Найти в Дзене
Оксана П.

Гебекли тепе - святилище каменного века К. Шмидт 2010. Перевод.

Оглавление

Ниже представлен мой перевод статьи "Göbekli Tepe – the Stone Age Sanctuaries. New results of ongoing excavations with a special focus on sculptures and high reliefs" Клауса Шмидта из Documenta Praehistorica XXXVII (2010) в рамках подготовки к аспирантуре по направлению Источниковедение. Мне всегда был интересен данный памятник и я обожаю Урфу.

мое фото из Археологического музея Шанлыурфы.
мое фото из Археологического музея Шанлыурфы.

Резюме: переход от непроизводящего общества к земледельческому впервые произошел в течение докерамического неолита (PPN) на Ближнем Востоке. Это случилось сразу же в конце Плейстоцена, между ХХ и VIII тыс. до н.э. Один из главных вопросов, который занимал умы многих поколений археологов это почему люди впервые отказались от охоты и собирательства и начали одомашнивать растения и животных. Другими словами, почему произошла неолитическая революция? Новые открытия в Гебекли тепе обнаружили доказательства, которые отличаются от общепринятого мнения по этому вопросу.

Гебекли тепе: объект и его значимость

Гебекли тепе один из самых восхитительных объектов в мире. Об этом говорит и то, что данный насыпной холм датируется докерамическим неолитом. Он не использовался для жилья; он содержит несколько круглых мегалитических сооружений. Объект находится в примерно 15 км к северо-востоку от Шанлыурфы на самой высокой точке протяженного горного хребта, который виден на многие километры вокруг (Рис. 1).

Рис.1 Вид на Гебекли Тепе с юго-востока 2009. Фото К. Шмитдта
Рис.1 Вид на Гебекли Тепе с юго-востока 2009. Фото К. Шмитдта

Его огромное количество слоев, до пятнадцати метров высотой, накопилось за несколько тысячелетий на площади около девяти гектаров. Даже сейчас, это место не утратило своей магической привлекательности. Например, дерево желаний, которое стоит на вершине хребта, до сих пор востребовано местными жителями. Археологи нашли на этом месте важный фрагмент пазла ранней истории человечества, что способствует совершенно новому пониманию процесса оседлости и начала земледелия. Холм, который усыпан бесчисленными каменными орудиями и крупноформатными, правильной формы  тесаными камнями, раскрыл свою тайну в результате раскопок, проводимых с 1995 года Немецким археологическим институтом в сотрудничестве с Археологическим музеем Шанлыурфы (Schmidt 1995). Примечательно, жилых зданий здесь не обнаружено. Однако, обнаружены по меньшей мере две фазы монументальной религиозной архитектуры. Из них наиболее впечатляющим является более старый слой.

Главная особенность это Т-образные монолитные столбы, каждый из которых весит несколько тонн. Они были возведены в виде больших круглых сооружений, в центре которого пара таких столбов возвышается над всеми (Рис. 2).

Рис. 2 Карта-схема основной площади раскопок на южном склоне и западной вершине, стратиграфическое положение структур, выделенных синим цветом (слои II/III) до сих пор не определено (актуально на 2010 год)
Рис. 2 Карта-схема основной площади раскопок на южном склоне и западной вершине, стратиграфическое положение структур, выделенных синим цветом (слои II/III) до сих пор не определено (актуально на 2010 год)

Диаметр кругов составляет от десяти до двадцати метров, и десять-двенадцать столбов, соединенные стеной из камня (Рис. 3).

Рис. 3 Основная площадь раскопок на южном склоне, весна 2010. На переднем плане сооружение D, за которым следуют сооружения C, B и A. (Фото Нико Бекера DAI).
Рис. 3 Основная площадь раскопок на южном склоне, весна 2010. На переднем плане сооружение D, за которым следуют сооружения C, B и A. (Фото Нико Бекера DAI).

Сооружения были обозначены как A, B, C и D в соответствии с датой их обнаружения в первые годы раскопок. Позже, были добавлены сооружения E, F и G, но они не отличаются монументальностью, как остальные четыре, и они не рассматриваются в данной работе.

Возраст слоя III и монументальных ограждений впечатляет: они могут быть датированы 10 тысячелетием до н.э., временем, когда люди по всему миру все еще жили как охотники-собиратели, за исключением региона Плодородного полумесяца на Ближнем Востоке, где люди стали селиться в постоянных поселениях и начали заниматься деятельностью, которая привела к одомашниванию растений и животных. И нет никаких сомнений в том, что Гебекли тепе не было обычным поселением того периода, а объектом принадлежащим к религиозной сфере, священное место, поскольку в ходе раскопок не было обнаружено никаких жилых зданий. Гебекли тепе, по-видимому, был региональным центром, где общины собирались для участия в сложных ритуалах.

Более молодой слой Гебекли тепе был датирован 9 тыс. до н. э. Было доказано, что некоторые одомашненные растения и животные уже использовались в течение этого тысячелетия, и что были построены тщательно продуманные поселения, как Невали Чори, который находился в 50 километрах к северу, место, ныне затопленное в результате строительства дамбы Ататюрка в 1992 году (Hauptmann 1991/1992; 1993). Раскопки вызвали сенсацию в 1980-х годах, поскольку они впервые открыли окно в ранее неизвестный мир культуры каменного века. Тип жилища, раскопанного в Невали Чори, с жилым помещением впереди и прямоугольной зоной позади, для хранения провизии, можно считать прототипом анатолийского сельского дома, который можно встретить и сегодня.

Уже тогда дома достигали 6 метров в ширину и 18 метров в длину. Но Гебекли тепе отличается от Невали Чори, слой II не является поселением, но содержит ряд святилищ. Однако крупные кольцевые структуры слоя III исчезли, замененные небольшими прямоугольными помещениями (Рис. 2). Но главная особенность монументальных сооружений, Т-образные столбы, сохранилась. Поэтому большинство построек слоя II снова можно идентифицировать как святилища. Уменьшился не только масштаб архитектуры, количество и размеры столбов теперь гораздо меньше. Средняя высота столбов в слое III составляет 3,5 м, а в слое II - всего около 1,5 м.

Рис. 4 Т-образные столбы из Невали Чори (Хауптманн, Шмидт, 2007)
Рис. 4 Т-образные столбы из Невали Чори (Хауптманн, Шмидт, 2007)

Столбы сделаны из очень твердого и довольно кристаллизированного известняка. Они являются самыми долговечными объектами на участке. Для изготовления монолитов длиной 4-5, а иногда и 7 метров неолитическим людям требовался известняк высшего качества, который можно найти не везде. Это одна из причин, по которой святилища были возведены на плато Гебекли тепе, поскольку оно состоит из известняка нужного качества. (Несколько лет назад, когда планировалось строительство нового шоссе (шоссе проходит недалеко от Гебекли тепе, в долинах к западу и югу от объекта), инженеры хотели использовать известняк из плато Гебекли тепе для производства щебня, поскольку такой твердый известняк не существует в других местах региона. Компания начала работы по отбору керна, но, к счастью, вскоре их удалось остановить). Столбы обычно соединены стенами, которые определяют внутреннее и внешнее пространство сооружений. Стены построены в основном из тесаного камня, иногда включая сполии - фрагменты столбов и других  объемных камней, распространеных в этом месте - вторично использованы в качестве камней для стен.  Между камнями находится слой глиняного раствора толщиной 2 см. Раствор создает серьезную проблему для сохранения объекта. Дождевая вода губительна для него, так как мягкая глина легко размывается водой. Та же проблема существует с эоловыми силами, ветровая эрозия является большой проблемой. Есть и третья опасность: насекомые любят строить гнезда в промежутках между камнями, так как глиняный раствор очень мягкий и в нем легко вырыть отверстия. Возможно, первоначально раствор был закален, но условия сохранности любых органических останков очень плохие, за исключением костей, которые присутствуют в огромных количествах. Но других органических останков почти нет, так как использование огня на этом месте не отмечено (контакт с огнем мог бы помочь сохранить некоторые органические материалы путем карбонизации, но почти никаких карбонизированных материалов не было найдено).

Рис.5 Сооружение D. Вид с запада осенью 2009 во время подготовительных работ по укреплению центральных столбов (фото К. Шмидта, DAI)
Рис.5 Сооружение D. Вид с запада осенью 2009 во время подготовительных работ по укреплению центральных столбов (фото К. Шмидта, DAI)

Большим преимуществом для археологии стало то, что после непродолжительного периода, святилища более древнего слоя в Гебекли тепе были намеренно и быстро "захоронены" - процесс, который, похоже, был определенной частью их использования с самого начала. Старые поверхности, которые можно наблюдать в раскопках, и процессы, происходившие в отложениях, были подвергнуты pedological analyses, что позволило датировать заполнение. Более того, обстоятельства, при которых сооружения были засыпаны, являются предметом спекуляций: был ли акт засыпки частью какого-то ритуала? Проводился ли этот ритуал неоднократно?

Происхождение материала-наполнителя неизвестно. Это имеет немаловажное значение, поскольку только для засыпки корпуса D его потребовалось бы около 500 кубических метров. Кроме того, материал не является "стерильным" грунтом. Он состоит в основном из обломков и кусков известняка - обычно меньше кулака - и множество артефактов, в основном из кремня, а также фрагментов каменных сосудов, точильных камней и других шлифовальных каменных орудий. Помимо каменных артефактов, здесь много костей животных, в основном разбитых на мелкие кусочки, как это обычно бывает с отходами. Кости в основном принадлежат газели, но с точки зрения веса, дикий крупный рогатый скот является наиболее важным видом. Другие - благородный олень, онагр, кабан и дикие козы (Peters, Schmidt 2004).

Здесь нет одомашненных животных и растений. Сооружения относятся к периоду перехода общества охотников-собирателей к обществу земледельцев в течение 10 и 9 тыс. на Ближнем Востоке.

Рис. 6 Гебекли тепе 2006 год, столб №18 из сооружения D (фото Б. Штайнхильбера)
Рис. 6 Гебекли тепе 2006 год, столб №18 из сооружения D (фото Б. Штайнхильбера)

Следует отметить, что костный материал из засыпки включает некоторые человеческие кости. По внешнему виду они похожи на кости животных - они были разбиты на мелкие кусочки; на некоторых есть следы порезов; и, судя по всему, с ними обращались так же, как и с костями животных. Пока идет изучение этих находок (by Julia Gresky, DAI Berlin) здесь не может быть дано окончательных результатов. Хотя нельзя исключать каннибализм как объяснение появления костей в останках животных, что кажется наиболее вероятным, эти кости свидетельствуют о специальном обращении с человеческим телом после смерти - обычай, известный из других мест докерамического неолита на Ближнем Востоке. И более вероятным, что присутствие человеческих костей в наполнителе должно укрепить гипотезу о том, что где-то в Гебекли тепе есть первичные захоронения, захоронения, которые через некоторое время вскрывались для очень специфических ритуалов, проводимых с умершими.

В последние сезоны раскопок в слое III были сделаны новые удивительные открытия. Уровень пола был достигнут в корпусах C и D, раскопки которых ведутся уже более десяти лет. Мозаичный пол был ожидаем, поскольку такой пол был раскопан в сооружении B. Но в обоих сооружениях пол представлял собой естественную скальную породу, тщательно выровненную. В сооружении E - так называемый "Felsentempel", расположенный за пределами кургана на западном плато - два постамента, на которых возвышалась центральная пара Т-образных столбов, были вырезаны из горной породы в центре обоих корпусов C и D. Но в отличие от корпуса Е, где ни столбы, ни стены не пережили тысячелетий, или сооружение C, где центральные столбы были разрушены в древности, оба центральных столба в корпусе D сохранились без повреждений и с захватывающей дух высотой 5,5 м, простояв на месте более 11 000 лет. Существует лишь небольшая проблема, связанная с их устойчивостью, поскольку давление склона привело к смещению столбов в немного наклонное положение. Без поддержки или, что гораздо хуже, без восстановления вертикального и устойчивого положения обоих столбов, они упали бы после удаления окружающих отложений, которые полностью покрывали корпус до раскопок, будучи результатом процесса засыпки в период докерамического неолите (PPN).

Стабилизация обоих столбов - начатая в 2009 - была одной из главных целей весеннего сезона 2010 года, и эта задача была успешно и с блеском выполнена (Рис. 5). На этом этапе необходимо отметить, что общая цель раскопок - не реконструкция неолитической архитектуры, а раскрытие нескольких важных памятников, понимание их значения, сохранение их в местах первоначального нахождения и защита от погодных и других деструктивных сил. Только в некоторых исключениях столбы или другие части архитектуры не остаются на своих местах, например, столбы в корпусе D, которые пришлось установить заново, чтобы можно было продолжить раскопки.

Т-образные столбы

Т-образная форма столбов может быть интерпретирована как антропоморфная, поскольку некоторые из них имеют руки и кисти, несомненно, человеческие; другими словами, они представляют собой каменные статуи человекоподобных существ (Schmidt 2006.Fig. 43a). Голова представлена поперечиной на столбах - интерпретация, подтвержденная столбом из Невали Чори, где видна более длинная лицевая часть и более короткая - затылок, что соответствует естественным пропорциям человеческой головы (Hauptmann, Schmidt 2007.80) (Рис. 4). Определение пола, не проводилась. Также очевидно, что минималистская форма изображения была намеренной, поскольку другие статуи и рельефы, найденные в этом месте, являются достаточным доказательством способности художников создавать натуралистические произведения.

Очень часто на столбах изображается конкретный атрибут: на передней части видны две полосы с плоским рельефом, несколько напоминающие эпитрахиль, и весьма вероятно, что этот мотив действительно относится к конкретному одеянию. Возможно, что только определенным лицам разрешалось носить эпитрахиль, являющуюся важным элементом ритуального одеяния. Возможно, каменные пуговицы, которые в большом количестве встречаются только в Гёбекли-Тепе, относятся к одеянию такого типа.

Важная роль отводилась паре столбов в центре каждого сооружения, которые возвышаются над другими столбами. Кажется вероятным, что на них изображены близнецы или, по крайней мере, пары братьев или сестер, которые являются распространенной темой в мифологии (Lévi-Strauss 1991; Meixner 1995).  Объяснение, что они могут просто представлять классический дуализм мужчины и женщины, можно исключить после недавнего открытия в сооружении D. Центральная пара столбов (столбы 18 и 31) и их плоские рельефы с изображением оружия (Schmidt 2006.Figs. 73–75, 79–81). На западном столбе ожерелье в форме букрании, на восточном - ожерелье в форме полумесяца, диска и мотива из двух противоположных элементов, смысл которых не понятен. Этот восточный столб также держит лису в локтевом сгибе (Рис. 6).

В сезоне 2009 года были раскопаны ранее скрытые нижние части столбов (Рис. 7).

Рис. 7 Столб №31, западный центральный столб сооружения D, после придания вертикального положения весной 2010, высота 5,3 м (фото К. Шмидта, DAI)
Рис. 7 Столб №31, западный центральный столб сооружения D, после придания вертикального положения весной 2010, высота 5,3 м (фото К. Шмидта, DAI)

Не было ничего удивительного, когда вскоре стали видны руки и пальцы, но через некоторое время было сделано сенсационное открытие: на обоих столбах были надеты пояса, рельефно изображенные чуть ниже рук. В обоих случаях видна пряжка пояса, а на восточном столбе на поясе имеются украшения в виде Н - и С-образных фигур (Рис. 8).

Рис. 8 Декорированный пояс столба №18, вид с юго-востока весной 2010 (фото Н. Беккер, DAI)
Рис. 8 Декорированный пояс столба №18, вид с юго-востока весной 2010 (фото Н. Беккер, DAI)

Однако есть еще более интересная особенность: на набедренной повязке, закрывающей область гениталий, подвешенной к каждому из ремней (Рис. 9) - видны задние лапы и хвост из шкурок лисиц. Набедренная повязка закрывает область гениталий, поэтому пол этих двух людей неясен, но поскольку несколько глиняных фигурок с поясами, найденных на стоянке докерамического неолита в Невали-Чори, все мужские (Morsch 2002.148, Pl. 3, 3–4.6),  кажется весьма вероятным, что пара статуй в сооружении D также мужского пола.

Рис. 9 Столб №18, восточный центральный столб сооружения D, после придания вертикального положения весной 2010 (фото Н. Беккер, DAI)
Рис. 9 Столб №18, восточный центральный столб сооружения D, после придания вертикального положения весной 2010 (фото Н. Беккер, DAI)

Рельефы на Т-образных столбах

Часто столбы украшены рельефами. Они изображают животных, но есть и абстрактные символы, в основном в виде буквы H, как в исходном положении, так и повернутой на 90°. Другими символами являются полумесяцы, диски, и есть два типа изображения людей. Первое было найдено на столбе в сооружении D, предположительно, это итифаллический безголовый мужчина. Второе находится на столбе в сооружении F. Изображен стоящий человек с длинной шеей и головой. Над человеком изображена маленькая собака, узнаваемая по изогнутому хвосту.

Однако на рельефах, украшающих многие монументальные столбы, изображен широкий спектр диких животных, таких как хищные кошки, быки, кабаны, лисы, утки, журавли, газели, дикие ослы, змеи, пауки и скорпионы (Рис. 10).

Рис.10 Столб №43 сооружения D (фото Б. Штайнхильбера, DAI)
Рис.10 Столб №43 сооружения D (фото Б. Штайнхильбера, DAI)

В весенний сезон 2010 года к северу от столба 18, в материале засыпки сооружения D, был обнаружен украшенный фрагмент столба. Вероятно, этот фрагмент был частью отсутствующего двенадцатого столба , так как в северной части сооружения имеется зазор между столбами 43 и 30 (срав. Рис. 2). На рисунке изображен гриф и вид, пока неизвестный среди изображений в Гебекли тепе - длинный, грубый гребень гривы по всей длине спины животного указывает на то, что это гиена (Рис. 11).

Рис. 11 Фрагмент столба, найденный среди обломков сооружения D, к северу от столба №18 (фото К. Шмидт)
Рис. 11 Фрагмент столба, найденный среди обломков сооружения D, к северу от столба №18 (фото К. Шмидт)

Эти рельефы открывают новый и уникальный изобразительный язык, не известный ранее, интерпретация которого является предметом важных научных дебатов. Насколько можно судить, изображенные млекопитающие - самцы. Остается загадкой, были ли рельефные изображения атрибутами столбов, или они были частью мифологического цикла. Возможно, они имеют защитный аспект, служа стражами, или - что более вероятно - являются частью страшных сцен, чем-то напоминающих "Инферно" Данте.

Рельефы животных весьма натуралистичны и соответствуют фауне того периода. Однако изображенные животные не обязательно должны были играть особую роль в повседневной жизни людей - например, в качестве дичи. Они были скорее частью мифологического мира, с которым мы уже сталкивались в наскальной живописи. Важно то, что сказочные или мифические существа, такие как кентавры или сфинкс, крылатые быки или лошади, еще не встречаются в иконографии и, следовательно, в мифологии доисторических времен. Эти существа должны быть признаны творениями более высоких культур, которые возникли позже. В этом контексте следует упомянуть, что есть исключение в виде антропоморфных существ с головами животных, группа, которую можно обобщить под термином "демон-козел", существа, уже известные из искусства верхнего палеолита (Schmidt 2001), но до сих пор не встречались в Гебекли тепе. Другим исключением является так называемый "bird-man", скульптура, раскопанная в Невали-Чори, значение которой неясно (Hauptmann, Schmidt 2007.70 Kat.-Nr. 98) (Рис. 12).

Рис.12 Невали Чори, скульптура bird-man
Рис.12 Невали Чори, скульптура bird-man

В Гебекли тепе явно женские мотивы отсутствуют как в изображениях животных, так и людей. Есть одно исключение - обнаженная женщина, выгравированная на каменной плите, установленной между так называемыми львиными столбами (Schmidt 2006.235–237, Fig. 104) (Рис. 13).   Кажется очевидным, что это изображение не является частью оригинального декора, а, скорее всего, относится к группе гравюр, которые можно классифицировать как граффити (срав. pillar 10: Schmidt 2000.23, Fig. 10b).

Рис. 13 Гебекли тепе, процарапанное женское изображение из слоя II (фото Д. Йоханнеса, DAI)
Рис. 13 Гебекли тепе, процарапанное женское изображение из слоя II (фото Д. Йоханнеса, DAI)

В Невали Чори, напротив, из глиняных фигурок, которые нигде больше не были найдены в таком изобилии - 700 штук - более 90% являются антропоморфными предметами, причем мужские и женские фигурки встречаются в равном количестве (Morsch 2002). Наиболее примечательно полное отсутствие глиняных фигурок в Гебекли тепе. Это, безусловно, отражает различные функции ритуальных строений в каждом месте: если постройки Гебекли тепе, возможно, связаны с погребальными обычаями, то в Невали Чори можно изучать деревенское поселение и повседневную жизнь. Использование глины в качестве материала для мужских и женских фигур, найденных здесь, является немаловажным. Маленькие каменные фигурки, которые также были обнаружены, демонстрируют совершенно иной и гораздо более богатый иконографический репертуар, который повторяет набор мотивов, связанных с большими каменными скульптурами и рельефами в Гебекли тепе.

Нестилизованные человеческие головы в натуральную величину и статуи это хранители Т-образных столбов?

Теперь ясно, что Т-образные столбы имеют антропоморфную сущность. Но кто они?

Поскольку их лица никогда не изображались, они кажутся безличными сверхъестественными существами из другого мира, существами, собравшимися в Гебекли тепе для определенных, пока неизвестных целей. Они явно отличаются от нескольких человеческих голов в натуральную величину и более или менее натуралистично изображенных, найденных в Гебекли тепе. На основании одной полностью сохранившейся известняковой статуи, найденной в Урфе, а не в Гебекли тепе, которая является мужской и датируется ранним неолитом, кажется, что известняковые головы, скорее всего, являются статуями мужских персонажей (Bucak, Schmidt 2003; Schmidt 2006.Fig. 93) (Рис. 14).

Рис. 14 Статуя из Урфы (фото И. Вагнера, DAI)
Рис. 14 Статуя из Урфы (фото И. Вагнера, DAI)

Эта полностью сохранившаяся известняковая скульптура высотой 1,80 м была обнаружена в 1990-х годах в старом городе к северу от Балыклы-гёль, где находится важное исламское святилище. Согласно местной традиции, пророк Авраам родился в пещере возле источников и озер, расположенных неподалеку. Некоторые наблюдения свидетельствуют о наличии к северу от источников участка докерамического неолита A, который был разрушен в результате грандиозных строительных работ в 1990-х годах или покрыт старым городом Урфа в Средневековье. К счастью, по крайней мере, статуя сохранилась; это находка, имеет очень высокую вероятность происхождения, из упомянутого выше места, докерамическим неолитом А. У статуи есть лицо: глаза - глубокие отверстия, набитые сегментом из черного обсидиана. Следует отметить, что рот не был изображен. Статуя кажется обнаженной, за исключением V-образного ожерелья. Это не совсем очевидно, но кажется, что руки статуи держат фаллос. Ноги не изображены. Под телом находится конический отвод, который легко позволяет установить статую в землю, подобно тому, как это делали со статуями раннединастического периода древней Месопотамии, помещенные в углы священных зданий (Rashid 1983).

Так называемый "скинхед", обнаруженный в Невали Чори (Hauptmann 1991/1992.Fig. 23) (Рис. 15), человеческая голова в натуральную величину со змеей на вершине, напоминающая о египетской змее Уроборос, защищающей фараона, похоже, принадлежит к подобного вида статуям. К сожалению, лицо было преднамеренно разрушено где-то в эпоху неолита. Оставшаяся часть головы была использована в качестве сполий в северной стене сооружения, где в 1980-х годах (впервые в мире) были обнаружены Т-образные столбы. Змея явно подчеркивает значимость человека, но поскольку "скинхед" был найден в стене сооружения с его Т-образными столбами, представляется наиболее вероятным, что статус человека, изображенного скульптурой, гораздо ниже статуса Т-образных столбов.

Рис.15 Скинхед из Невали Чори
Рис.15 Скинхед из Невали Чори

Ответ на вопрос "Кто такие T-образные столбы?" может быть немного проще, если принять во внимание эти нестилизованные статуи. Более или менее натуралистично изображенные статуи, кажется, представляют членов нашего мира, могущественных и важных, но уступающих Т-образным, которые остаются в таинственной, безликой анонимности. Т-образные столбы кажутся принадлежащими потустороннему миру; нестилизованные статуи, похоже, выполняют роль хранителей священной сферы.

В Невали Чори есть еще две известняковые скульптуры человеческих голов почти в натуральную величину. Они относятся к мотивам, напоминающим тотемные столбы коренных американцев северо-западного побережья. Одна голова помещена перед большой птицей, вероятно, грифом (Hauptmann, Schmidt 2007.68 Kat.-Nr. 95), который, кажется, держит голову в когтях. К сожалению, нижняя и верхняя части этой скульптуры не сохранились. Поэтому сохранившаяся часть скульптуры могла быть только "средней" частью, возможно, гораздо более крупной составной статуи, которая - снова подчеркивая сравнение с тотемными столбами - первоначально включала множество других мотивов.

Аналогичная ситуация наблюдается и на втором объекте: одна большая птица (опять же, вероятно, гриф, но голова отсутствует) зажимает в когтях две человеческие головы (Hauptmann, Schmidt 2007.67 Kat.-Nr. 101) (Рис. 16 и 17). К сожалению, эта восхитительная скульптура была разрушена во время докерамического неолита, и уцелели лишь некоторые фрагменты, погребенные в северо-восточном уступе, где они были обнаружены, когда уступ убрали в конце раскопок. Но подавляющее большинство элементов скульптуры - которая, опять же, изначально была немного похожа на тотемный столб из известняка - утрачено.

Недавно обнаруженная скульптура из Гебекли тепе (Рис. 18), которая должна быть подробно проанализирована в ближайшем будущем, может помочь нам лучше понять значение этого объекта.

Рис. 18 Тотемный столб из Гебекли тепе, найденный в октябре 2010 (фото Н. Беккера, DAI)
Рис. 18 Тотемный столб из Гебекли тепе, найденный в октябре 2010 (фото Н. Беккера, DAI)

Эти скульптуры, упомянуты здесь, чтобы показать, что, очевидно, не все человеческие головы в натуральную величину относятся к статуям хранителей. Существует больше вариантов объектов искусства, где использовались бы трехмерные скульптурные человеческие головы. Из Гебекли тепе один пример относится к группе птиц/животных и человеческих голов (Schmidt 1997/98.Fig. 9, Nr. A10). Этот мотив, вероятно, связан с хорошо известным культом черепа в культурах докерамического неолита.

Из Гебекли тепе известны четыре человеческие головы; вероятно, они принадлежат скульптурам, подобным статуе из Урфы.

Первая была обнаружена в 1998 году в обломках строительного комплекса, который был возведен в наложении на сооружение A (Schmidt 1999. Pl. 2,1–2, Kat.-Nr. A5). Опять же, рот не изображен. Есть еще две части, которые не очень хорошо сохранились (Kat.-Nr. A32, 50). Четвертая человеческая голова в натуральную величину была обнаружена в Гебекли тепе весной 2010 года в обломках засыпки прямо к востоку от 31-го, западного центрального столба сооружения D (Рис. 19).

Рис. 19 Гебекли тепе, человеческая голова в натуральную величину, известняк, высота 23 см (фото Н. Беккера, DAI)
Рис. 19 Гебекли тепе, человеческая голова в натуральную величину, известняк, высота 23 см (фото Н. Беккера, DAI)

Она сломана у шеи, есть повреждения вокруг рта, но остальная часть головы сохранилась достаточно хорошо. Ее место находки можно понимать как подношение головы в процессе заполнения сооружения D. Человеческие головы в натуральную величину из раскопок в районе Урфы перечислены в Таблице 1.

Таблица 1
Таблица 1

Статуя среднего размера, найденная в 2008 году в Гебекли тепе, может представлять еще одну категорию статуй (Рис. 20), особенно в связи с тем, что ее размеры меньше, чем в натуральную величину, а тело напоминает "Beterstatuetten" новошумерского периода в Нижней Месоптамии (Braun-Holzinger 1977). Мы еще далеки от окончательного определения этих объектов, но внешний вид этой статуи - лицо, смотрящее немного вверх на кого-то гораздо более могущественного, руки перед телом, но без представления мужских гениталий, которые остаются невидимыми - все эти элементы, кажется, подтверждают, что эта статуя разделяет свои основные характеристики с новошумерской "Beterstatuetten".

Рис.20 Скульптура бородатого человека, известняк, высота 66 см (фото Д. Йоханнеса, DAI)
Рис.20 Скульптура бородатого человека, известняк, высота 66 см (фото Д. Йоханнеса, DAI)

Северо-западная возвышенность

В ходе кампании 2009 года на северо-западной вершине кургана было открыт второй участок для раскопок. Как и ожидалось, архитектура, типичная для слоя II, с небольшими прямоугольными помещениями и маленькими Т-образными столбами появилась в большинстве траншей. На поверхности одного из этих монолитов виден плоский рельеф, который легко идентифицируется как верхняя рука "столба", так как изображение рук является очень распространенным атрибутом в слое II, подчеркивая антропоморфное значение этих объектов.

Но конструкции слоя II не покрывали восточный ряд новых траншей. Под поверхностным слоем I - слоем, характеризующимся темными гумусовыми отложениями, образовавшимися в результате сельскохозяйственных работ на участке - появился коричневато-серый осадок. В нем было много известнякового гравия, но почти не было камней размером больше кулака. Такие отложения характерны для обломков заполнения сооружений слоя III. Ожидания, что под заполнением находится структура слоя III, вскоре оправдались, так как была найдена верхняя часть мегалитического столба, судя по всему, in situ (стоящая). Нет сомнений, что этот столб является частью неизвестного до сих пор сооружения, которое не было обнаружено геофизическими исследованиями в предыдущие сезоны (Schmidt 2009b).

Обнаружение до сих пор неизвестного мегалитического сооружения на новых участках раскопок на северо-западной вершине холма на самом деле не стало неожиданностью, поскольку известно, что геофизические методы не позволяют картировать структуры, погребенные глубоко под поверхностью. Единственный монументальный столб, найденный в этой зоне, находился почти на 1 м ниже поверхности. Другие столбы, которые, как можно ожидать, должны были принадлежать этому сооружению, не были обнаружены, что, очевидно, можно объяснить предположением, что отсутствующие столбы и стены погребены довольно глубоко. Поэтому они остались невидимыми для геофизических отчетов.

Но еще одна находка из этих мест является уникальной и очень захватывающей. Она относится к группе так называемых каменных иллюминаторов. Все объекты в этой категории имеют общие характеристики. Одна сторона камней, которую мы можем назвать нижней, всегда совершенно плоская, в то время как на верхней стороне есть высокий и широкий воротник вокруг центрального, обычно прямоугольного отверстия. По внешнему виду эти объекты чем-то напоминают огромную шляпу с широким околышем; отличие от настоящих шляп в том, что в центре объекта имеется большое прямоугольное отверстие, которое первоначально могло использоваться как портал (Рис. 21).

Рис. 21 Иллюминатор из сооружения B ( фото И. Вагнера, DAI)
Рис. 21 Иллюминатор из сооружения B ( фото И. Вагнера, DAI)

Подобные предметы хорошо известны, например, из мегалитических курганов Атлантической Европы. Каменные плиты с отверстием в центре были установлены в нескольких курганах вертикально, так что камни определяли вход, ведущий в могилы (e.g. Reden 1978.215, Fig. 85’Los Millares’). В Гебекли тепе существуют такие камни монументальных размеров; один из них, лежащий на северном склоне юго-восточного плато, имеет длину более 3 метров (Schmidt 2009a. 216). Но большинство из них среднего размера, а некоторые - миниатюрные, и можно понять, что они являются моделями больших, которые действительно позволяют человеку проходить в них.

Такие каменные иллюминаторы из Гебекли тепе были известны с самого начала исследований. Довольно крупный экземпляр был замечен во время первого посещения автором этого места в 1994 году. Камень, разбитый на несколько частей, но почти целый, был виден в каменной куче в углублении между северо-западной и юго-западной вершиной холма. Однако, к сожалению, объект исчез в последующие годы, так как на участке происходил вывоз камня (для фундамента домов), пока в 1996 году не были полностью завершены раскопки участка.

Более мелкие фрагменты иллюминаторов были найдены разбросанными по всему кургану во время исследования 1995 года (Beile-Bohn et al. 1998. 45–47, Fig. 19 ’Pfeilerbasis’). В то время эти объекты называли перносными подставками под столбы из-за сходства, наблюдавшегося между ними и двумя постаментами так называемого "скального храма" - сооружения, вырезанного из естественной скальной породы, которое сейчас числится как сооружение (Schmidt 2006. Fig. 35). Пьедесталы имеют овальное отверстие в форме ванны в центре предмета. Уже в первый год расследования, в 1995 году, им было дано объяснение, которое теперь подтвердилось: они были идентифицированы как основания (ныне утраченных) центральных столбов скального храма. Функция отверстий была реконструирована таким образом, что нижняя часть колонн была установлена и закреплена в них. Во время раскопок сооружения С в 2008 году и сооружения D в 2009 году обе пары центральных столбов были обнаружены на месте. Их основания расположены точно так же, как и скальные постаменты, как предполагалось в 1995 году в случае с сооружением E (Рис. 22).

Рис. 22 Сооружение С с двумя центральными столбами на постаменте, вырезанном из скалы, осень 2008 (фото К. Шмитда, DAI)
Рис. 22 Сооружение С с двумя центральными столбами на постаменте, вырезанном из скалы, осень 2008 (фото К. Шмитда, DAI)

Более или менее близкое сходство между каменными постаментами и объектами, которые сейчас называют иллюминаторами, послужило причиной для первоначального обозначения переносных подставок, но за шестнадцать лет раскопок было обнаружено множество фрагментов таких камней в слоях II и III, хотя так и не было найдено ни одного случая, подтверждающего предположение, что подножия столбов были закреплены такими переносными каменными иллюминаторами. Например, камень среднего размера из этой группы был найден в центре сооружения B, непосредственно перед центральными столбами (Schmidt 2006.Fig. 34) (Рис. 20 и 22).

Рис. 23 Сооружение В и его port hole stone в центре (фото И. Вагнера, DAI)
Рис. 23 Сооружение В и его port hole stone в центре (фото И. Вагнера, DAI)

Его функция, очевидно, заключалась в том, что это был портал или проход; неясно только, был ли камень установлен вертикально в стене ограды или горизонтально в середине крыши - если крыша существовала, что остается вопросом без ответа.

Возвращаясь к новым траншеям на северо-западной вершине холма: к югу от единственного монументального столба в новых траншеях был обнаружен мегалитический иллюминатор (Рис. 24).

Рис. 24 Большой каменный иллюминатор на новой площади раскопа на северо-западной вершине холма, 0,5 м (фото О. Дитриха, DAI)
Рис. 24 Большой каменный иллюминатор на новой площади раскопа на северо-западной вершине холма, 0,5 м (фото О. Дитриха, DAI)

Камень оказался в наклонном положении поверх обломков, которые должны принадлежать слою III, учитывая его состав, состоящий в основном из камней размером меньше кулака, с большим количеством земли или глины между ними. Объект имеет такие же монументальные размеры, как и иллюмиантор на юго-восточном плато, о котором говорилось выше. Выкопанный камень потерял некоторые части своего обода, но оставшийся кусок, почти 3 х 3 м, цел. То, что никогда не было заметно на (более или менее полных или фрагментированных) иллюминаторах, раскопанных до сих пор в Гебекли тепе, теперь можно увидеть: камень имеет два смежных прямоугольных отверстия. Но этот пока уникальный двойной иллюминатор - не единственная удивительная особенность. На южном ободе находится плоский рельеф очень большой змеи. На западном ободе находятся рельефы трех животных. В направлении с юга на север расположены бык, козел и хищник, показывающий зубы. В том же сезоне в северном профиле траншеи на западе от сооружения D был найден рельеф с очень похожими животными (Рис. 25).

Рис. 25 Объемный рельеф рептилии на каменной плите, возможно часть обода иллюминатора-портала из сооружения D (фото Н. Бекера, DAI)
Рис. 25 Объемный рельеф рептилии на каменной плите, возможно часть обода иллюминатора-портала из сооружения D (фото Н. Бекера, DAI)

Опять же, хвост зверя изогнут сзади. Повторение мотива подчеркивает, что существовал определенный канон изображений, который раскрывался шаг за шагом и год за годом.

В настоящее время невозможно представить интерпретацию иллюминатора с двумя отверстиями и декором из других. Неясно, лежит ли иллюминатор просто в обломках, отдельно от других конструкций, или он принадлежит к архитектурному контексту, как проход, найденный в сооружении B десять лет назад. Но мы можем признать, что столбы были не единственными объектами, на которые добавлялись горельефы, как это видно на примере хищника, сидящего на животе столба 27, шедевр каменной кладки (Schmidt 2008c.Fig. 2g). Несколько рельефов на известняковых плитах неизвестного размера и формы, похоже, первоначально были частями иллюминаторов, например, хищник, найденный на стене к востоку от столба 36 в сооружении C (Schmidt 2006.151–156, Figs. 63–64 No. A35).

Это не первый случай обнаружения изображений животных на ободе иллюминаторов в Гебекли тепе. Есть несколько фрагментов с рельефами, но мотивы довольно мелкие, или же сохранность поверхностей была настолько плохой, что оставались сомнения в наличии рельефа; возможно, что данная форма была не изображением, а неровностью камня.

У так называемых "львиных ворот" у входа в "Дромос", строение к югу от сооружения С, которое не было полностью раскопано (Schmidt 2006.153–157, Fig. 66– 67), был обнаружен второй тип иллюминатора без отворота вокруг отверстия. У входа была вертикально установлена известняковая плита с плоским рельефом кабана. Животное изображено вверх ногами, лежащим на спине, ноги вытянуты в стороны от тела (Рис. 26).

Рис. 26 Фрагменты иллюминтора с рельефом кабана вверх ногами; каменная плина определена как вход в "Дромос" с юга сооружения С
Рис. 26 Фрагменты иллюминтора с рельефом кабана вверх ногами; каменная плина определена как вход в "Дромос" с юга сооружения С

Хотя остаются некоторые сомнения в том, был ли камень изначально изготовлен именно для этой цели - или использовался в своем нынешнем положении во вторичной функции - наиболее вероятным кажется, что камень-портал и его изображение символизирует более широко тему смерти, в которую входят, проползая через отверстие. Однако дальнейшие исследования и новые находки прояснят этот вопрос.

Недавние открытия дают неопровержимые доказательства того, что иллюминаторы могли быть украшены не только плоским рельефом, но и трехмерной скульптурой. Несколько видов обработанного камня использовались для Т-образных столбов, оба варианта иллюминаторов, с отворотом и без, почкообразные каменных глыбы  - обычно покрывают каменные скамьи - и большие каменные кольца неизвестного назначения (Schmidt 2006.Fig. 23) напоминают тяжелые каменные кольца, использовавшиеся древними мезоамериканцами в играх с мячом (e.g. Alegria 1994). Мегалитические объекты и типы украшения перечислены в Таблице 2.

Таблица 2.
Таблица 2.

Заключение

В переходный период от позднего плейстоцена к раннему голоцену в юго-западной Азии появились первые крупные, постоянно оседлые сообщества. Поселения, датируемые 12000-10000 до н.э., раскопки которых ведутся в настоящее время, дают неожиданную монументальность и необычайно богатую символику, которая бросает вызов нашей способности к интерпретации. Особенно в Верхней Месопотамии, в центре так называемого Плодородного полумесяца, в последние годы были обнаружены крупные памятники с интересными находками. Результаты этих недавних и продолжающихся раскопок не перевернули нашу картину мировой истории с ног на голову, но они добавляют новую великолепную и красочную главу между периодом охотников и собирателей ледникового периода и новый мир производящих культур эпохи неолита, глава, которая год от года пополняется за счет продолжающихся раскопок на объектах докерамического неолита в Леванте и Верхней Месопотамии.

Эволюция современного человечества включала в себя фундаментальный переход от небольших, мобильных групп охотников-собирателей к крупным, постоянно и совместно проживающим сообществам. Следуя идеям Тревора Уоткинса, которому я благодарен за долгие дискуссии и большое вдохновение по этой теме, мы видим, что предположения Жака Ковена были правильными (Cauvin 1997): фактором, который позволил сформировать большие постоянные сообщества, была возможность использовать культуру символов, своего рода дописьменная способность производить и "читать" символическую материальную культуру, которая позволяла сообществам формулировать свою общую идентичность и свой космос (Watkins 2010a–b). Большой прогресс достигнут в исследовании самых ранних признаков символического поведения (начиная со 100 000 лет назад), за которыми последовали самые ранние фигурные изображения в европейском искусстве верхнего палеолита 30 000 лет назад (Bosinski 1987).  Теперь, 12 000-летние стоянки в Верхней Месопотамии заставляют нас поверить, что происходило что-то новое и очень важное. Мы возвращаемся к вполне диффузионистской точке зрения, когда мы наблюдаем за успехами людей, владеющих "Neolithic package", которая впервые возникла в своей полной форме в Северном Леванте и Верхней Месопотамии, между Верхним Евфратом и Верхним Тигром. Из этих регионов новый образ жизни распространялся по Старому Свету, начиная с 9 тысячелетия до н.э., и достиг Европы и Африки в конце 7 тысячелетия (для северо-западной Африки, особенно Египта, см. Shirai 2010).

Гебекли тепе открывает новый взгляд на ранний неолит: для того чтобы члены общины могли возводить эти памятники и так искусно их украшать, должна была существовать специализация на определенных задачах. Можно предположить, что в Гебекли тепе еще предстоит найти гораздо более древние следы и постройки,и можно догадаться, что это место имеет историю, простирающуюся на несколько тысяч лет назад, в древний каменный век. У народа также должна была быть очень сложная мифология, включая способность к абстракции (Morenz, Schmidt 2009). Вопрос о том, кого представляют Т-образные столбы, остается открытым, поскольку мы не можем с уверенностью сказать, существовали ли концепции бога в это время. Поэтому общая функция сооружений остается загадкой; но ясно, что статуи-столбы в центре этих сооружений представляли очень могущественных существ. Если боги существовали в сознании людей раннего неолита, существует подавляющая вероятность того, что Т-образная форма является первым известным монументальным изображением богов.

Дальнейшие расследования, безусловно, дадут нам более подробную информацию. Но чтобы понять новые находки, археологам необходимо тесно сотрудничать со специалистами по сравнительному религиоведению, теории архитектуры и искусства, когнитивной и эволюционной психологии, социологами, использующими теорию социальных сетей, и другими. Это сложная история самых первых крупных, оседлых общин, их обширного сетевого взаимодействия и общинного понимания своего мира, возможно, даже первые организованные религии и их символические представления о космосе.