скрывают две роскошные косы, которые демонстративно свисают спереди. В косы вплетают ленты, окутывают их в шёлк, а концы украшают наконечниками. Те, кому с длиной кос не повезло, используют накладные волосы.

Как известно, после языческой античности в Европе наступило христианское Средневековье. И поначалу христианские нравы были весьма строгими.-4

Но вот парадокс — в XIV веке старый обычай скрывать волосы постепенно сам стал модой. Главным украшением женской головы теперь являются не причёски, а головные уборы — крупные и причудливые. Это и, украшенные вуалью, конусообразные эннены, высота которых достигала метра (недаром мужчины шутили, что среди модниц они чувствуют себя «жалкими кустиками в лесу»). И объёмные чепцы в виде паруса или «сахарной головы». И «эскафьоны», имеющие форму рогов (под ними скрывалась аналогичная причёска из двух, скрученных над ушами, кос).

Изабелла Баварская с дамами. 1414 г.
Изабелла Баварская с дамами. 1414 г.

При этом из-под головного убора не должен был выглядывать ни один волос. Всё лишнее тщательно выбривалось или выжигалось негашёной известью. Чем «чище» и выше был лоб женщины, тем красивее казалось её лицо. Именно для этой цели женщины стали полностью сбривать брови. В цене была и грациозная «лебединая» шея, поэтому затылок тоже выбривался (иногда до середины).
Есть забавное мнение, что эти каноны красоты возникли не случайно, а потому, что у чахлых средневековых аристократок волосы начинали выпадать слишком рано…

Слева — Ганс Мемлинг. Портрет Марии Магдалины. 1475. Справа — Рогир ван дер Вейден. Изабелла Португальская. 1445.
Слева — Ганс Мемлинг. Портрет Марии Магдалины. 1475. Справа — Рогир ван дер Вейден. Изабелла Португальская. 1445.

Высокие лбы и безбровость продолжали цениться и после того, как волосы вырвались на свободу. Достаточно взглянуть на «Мону Лизу» Да Винчи — шедевр эпохи Реннесанса.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1506
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1506

Однако цвет волос Моны Лизы не был писком моды того времени. Вспомните Беатриче Данте или красавиц Ботичелли — все они светловолосы. В Венеции XVI века мода на золотистый цвет была такая, что на улицах нельзя было встретить ни одной брюнетки.

Для придания модного цвета волосы смазывались специальным составом. После чего на голову надевалась солана — специальная шляпа без тульи, но с широкими полями, на которые женщины раскладывали локоны и подставляли их солнцу. Для этой процедуры на крышах Венеции даже устраивали специальные беседки.

Как известно, после языческой античности в Европе наступило христианское Средневековье. И поначалу христианские нравы были весьма строгими.-8
Философ Агостино Нифо «Трактат о красоте и любви» 1539 г.:
«Волосы тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мёд, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами».
Нероччо де Ланди. Портрет дамы. 1485.
Нероччо де Ланди. Портрет дамы. 1485.
Сандро Ботичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476.
Сандро Ботичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476.

Времена Реннесанса вернули в моду сложные причёски, где косы и локоны причудливо переплетались, закалывались и обильно украшались вуалями, лентами и, особо милым сердцу итальянок, жемчугом. Чаще всего часть волос поднимались и завязывались в высокий пучок, а часть свободно ниспадала на плечи. Остаются в моде и косы — толстые и длинные.

Сандро Ботичелли. Фрагмент картины «Весна». 1482.
Сандро Ботичелли. Фрагмент картины «Весна». 1482.
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола,
трактат «О красоте женщин», 1540:
«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной…».

Как видите, красоту женских волос начали воспевать даже монахи…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
(Все ссылки на другие статьи цикла см. ниже)

***

И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
ЮMoney: 410014962342629
Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

Цикл "Женская красота с головы до ног":