Найти тему

Символы в иконографии: иконы Ангелов

И снова, приветствую Вас, дорогие читатели! Рада всем, кто заглянул на мой канал 👋 Подписываться необязательно:) а вот улучшить настроение автору и поставить 👍 попрошу настоятельно:)

Итак, о том нужны иконы или нет, можно спорить и не прийти к общему мнению. Недавно мне написали под статьей такой комментарий: «Зачем изображать непостижимое? Не лучше ли тщательно исследовать Священное Писание, получая точные знания о единственном истинном Боге?» Мой ответ, что одно другому не мешает, не понравился. Под ответом я увидела дизлайк. Хочу заметить, что от меня в иконографии ничего не зависит, это мое обывательское мнение. Все что я могу, это поделиться той информацией, которая мне известна.

Помните, на слова Спасителя о том, что Он пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, Понтий Пилат ответил: «Что есть истина?» Выслушал ли он ответ? Нет. Тем, кто не хочет слушать и слышать, ответ не нужен. Так и для него, для язычника, которым и являлся прокуратор Иудеи, понятие «истина» не имело единственного и окончательного определения.

Иногда кажется, что каждый несет свою «истину» и формирует свое представление об окружающем мире, считая, что он единственный, кто мыслит правильно. И все сказанное им неоспоримо. И результат: человек не слышит никого, кроме себя.

Фотография автора
Фотография автора

Смотрите, ведь Воплощенного Бога - видели и слышали множество людей. Кто-то поверил Его проповеди о любви, милосердии и спасении. Те люди стали апостолами нового времени, кому-то эта проповедь по-казалась странной и необычной, они не приняли ее. Но вот уже два тысячелетия все христиане живут Зримой Истиной - Богочеловеком Иисусом Христом.

Как воспринимают христиане икону? Как откровение Божие в красках, при помощи зримых образов икона доносит до людей истину Боговоплощения. Икона имеет вероучительное значение. С древности ее называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью» и «богословием в красках». Лучше не скажешь.

В связи с этим оправдан интерес к каноническому православному иконописанию и всегда будут возникать вопросы, как по иконопочитанию, так и по символике священных изображений.

Мир икон - это другой мир, другое пространство. Каждый образ как окно в этот мир, через которое в душу человека проникает отсвет Мира Божия, незримая истина.

Задумывались ли Вы, что познание иконы требует и познания сути церковной жизни? Понять иконописные сюжеты без знания двух источников православной веры - Священного Писания и Священного Предания просто невозможно. Так может ли мешать одно другому? На мой взгляд - не может, но спорить я не буду. Пусть каждый из нас останется при своем мнении.

Добавлю только, что православная икона - это сильнейшее средство воцерковления. Потому что такой интерес может привести человека к церковной жизни, а итогом этого будет полное преображению всей его духовной жизни. А значит приведет человека ко спасению.

-2

Важно понимать, что икона все таки не предмет культа и не предмет, наделенный некими особыми, сверхъестественными свойствами. Такое мышление приводит к искажению сути и искажению назначения священных изображений в литургической жизни Церкви. Посмотрите на свой домашний молельный уголок. В нем должны быть помещены строго канонические православные иконы. В нем не должно быть репродукций картин и прижизненных фотографий святых: праведного Иоанна Кронштадтского, Оптинских старцев и других. Не в осуждение, но так бывает и причина кроется в недопонимании, что такое православная икона и как должно быть организовано это пространство.

-3

Иконография - это мир символов. Каждый элемент несёт свою информацию и о чем-то нам рассказывает. Вот, например, в мире горнем нет теней. Свет - это одно из имён Бога. И икона являет святых, освященных божественной благодатью, а не чувственным светом. Согласитесь, не все просто, но понятно, когда знаешь некоторые моменты. И луч идущий с небесных сфер – это символ божественной благодати, а три луча указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц.

Небольшое отступление, потому что сегодня, продолжая тему об иконографии Ангелов, расскажу Вам, дорогие читатели о том, что Вы увидите этих иконах. В надежде, что потом, придя в храм, Вы немного задержитесь после службы и посмотрите на икону другими глазами:)

Научи меня молиться, добрый Ангел, научи: Иконография Ангелов
Все о тебе, Русь Православная17 ноября 2022

Фотография сделана автором лично:)
Фотография сделана автором лично:)

Итак, в первую очередь - крылья (1). Это непременный атрибут иконографии всех Ангельских чинов. Чаще мы видим крылья белого цвета. И это неспроста. Белый цвет в иконографии, символ чистоты, Божественного света и святости. Но на этой фотографии 👆крылья желтого или золотого цвета. Почему? Это цвет Божественной Славы, солнца, этим цветом возвещается радость.

Далее - нимб (2). Это символ излившейся на Ангелов Божией благодати👇 Он всегда одного цвета: желтый или золотой.

Схема из книги «Незримая истина»
Схема из книги «Незримая истина»

Во что иконописцы «одевают» Ангелов?

Сейчас нам незнакома одежда на иконах, но символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой она создавалась. Так одевались в Византии. Изображаемая одежда была связана с императором и его двором. Почему? Не забывайте, икона - символ, так символизировали власть и могущество. Люди в Византийской империи понимали ассоциацию, но это было еще и необходимо, так как исключало неверную трактовку символа. Эта проблема непонимания возникла позже, когда значение предметов византийской культуры стали забываться. И тогда начали появляться альтернативные толкования.

📌 Далматика (3) - это узкая, длинная одежда с рукавами из плотной ткани.

ДАЛМАТИКА -  верхнее облачение у католических диаконов и иподиаконов. Одна из торжественных царских одежд византийских императоров, длиною до половины икр, с широкими рукавами, введена в VI в.

Далматика одевается поверх туники - нижней одежды. Она украшена оплечьем, особым украшением, напоминающим нам сейчас расшитый воротник.

Фотография автора
Фотография автора

📌 Гиматий (4) - это плащ, он закрепляется пряжкой, ее еще называют - фибулой, запоной или аграфой.

📌 Лор (5) - широкая, украшенная орнаментом, полосами и камнями ткань, охватывающая далматику, она замысловато задрапирована на фигуре. Эта часть одежды происходит от одежд римских консулов.

📌 Слухи или тороки (6) (по русски «торок» - ремень) - лента, опоясывающая голову ангела, завязывающаяся на затылке и двумя свободными концами развевающаяся за ушами. Эту ленту еще называют диадемой. В первоначальном значении диадема не женское украшение, а лента, повязанная вокруг головы.

📌 Зерцало (7) - диск в руке архангела с монограммами Иисуса Христа или с изображением Спаса Эммануила, это символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.

📌 Мерило (8) - жезл Ангела, который является знаком посланничества и еще есть версия, что это символ измерения «чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Фотография автора
Фотография автора

В иконописи нет ничего случайного и быть не может. Даже складки не беспорядочны, хотя на первый взгляд, именно так и может показаться. Обратите внимание, как они подчёркивают и показывают нам движение.

В заключение разговора об иконографии, добавлю прекрасное стихотворение Петра Вяземского. О ком оно? Конечно, об Ангелах:)

На жизнь два ангела нам в спутники даны
И в соглядатаи за нами:
У каждого из них чудесной белизны
Тетрадь с летучими листами.
В одну заносится добро, что мы творим,
Все, чем пред совестью мы правы;
В другую все, в чем перед ближними грешим,
И каждый умысел лукавый.
Поспешно добрых дел возносит список свой
Один к стопам Отца-Владыки;
Другой все ждет: авось раскаянья слезой
Не смоются ль на нас улики?

До новых встреч и хорошего дня!

-8