Найти тему

Аксаковская средняя железнодорожная школа №41 имени Ивана Протвиня Белебеевского района Башкирской АССР - 2

Тамочкин Александр Николаевич

Тамочкин Александр Николаевич – заместитель директора по учебной работе, учитель географии, черчения, участник ВОВ, заслуженный учитель республики Башкортостан.
Александр Николаевич.
Александр Николаевич.

Фото с сайта:http://maximum-mc.ru/news/bessmertnyiy-polk-v-seti-2/

Александр Николаевич Тамочкин со своими учениками. Аксаково. Школа №41. 50-е - 60-е годы
Александр Николаевич Тамочкин со своими учениками. Аксаково. Школа №41. 50-е - 60-е годы

Если заходить в школу с центрального входа, то налево, около входа в спортивный зал, была расположена препараторская по географии. Снизу, метра два от пола, из досок; сверху, до потолка, из стекла. Её занимал Александр Николаевич Тамочкин.

Препараторская 5х5 метров, потолки высокие. Две стены, от пола до потолка, занимали стеллажи со стеклянными дверцами, заполненные всевозможными ископаемыми находками, привезёнными из летних экспедиций по Башкирии.

Там были: и гранитные горные скальные породы; и различные породы грунтов земли – от чернозёма до песчаных суглинков и известняка; и шурфы бурения, с различных регионов Башкирии. В стеклянных колбах были пробы нефти с разных горизонтов бурения и с разных регионов Башкирии.

Всё это было подписано тушью, аккуратным чертёжным шрифтом. Всё было сделано с любовью.
Когда дежурный по классу входил в препараторскую - за картами, либо за глобусами - его встречал летний запах степей Башкирии, запах солнца, запах высушенных трав, запах земли и запах летних походов по Башкирии.

Висели различные географические карты и атласы, стояли глобусы и микроскопы, которыми пользовались на уроках географии в классе. Стояли геодезические приборы: теодолит, нивелир, буссоль; телескоп на треноге. Этими приборами ученики пользовались на практических занятиях по географии на школьном дворе и в походах по Белебеевскому району.

На стене препараторской висело два бивня мамонта, около двух метров каждый, найденных и привезённых из очередной экспедиции по Башкирии.

Посередине комнаты стоял огромный стол. На столе лежали: чертёжные готовальни; стояла разноцветная тушь в пузырьках; лежали линейки, транспортиры и угольники; стояла полная коробка заточенных цветных и простых карандашей. Рядом со столом стоял стеклянный стеллаж, наполненный всевозможными находками, привезёнными из последних походов и экспедиций. Всё это, в течение учебного года перебиралось, систематизировалось, описывалось, подписывалось, раскладывалось по боковым стеллажам.
Кроме преподавательской деятельности Александр Николаевич ещё работал на полставки в Уфимском институте геологии УНЦ РАН. И все свои летние походы и находки он систематизировал, описывал, и отчёт отправлял в институт.

На практических занятиях ученики учились пользоваться компасом, делать замеры высот и расстояний геодезическими приборами, пользоваться картой местности, привязывать сделанные замеры к реперным геодезическим точкам, ставить палатки, разводить костры, готовить обеды на костре, ориентироваться по звёздному небу и солнцу.

В предвкушении дневного похода. Перед походом с младшими классами. Туристы собрались в поход. Аксаково. Школа №41. 60-е годы.
В предвкушении дневного похода. Перед походом с младшими классами. Туристы собрались в поход. Аксаково. Школа №41. 60-е годы.

Обычно в конце июня, в начале июля, Александр Николаевич ходил в походы по Башкирии и Белебеевскому району. В школе было около двух десяток палаток, на шесть-восемь человек одна палатка. У него была своя одноместная палатка.

Он брал с собой девятые классы, палатки, рюкзаки, крупу для обедов, соль, тушенку. Выезжали за Белебей на школьном автомобиле к очистным сооружениям, перед подъёмом в гору на Усень-Ивановское. Полдня, в гору, до Усень-Ивановское, шли пешком. За Усень-Ивановском ставили палатки, покупали хлеб и картошку в деревне, варили обед и ужин, делали различные замеры геодезическими приборами, записывали. Ночевали.
Утром завтракали, сворачивали палатки, и к обеду подходили уже к озеру Аслыкуль. На Аслыкуле ставили палатки, варили обед, и отдыхали 2 – 3 дня: купались, загорали.
Через три дня таким же маршрутом возвращались назад, в Белебей. Там ждала школьная машина и отвозила нас в Аксаково, к школе.
Аксаково. 1974 год. Улица Первомайская - выезд перед школой. Ученики на школьном автомобиле перед поездкой в очередной поход на Аслыкуль.
Аксаково. 1974 год. Улица Первомайская - выезд перед школой. Ученики на школьном автомобиле перед поездкой в очередной поход на Аслыкуль.
Ходили на озеро Кандрыкуль с ночёвкой и в село Знаменка.
А ещё, в летние каникулы, в школе был пионерский лагерь на «гремячем ключе». Им всегда руководил и выезжал с учениками на лето Александр Николаевич.

«Гремячий ключ» это место - в ложбине, между двух холмов, в Бунинском лесу, на речке Ря, за селом Парафеевка Белебеевского района, примерно в 10-ти километрах от Аксаково.

Туда, на школьной машине, вывозили весь лагерный инвентарь, и в ложбине, между двух холмов, на поляне, около родника, ставили палаточный пионерский лагерь.

Если заезжать к лагерю от Парафеевки, дорога идёт по ложбине, по которой течёт речка Ря. В ложбине, перед лагерем, дорога расходится.
Направо, по правому холму, дорога поднимается через липовый «тоннель» вверх по Бунинскому лесу. Дорога затяжная, крутая, километра три – четыре. И выходит наверх холма к деревне Жуково.
1960 год. Бунинский лес. Дорога - "тоннель".
1960 год. Бунинский лес. Дорога - "тоннель".

Налево, по левому холму, дорога поднимается по краю Бунинского леса, и выходит наверх к Приютовской дороге. С этого подъёма открывается вид на родник «Гремячий ключ», речку Ря, в которую и стекает вода родника, и ровную столовую поляну 100х60 метров, на которой и расположен пионерский лагерь.

С середины правого холма, с каменистого выступа, метров с пятидесяти от подножия ложбины, бьёт родник сильным напором. Чистая, родниковая вода по каменистому склону с шумом скатывается вниз, в ложбину, в речку. Этот шум скатывающейся воды слышен за несколько километров.

В ложбине, на поляне, расположен школьный пионерский лагерь. Палатки стоят в два ряда, улицей, по десять палаток в каждом ряду. Вдоль речки стоит навес из досок, столовая печка для приготовления пищи, и под навесом столы для приёма пищи.
От середины холма, где бьёт родник, до кухонного навеса, проложен деревянный жёлоб на деревянных опорах, через речку. По этому жёлобу родниковая вода скатывается прямо к кухонному котлу, где готовят пищу.

Пионерский лагерь. Утро. Трубач играет в пионерский горн. Подъём. Умывание, построение, подъём флаг-штока, распорядок на день, завтрак. После завтрака различные игры и походы в лес. В лесу собирают траву, шишки, вяжут веники и сдают в лесничество, зарабатывают деньги.

Лето 1974 год. Аксаковская школа № 41. Бунинский лес. Школьный пионерский лагерь. Чаепитие у палатки.
Лето 1974 год. Аксаковская школа № 41. Бунинский лес. Школьный пионерский лагерь. Чаепитие у палатки.

Приписка. Друзья, если у кого есть фото школьных походов и пионерского лагеря с Александром Николаевичем, можете выслать на эл.почту: ytk30@mail.ru или в комментарии. Ваши фото я вставлю в текст.

Спасибо Вам за то, что прочитали эту статью.