Найти тему
Смотровая площадка

Антрополог, пришельцы и судьба человечества. В прокат вышел «Петрополис»

Премьера фантастического триллера режиссера Валерия Фокина по сценарию его сына Кирилла Фокина.

Кадр из фильма «Петрополис»
Кадр из фильма «Петрополис»

Время действия — канун апокалипсиса — самое что ни на есть актуальное. Выпускник Беркли Огнев (Антон Шагин), вывезенный родителями в США, — блестящий антрополог, специалист по социальной психологии. Читает лекции про новые религии и научный прогресс. Устроил себе индивидуальный рай в доме на берегу океана с красавицей-женой… Вот-вот родится ребенок. И в этот благостный момент жизни он получает от мефистофелеобразного японца-соблазнителя (Дзюнсукэ Киносита) заманчивое предложение присоединиться к секретному отделу при ООН, связанному с исследованиями инопланетных связей и гипотетической реакции людей на возможность прибытия пришельцев на Землю.

Он получает высший допуск секретности, выяснив, что контакт с пришельцами давно установлен. Осталось лишь попасть в группу избранных контактеров, и, быть может, тогда ему удастся уберечь мир от гибели. Или… Увидеть своими глазами, кто решает судьбы человечества.

События развиваются в нескольких измерениях и в трех странах — России, Америке и Японии. Съемки предполагались в России, США и Японии, но пришла пандемия.

И авторы антиутопии артистично решили невыполнимую задачу: они создали условное, более того, замкнутое пространство, которое телепортирует героя в разные концы света.

Долгий бетонный коридор со множеством дверей, за каждой (как в «Черновике» Лукьяненко) — выход в иную сферу.

Голос из динамика задает Огневу трудные вопросы, герой вынужден рассказывать о происходящем с ним правду и только правду.

И когда рушится его собственная судьба, гибнет нерожденный ребенок (этот побег из семейного рая — не самая сильная линия в фильме), стоит ли убиваться по судьбе пропащего человечества…

Кадр из фильма «Петрополис»
Кадр из фильма «Петрополис»

И вот, наконец, долгожданный, желанный Контакт с космическим интеллектом. Пришельцы Фокина лишены плоти — воплощены в голосах, рассеяны в звездном небе падающей на землю снежной мукой.

Главы стран пытаются привычно закопать все проблемы в демагогии, циркулярах, игнорируя приближающуюся катастрофу. И хотя они понимают язык друг друга, они более не способны продолжать общее дело.

Друг с другом их объединяет, пожалуй, одно — недоверие и неприязнь по отношению к высшему космическому разуму. Они могут, если что, дать отмашку системе «Петрополис», готовой выпустить по двести ракет в каждую из четырех «тарелок».

Очевидно, что договориться не получится, бесперспективность проекта «Земля» доказана. Контакт, судя по всему, бесперспективен.

Антиутопия Валерия Фокина сегодня кажется не просто мрачным кинозрелищем, но и пророчеством.

Заметим, уже в 2016-м, когда была написана эта пьеса, шедшая на сцене Александринского театра, ядерное оружие было показано авторами как аргумент в самоубийственной политической борьбе.

Фантастика о пришельцах — апробированная площадка для размышлений о судьбе человечества, о человеке, о Вселенной внутри. Среди кинематографических аналогов вспоминаются «Контакт», «День, когда Земля остановилась», но более всего — «Прибытие», психологическая фантастику, которую сочинил Дени Вильнёв.

И если действительно существует этот инопланетный мир, порой так хочется, чтобы он нарушил правило невмешательства. Иначе от этого глупого человечества мокрого места не останется.

Вы прочитали сокращенную для дзена версию материала кинообозревателя «Новой газеты» Ларисы Малюковой, опубликованного на сайте «Свободное пространство». Полная версия материала здесь.