Комбо альбомов — Load-Reload — оказалось самым неоднозначно оцененным опытом Metallica. С момента выхода последнего из этих двух релизов прошло уже 25 лет — не настало ли время, чтобы свежим взглядом окинуть эти пластинки и провести переоценку их статуса и значимости?
В этой статье вспомним некоторые факты о создании этих альбомов, окунемся в историю и переслушаем некоторые наиболее яркие вещи с них.
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления на канале! Ваша поддержка в форме подписок, комментариев и лайков очень важна для нас!
Факт №1
Шоу в рамках 125-дневного тура Poor Touring Me в поддержку альбома Load неизменно заканчивалось полной катастрофой. И дело не в том, что зрители закидывали группу помидорами, как вы могли подумать (такого, разумеется, не было).
Начиналось все с того, что один из роуди получал удар током на осветительной мачте и срывался вниз. В это время другой работник сцены попадал под выстрел сигнальной ракеты, его костюм загорался, и весь в огне он носился по сцене. В тот же момент начинали рушиться огромные декорации, группа спешно скрывалась за кулисами. Через некоторое время они возвращались и играли "Am I Evil?", тесно прижавшись друг к другу посреди дымящихся обломков.
Разумеется, все это действо было полностью срежиссировано и отрепетировано, и так группа просто хотела как следует разыграть зрителей, эффектно завершив свое выступление. Иронично, но впоследствии многие слушатели назовут пару альбомов Load-Reload таким же нелепым розыгрышем.
Факт №2
Неприятие альбомов Load-Reload усугублялось не только тем, что эти две пластинки были далеки от старого трэш-металлического звучания Metallica и даже более мейнстримны, чем The Black Album. Музыканты и выглядеть стали совершенно иначе. Четверо участников группы появились на рекламных фотографиях с короткими волосами, подводкой для глаз и, в случае с Ларсом Ульрихом, в шубе — ересь в мире металла 90-х.
Поклонники не могли им этого простить. Керри Кинг из Slayer высказался более однозначно: он сказал, что ему плевать, как они выглядят, главное, что их новые альбомы звучат как полное дерьмо.
Факт №3
В 80-х и начале 90-х успех Metallica не уступал их растущим амбициям. Продажи «черного альбома» превысили 10 миллионов копий, и сей факт поставил группу в один ряд с такими популярными музыкальными исполнителями, как Guns n’ Roses и U2. К тому времени, когда они завершили масштабный тур в поддержку The Black Album, Metallica казалась непобедимой. Но даже они не могли не замечать музыкальных перемен, происходящих вокруг. Гранж, британская инди-сцена — все это здорово теснило метал-исполнителей и повергло их в кризис идентичности.
Факт №4
В преддверии Load Metallica раскололась на два лагеря: традиционалистский с Хэтфилдом и Ньюстедом и авантюристский с Хэмметом и Ульрихом. Кирк тогда много тусовался со своими приятелями из Сан-Франциско, а Ларс не скрывал своей любви к Oasis, на тот момент самой горячо обсуждаемой группой на планете.
«Мне нравилось их высокомерие, уверенность и то, что каждое второе слово в их речи было «пиз…» или «тра…», — рассказывал Ларс изданию NME.
И хотя песни, попавшие на Load-Reload, не имели ничего общего с музыкой знаменитых англичан, они были записаны под влиянием музыки весьма широкого спектра: блюз- и южный рок, кантри-музыка, буги-вуги, играющий в байкерских барах. Все это продемонстрировало готовность группы попробовать что-то новое.
Факт №5
Load был выпущен 4 июня 1996 года, его выходу предшествовал сингл "Until It Sleeps" (который, кстати, попал в первую десятку лучших песен в США). Reload, состоящий из песен, написанных одновременно с его предшественником, которые у группы просто не было времени записать на плёнку, последовал в ноябре 1997 года. Оба диска были восприняты неоднозначно.
Некоторые признавали желание Metallica попробовать что-то другое, но многие рассматривали эти две пластинки как нежелательный и ненужный дрейф в сторону золотой эпохи металла. В музыкальном плане у Load-Reload на их 27 треках было много ярких моментов. "Until It Sleeps" была одной из самых личных песен Джеймса, посвященной борьбе его матери с раком, а драйвовая и открывающая Reload "Fuel" остается одним из основных номеров их концертных выступлений и по сей день.
С другой стороны — альбомы эти явно затянуты и на них присутствует масса тяжелых для восприятия и незапоминающихся песен, таких как "Slither", "Cure" и "Thorn Within".
Факт №6
Эстетическая перестройка вышла за рамки причесок и гардероба. Провокационные обложки пластинок, основанные на противоречивых работах художника Андреаса Серрано "Кровь и семя" и "Иисус в моче" (последняя изображает распятие, подвешенное в резервуаре с мочой), также вызывали недоумение поклонников группы. Надо отметить, что и остроконечный логотип коллектива также был «деметаллизирован».
«Семь или восемь лет назад мы были хэви-металлической группой, — рассказывал Кирк журналу Metal Hammer в 1997 году. «Я думаю, что мы начали меняться где то со времен The Black Album».
Очень необычно это слышать от группы, со словом «метал» в своем названии.
Факт №7
Забавно, что в своем первом туре в поддержку Load Metallica выступила хэдлайнерами альтернативного бродячего рок-цирка Lollapalooza (по иронии судьбы организаторы фестиваля подверглись критике за то, что пригласили «металлическую» группу в качестве хедлайнеров). Тем не менее последующий тур Poor Touring Me с его разваливающейся сценой разыгрывался непосредственно перед их собственной фанатской базой, и его успех позволил группе только ехидно усмехнуться в сторону своих злопыхателей.
Факт №7
Продавались Load-Reload тем не менее весьма сносно, хотя, конечно, цифры были весьма далеки от тех, что демонстрировал Черный альбом. И все же в последующие годы Metallica крайне критически отнеслась к выпущенным в середине 90-х альбомам. Ларс признал, что мир, вероятно, мог бы вполне обойтись куда меньшим количеством их песен, а Кирк — один из тех, кто настаивал на смене музыкального стиля — в рейтинге альбомов поставил Load последним, а Reload — третьим с конца в плане их качества. Неудивительно, что и Джеймс Хэтфилд считает эти релизы большой ошибкой в своей карьере.
Факт №9
Другие музыканты, между тем, оценивают этот период Metallica иначе. К примеру, фронтмен Trivium Мэтт Хифи — один из самых ярых поклонников Load-Reload.
«Любой, кто когда-либо был противником этих записей, должен переслушать их сейчас», — сказал он Loudwire. «Тон этих двух пластинок и тон [альбома каверов 1998 года] Garage Inc. — это одни из лучших записанных металлических альбомов».
Факт №10
Load и Reload стали своего рода водоразделом для Metallica. Они показали, что даже величайшая в истории хэви-метала группа не застрахована от ошибок. Далее они продолжали расширять границы с помощью смелых творческих решений, некоторые из которых окупились (коллаборация с симфоническим оркестром Сан-Франциско для оригинальных шоу S&M), другие — затмили собой полемику вокруг Load-Reload (звук барабанов на St. Anger или их сотрудничество с Лу Ридом на Lulu).
Что в итоге?
Так что же нам делать с Load-Reload через 25 лет? Эксперимент, возможно, был лишь частично успешным, но эти два альбома далеки от того, чтобы развалить группу. В конечном итоге они отразили желание Metallica двигаться вперед вопреки желанию фанатов, которые хотели, чтобы они оставались такими, какими те были раньше. Но с этим Metallica живет уже со временем Ride the Lightning.
Для Боба Рока все было еще проще.
«Они хотели расти как группа, — говорит продюсер. «И нужно отдать им должное, они все еще здесь, и они все еще великие».
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и обратите внимание на другие наши материалы: