Найти в Дзене
Ближе к сути

Как снимали фильм "Дракула" 1992 года.

Оглавление

Готический фильм ужасов «Дракула» режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы стал одним из кинохитов 1992 года и оставил заметный след в популярной культуре. Он не идеален, но до сих пор отлично смотрится и остаётся одной из вершин своего жанра. Его съёмки стали нелёгким испытанием для режиссёра, а для исполнительницы главной женской роли Вайноны Райдер – персональным адом. Но именно этот фильм сделал её настоящей звездой, а режиссёра спас от банкротства.

Кастинг

История отбора актёров для «Дракулы» весьма поучительна для молодых охотников за славой. Да, иногда никому не известных новичков приглашают в большие проекты, они проходят пробы и получают свой шанс именно благодаря актёрским способностям, в честном соревновании. А несколько месяцев спустя просыпаются знаменитыми. Они попадают в дружную, приветливую среду единомышленников, вдохновлённых мечтой и любовью к своему ремеслу. Так было, например, в случае с сериалом «Дневники вампира». Но в Голливуде, как правило, всё происходит совсем по-другому, и продюсеры руководствуются более приземлёнными мотивами.

Несмотря на то, что именно Вайнона Райдер подала режиссёру идею новой экранизации «Дракулы», боссы студии «Коламбия Пикчерз» не хотели брать её на главную роль. Она на тот момент не являлась «кассовой звездой». Вместо неё хотели получить Дрю Бэрримор, но та выбрала триллер «Ядовитый плющ».

В дальнейшем актрису ждало ещё одно разочарование. На роль жениха её героини, Джонатана Харкера, она предложила своего возлюбленного Джонни Деппа. Но продюсеры отвергли его кандидатуру, заявив что он… недостаточно красив. Да, были времена, когда Депп не считался звездой, секс-символом и выдающимся актёром. Но это решение оказалось ошибочным. Киану Ривз сыграл слабо – по сути, просто поторговал лицом на экране. А Джонни отлично смотрелся в картинах «Сонная лощина» и «Из Ада» - мрачных костюмных триллерах, визуально и технически вдохновлённых как раз «Дракулой» Копполы.

Кстати, эту роль также предлагали Кристиану Слейтеру, но он отказался. О чём впоследствии жалел, поэтому не раздумывая снялся в «Интервью с вампиром».

В роли Люси Вестенра продюсеры видели Шерилин Фенн, звезду сериала «Твин Пикс». В 1990 году она снялась в эротическом хорроре «Меридиан», где ею овладевало похожее на оборотня чудовище. По каким-то причинам она не смогла принять участие в съёмках «Дракулы», и жертву вампира сыграла неизвестная дебютантка Сэди Фрост. Её взяли из-за фотографического сходства с Шерилин. А сцену изнасилования оборотнем Коппола скопировал почти один в один.

Ван Хельсинга мог сыграть Лиам Нисон. Но Энтони Хопкинс заявил, что хочет эту роль. После триумфального успеха «Молчания ягнят» британец стал самым узнаваемым актёром в мире.

Так же «перехватил» Ренфилда у относительно малоизвестного Стива Бушеми находившийся на пике славы музыкант Том Уэйтс.

Сегодня мало кто помнит троих красавчиков, сыгравших влюблённых в Люси неразлучных друзей – Ричарда Гранта, Кэри Элвеса и Билла Кэмпбелла. Они так и не сумели взойти на актёрский Олимп. Но в начале 90-х считались восходящими звёздами и молодыми секс-символами. Элвеса прославил фильм «Принцесса-невеста», Гранта – «Чернокнижник», а Кэмпбелла – «Ракетчик», в котором этот поразительно похожий на Тома Круза актёр скопировал образ бравого лётчика из боевика «Лучший стрелок».

В качестве «невест Дракулы» были выбраны соблазнительные модели, одной из которых оказалась молодая Моника Белуччи. Её реальный потенциал тогда мало кто представлял. В фильме она появляется всего на пять минут, но зато КАКИЕ эти пять минут.

К выбору будущего вампира продюсеры не были так придирчивы. Они понятия не имели, что он будет не обычным антагонистом, а главным героем и сюжет будет строиться вокруг него. А вот режиссёр составил длинный список кандидатов, среди которых были даже Кайл Маклахлен, Хью Грант и Вигго Мортенсен. В какой-то момент фаворитом стал Джейсон Картер. Известный прежде всего по сериалу «Вавилон 5», внешне он был точной копией настоящего Влада Цепеша. Но в конечном итоге Коппола и Райдер выбрали Гэри Олдмена… о чём впоследствии не раз пожалели.

Сам актёр заявил, что никогда не мечтал играть Дракулу. «Это была возможность поработать с Копполой, которого я считаю одним из великих американских режиссеров. Это был мой первый большой голливудский проект. Для молодого актера это колоссальный опыт. И ещё я хотел произнести фразу «Я пересёк океаны времени, чтобы найти тебя». Реально, я мог бы согласиться только ради этого».

Олдмен считает, что именно подобные персонажи могли сделать его знаменитым, а не типичные герои, так как у него не было голливудской внешности. Хотя тогда он не задумывался, почему выбирал такие роли… или они выбирали его.

Что ж, сегодня забавно представить себе, как бы выглядел фильм с «альтернативным» кастингом – с Джонни Деппом, Дрю Бэрримор, Шерилин Фенн, Лиамом Нисомом и Джейсоном Картером или Вигго Мортенсеном в главных ролях.

-2

Подготовка к съёмкам

Сценарист Джеймс Харт первоначально прислал свою работу Вайноне Райдер, утверждая, что в главной женской роли видит её. Ей предлагали множество сценариев, но зацепил именно этот. Она не была любительницей ужасов, её растрогала хорошо прописанная любовная линия. «Это было очень смелое смешение жанров. Эмоциональная история любви, которой совсем не ждёшь в сюжете о Дракуле. Ну и знаете, викторианская Англия… подавленная сексуальность, тесные корсеты, страх перед обществом. Выражать страсть было странно».

Это случилось в начале 1991 года, через 9 месяцев после того, как Фрэнсис Форд Коппола отдал уже обещанное ей место в «Крёстном отце 3» своей дочери Софии. Из-за этого Райдер пережила нервный срыв. И он как раз решил позвонить, чтобы извиниться. Они встретились, и Вайнона передала режиссёру сценарий. «Я не думала, что он всерьёз этим заинтересуется. Он был всё ещё поглощен «Крёстным отцом». Уходя, я сказала: «Почитайте, если найдёте время». Он вежливо взглянул на рукопись, и когда увидел слово «Дракула», его глаза загорелись. Это была одна из его любимых книг».

Сначала предполагалось, что Коппола станет одним из продюсеров, а режиссёром – Дэвид Лин, автор масштабных исторических картин «Доктор Живаго» и «Лоуренс Аравийский». Но в апреле 1991 года он почил в бозе, и Фрэнсис сам взялся рулить творческим процессом.

Начал он с отшлифовки сценария и глубокого исследования темы. По словам режиссёра, это его любимая часть работы. Он был удивлён, когда узнал, что Дракула являлся реальной исторической фигурой. «Я думал, это выдуманный персонаж вроде Бэтмена или Джеймса Бонда». История с женой Дракулы, покончившей с собой во время штурма замка турками, тоже оказалась подлинной.

Сценарий прочли по ролям в присутствии фокус-группы, чтобы отследить, где есть эмоциональная реакция, а где лишь скучающие лица. После этого некоторые сцены были переписаны или вычеркнуты.

В конце 80-х Коппола сам потерял старшего сына в аварии и пережил кризис веры. Это привнесло в фильм религиозные, философские мотивы. Историю следует воспринимать в аллегорическом смысле. Основой сюжета являлась история утраченной любви, то есть Бога. А на его место всегда приходит Дьявол. Любой, из чьего сердца ушла любовь, становится чудовищем, даже если не выглядит таковым.

Поэтому здесь Дракула скорее трагический герой, чем чистое воплощение зла. А Мина Харкер является реинкарнацией погибшей жены князя. На самом деле, подобная идея появилась ещё в британском фильме 1973 с Джеком Палансом в роли вампира. Только там она была подана более поверхностно и скомканно. В её основе лежит понятие «кармической встречи». Две души, знакомые в одном из прошлых воплощений, встречаются в этой жизни. Они чувствуют мгновенное «узнавание» друг друга и непреодолимую взаимную тягу. Но не для того, чтобы «жить вместе долго и счастливо». Их задача – развязать роковой узел судьбы, вернуть «кармический долг» друг перед другом и перед небесами.

У Фрэнсиса была идея снять фильм в Румынии – как «Подвиды» Теда Николау. Но это чрезмерно раздувало бюджет, и в итоге все сцены сняты в Голливуде в специально отстроенных декорациях – во что трудно поверить при просмотре. При этом режиссёр хотел использовать минималистичные, импрессионистские декорации с использованием света и теней – как в «Маске Сатаны» Марио Бавы.

Но студийные боссы настояли на том, чтобы создать масштабные и красочные декорации, достойные большого эпического проекта. Результат работы оформителей придал картине ещё больше визуальной красоты и создавал поразительный эффект «широкого пространства» при съёмках в тесном павильоне. Не зря за свои старания они получили номинацию на «Оскар».

Коппола: «При работе над таким фильмом мало иметь сценарий. Нужно прочувствовать стиль, настроение, атмосферу…»

Он заранее поручил художнику раскадровку всего фильма, чтобы в деталях продемонстрировать команде, как должен выглядеть каждый кадр. Было создано около тысячи изображений. Режиссёр склеил рисунки вместе с кадрами из «Красавицы и чудовища» Жана Кокто, а также с картинами Густава Климта и других художников-символистов (например, «Дорога в ад» Альфреда Кубина и «Черный идол» Франтишека Купки). Сверху наложил уже готовый саундтрек. Члены съёмочной группы посмотрели этот анимационный фильм, чтобы получить представление об основных темах и настроении, к которому он стремился.

Одну из начальных сцен – сражение румынского господаря с полчищем турок – планировали сделать эпичной, масштабной и кровавой. Примерно как во вступлении к «Братству кольца» десятью годами позже. А Дракула должен был сражаться в шлеме в виде головы волка с оскаленными клыками. Но для экономии бюджета сцену упростили и сократили.

Также Копполе запретили работать со своими обычными помощниками - например, Витторио Стораро. Считалось, именно под их влиянием итальянец всегда выходит за рамки сроков и бюджета, хотя дело в его перфекционизме и энтузиазме. «Я до сих пор ощущаю себя не мастером, а подмастерьем. И на съемках этого фильма я чувствовал себя студентом, дорвавшимся до технических фокусов кино. Как ребенок, попавший в кондитерскую лавку. Я говорил: «Давайте попробуем это, а теперь вот то» …

Он хотел создать остросюжетный блокбастер и в то же время – эстетское, символистское кинополотно. А также по-настоящему напугать зрителя и сделать итоговую, «каноничную» версию истории о бессмертном вампире. В каком-то смысле – проиллюстрировать тот путь, который киноискусство успело пройти за 100 лет. «Обычно я ищу особый визуальный стиль, отсылающий ко времени и месту, где происходит сюжет. События «Дракулы» совпали с моментом рождения кино. Поэтому мне была нужна «старинная» атмосфера и винтажные, практически мельесовские спецэффекты».

В июне 1991 года мэтр встретился со специалистами по спецэффектам и объяснил, что хочет видеть на экране. Они заявили, что без новейших компьютерных технологий не обойтись. Режиссёр уволил их и показал созданный им рисованный концепт своему сыну Роману. Тот заверил его, что знает, как технически воплотить его идеи при помощи комбинированных съёмок, манипуляций с плёнкой и прочих кинематографических трюков. Некоторые из них были настолько древними, что к тому времени многие работники киноиндустрии даже не имели представления о них.

Далее Коппола собрал актёрский состав на специальной репетиционной базе неподалёку от своего дома. Начались недели прогонов каждой сцены. Фрэнсис хотел добиться от исполнителей ясного представления о характере и структуре каждого эпизода. А для себя – уверенности, что придя в студию он снимет всё быстро и безошибочно, не выбиваясь из бюджета и не теряя время на неудачные дубли. Но впоследствии проблем и задержек всё равно возникало много.

Причиной тому стало непредсказуемое поведение Олдмена. «В первые дни он был самым пассивным и отстранённым. Я подумал: «Боже, каким он будет в фильме?». Хоть он и не красавчик, все женщины в съёмочной группе говорили, какой он сексуальный. Вайнона тоже сначала считала его притягательным».

Итальянец также заставлял актёров делать странные, на первый взгляд, вещи – например, перекидывать друг другу невидимые предметы. Так он учил их отыгрывать реакции на воображаемые ситуации. Сегодня, в эпоху зелёного экрана, это едва ли не главный навык голливудского актёра. Кроме того, это отличный способ раскрепоститься и не бояться выглядеть по-дурацки.

Последняя неделя репетиций снималась оператором на камеру, чтобы потом лучше спланировать кадры. Коппола был очень требователен. Ему постоянно приходилось прерывать репетицию и заново объяснять актёрам, как всё должно происходить и почему то, что он видит в их исполнении, «просто ужасно». Все, даже Хопкинс, часто пребывали в растерянности и не сразу понимали, чего от них хочет маэстро. Уверенно держался только Олдмен. Хотя он часто ошибался в том, чтобы начать двигаться и говорить реплики вовремя. При этом позволял себе спорить с Копполой. Их общение напоминало отношения властного отца с непокорным сыном.

Параллельно велась работа над другими аспектами фильма. Коппола нанял японского дизайнера костюмов Эйко Ишиоку после того как увидел фотоальбом её работ, выполненных в стиле театра кабуки. В них было что-то сюрреалистичное. Впоследствии она работала с ещё одним любителем визуального гротеска Тарсемом Сингхом. Коппола дал ей установку: придумать самое странное, что она способна вообразить, «как будто увиденное в ночных кошмарах». Созданные ей причудливые эскизы впечатлили даже киноакадемиков. Правда, в них не всегда было легко передвигаться. Она переживала из-за этого, но Олдман успокоил её: «Знаешь, в чём мне удобно? В футболке и джинсах. Так что забей».

К началу репетиций уже был готов саундтрек от польского композитора Войцеха Килара, писавшего музыку для трагических мелодрам («Прокажённая») или исторических эпиков («Огнём и мечом»). То есть он уже работал со сходным материалом и умел подчеркнуть возвышенный драматизм сюжета. Кроме того, привносил в фильм необходимый восточноевропейский колорит.

Заранее нужно было подготовить и особые звуковые эффекты. Делалось это так: специально нанятый актёр вслух и с выражением зачитывал подробный режиссёрский сценарий, стараясь донести смысл и настроение каждого жеста, движения, события. Например: «Дракула медленно, с угрожающим видом подходит к нему. От него веет опасностью и могильным холодом. Харкер цепенеет от ужаса. Он не может кричать, хотя видит самые жуткие вещи в своей жизни». Сидящий за пультом звукоинженер подбирал из «звуковой библиотеки» то, что наиболее подходило к услышанному. Впоследствии их старания также удостоились золотой статуэтки.

Наконец, всё было подготовлено и отрепетировано, и 15 октября 1991 года съёмочная группа переместилась в студию.

Особенности съёмок «Дракулы»

-3

Как и было задумано, это был едва ли не последний фильм в истории, где применялись только «натуральные» спецэффекты. Порой умопомрачительные в своей простоте. Но требующие креативности, точного расчёта и тонкости исполнения.

Например, момент, когда тень Дракулы падает на стоящий в вазе букет цветов, и тот засыхает в течение нескольких секунд. На самом деле букет снимали три дня. Потом из длинного куска плёнки вырезали и склеили несколько фрагментов, изображающих разные стадии увядания.

Или эпизод, где Джонатан Харкер бродит по замку в Трансильвании, а над его головой по потолку бегают крысы. Совершенно нормальных грызунов, бегущих по горизонтальной поверхности, снимали перевёрнутой камерой. При этом верхняя часть объектива была закрыта тёмной тканью, и изображение осталось только на половине кадра. Потом камеру вернули в нормальное положение, и на этот же кусок плёнки сняли бредущего по лестнице Киану Ривза, но заклеив уже другую половину объектива. На экране всё выглядит безупречно, и мысли о тщательно рассчитанной комбинированной съёмке даже не приходят в голову.

Такова магия кино. Финал, в котором Мина Харкер убивает вампира, выглядит очень цельно, органично и снят как будто на одном дыхании. Но конечно, Вайнона Райдер вонзала нож в манекен. Олдмену пришлось отыгрывать воображаемую боль, агонию и просветление спустя несколько часов, а то и дней. Понадобилось всего 6 дублей. Вайноны в это время даже не было на съёмочной площадке.

Также стоит вспомнить сцену, вызвавшую возмущение среди защитников прав детей. Ставшая вампиром Люси притаскивает в склеп похищенного ребёнка. Там её поджидает Ван Хельсинг и группа охотников на вампиров. Столкнувшись с ними, Люси от испуга роняет жертву на пол. Отчётливо слышен стук тела о каменный пол и детский плач. В действительности внизу, за пределами кадра, лежал ассистент режиссёра, который подхватил ребёнка на руки. Звук паденья добавили при монтаже. А вот плач был настоящий. Дело в том, что юный актёр реально испугался Сэди Фрост. По её словам, режиссёр всё время давал ей установку «двигаться и вести себя, как змея».

Именно благодаря отсутствию цифровых эффектов фильм был сделан за год, то есть очень быстро для блокбастера. В революционном «Терминаторе 2» фрагменты с компьютерной графикой в совокупности занимают 4 минуты экранного времени, но на постпродакшен ушло 8 месяцев.

В августе 1992 года состоялся предпросмотр. Продюсерам и фокус-группе кое-что не понравилось. Копполе пришлось переписать и переснять некоторые сцены.

Для подлинных киноманов «Дракула» примечателен множеством отсылок к другим известным фильмам. В нём можно обнаружить цитаты из «Сияния» Стенли Кубрика, «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина, «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми, «Вампира» Карла Теодора Дрейера, «Красоты Дьявола» Рене Клера, «Носферату» и «Фауста» Фридриха Вильгельма Мурнау, «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, «Красавицы и чудовища» Жана Кокто, «Маски Сатаны» Марио Бавы, «Легенды» Ридли Скотта, «Амадея» Милоша Формана, «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна… и это не полный список.

Гэри Олдмен – воплощение зла

В Голливуде есть поговорка: bad acting is bad directing, «плохая игра – это плохая режиссура». Именно режиссёр воплощает свой замысел на экране и имеет целостное видение конечного результата. Хотя сам Коппола говорил, что «кино – это симфония, сыгранная солистами», режиссёр в этом процессе дирижирует и объясняет каждому, как лучше исполнить его партию. Ещё его можно сравнить с футбольным тренером, который знает, какую игру он ставит команде, и объясняет каждому его манёвр. При этом за результат отвечает именно он и испытывает давление со всех сторон.

Поэтому тот же Коппола во время работы над «Дракулой» не раз со вздохом говорил: «Быть режиссёром – значит за всё нести ответственность и ничем не управлять». При этом он всегда старается ясно и подробно описать актёру эмоциональное состояние персонажа в каждой конкретной сцене, смысл того или иного действия. Не каждый режиссёр силён в работе с актёрами. И не каждый способен выдержать их причуды.

Изначально Коппола больше всего боялся возможных романов на съёмочной площадке, поскольку сам набрал молодых сексуальных актёров. В фильме множество интимных сцен, без которых он не мог обойтись. И не знал, как в случае чего совладать со скандалом. Но в этом смысле проблем не возникло. Исходили они во время съёмок только от Олдмена. Тогда он находился в финальной стадии своего «рок-н-рольного» периода. Подлила масла в огонь и тщательность, с которой артист вживался в роль.

Он ходил в библиотеку, изучая характер и жизнь Влада Цепеша. А также в зоопарк, где наблюдал за поведением варанов и других рептилий. Гуляя по парку, заговаривал с пожилыми людьми, запоминал их манеру двигаться, вслушивался в звучание старческого голоса. В целом он ориентировался на образ Ивана Грозного, созданного советским актёром Николаем Черкасовым.

В интервью актёр признался: «Я хотел сделать своего вампира андрогинным. У меня ведь нет квадратной челюсти, как у Мела Гибсона. Кроме того, неоднозначная энергетика должна была ещё больше раздражать и тревожить других персонажей».

Первые пару недель съемок не было сцен с Дракулой. Олдмен в это время примерял костюмы, экспериментировал с гримом и ещё больше вживался в образ.

Коппола: «На первую съёмку он явился в таком гротескном макияже, что я подумал: «Боже, я хочу покончить жизнь самоубийством». Я убеждал его пойти и смыть это позорище, но он упёрся рогом. Так и снимали».

Гэри позже признал, что многое себе позволял, но это соответствовало его задаче: «У меня была возможность пожить в шкуре парня, не ограниченного никакими рамками... Казалось безумием не воспользоваться этим. Кроме того, причиной был сам Фрэнсис. Перед вами бог кино, который хочет сделать что-то масштабное и пафосное. И я подумал: «А почему бы не устроить ему хорошее шоу?»

-4

Вот ещё одно признание: «Я когда-то тоже любил так неистово и всепоглощающе, и моё сердце было разбито. Такое с человеком может произойти только один раз в жизни. Так что мне понятны чувства Дракулы. И ещё мой отец бросил нас с матерью, когда я был совсем маленьким. Я знаю, что вспомнить, чтобы войти в нужное эмоциональное состояние».

Райдер называла Олдмена «королем боли». «Он вошел в образ и как будто сам пребывал в печали и гневе от потери. И рядом с ним это было заразительно».

«Он всё время был как Дракула» - заявила Сэди Фрост. - «Каждый раз, когда Гэри был рядом, он был таким сильным и неудержимым… Я боялась даже приближаться к нему. Он проверял окружающих на прочность, и ему это нравилось… даже когда он не снимался. Он единственный всегда чувствовал себя уверенно.

В фильме есть сцена, где вампир навещает соблазнённую им жертву. Сам Коппола стеснялся обсуждать с молодыми актрисами постельные сцены и попросил его «задать тон». Он сказал: «Гэри, почему бы тебе не поговорить с Сэди, чтобы создать чувственное настроение?». Тот подошёл ко мне и начал шептать на ухо. Это было неповторимо. В смысле, я не могу повторить вслух ничего из этого. Он говорил очень жёсткие вещи. И я действительно завелась. Позже Фрэнсис сказал ему: «Может, я старомоден, но я бы никогда не решился на подобное. Во времена моей юности за такое выгоняли из профессии. Я думал, ты скажешь: «Я собираюсь поцеловать твоё плечо и погладить твои волосы».

Способность Олдмана импровизировать и с ходу выполнять любую задачу пригодилась при съёмке ещё одного эпизода, с которым возникли проблемы на стадии репетиций. Суть в том, что Ван Хельсинг, Харкер и прочие застают Мину в объятиях Дракулы и вплотную сталкиваются с ним в его самом демоническом облике. Почему-то актёры никак не могли показать правильную реакцию. Тогда режиссёр завязал им глаза, включил фоном самый зловещий фрагмент из саундтрека Войцеха Килара, и сказал Олдмену: «Они в твоём распоряжении». Актёр в гриме гигантской горгульи подходил к коллегам, рычал, угрожающе пихал их в бок и хлопал по спине, шептал хриплым голосом угрозы, всё больше входя в раж…

Он вообще с трудом удерживался, чтобы не вести себя как Дракула 24 часа в сутки. Однажды после съёмок Гэри забыл снять грим и пошёл ужинать в ресторан. Некоторое время он недоумевал, почему все смотрят на него с ужасом. Зайдя в туалет, он увидел в зеркале свои красные линзы, вставные клыки и кошмарные накладные уши.

Его неумеренный энтузиазм приносил не только пользу. Актер часто требовал пересъёмок, спорил с режиссёром, пытался сам всем командовать или просто капризничал. У него по-прежнему возникали проблемы с таймингом и синхронизацией с поворотами камеры вокруг него… или он делал вид, что у него с этим проблемы.

Даже такая простая короткая сцена, где Дракула получает прощальное письмо Мины Харкер и плачет при свечах, вызывала затруднения и споры. Олдмен никак не мог понять, как вовремя поднять голову, чтобы стало видно его плачущее кровавыми слезами лицо. Перед очередным дублем Коппола сказал: «Ладно, смотри на меня, я подам тебе сигнал». «Слушай, да я из-за этого долбанного грима ни х.. не вижу!» Мэтр устало вздохнул: «Ну давай попробуем. Ты её никогда больше не увидишь. Эта боль глубоко внутри тебя. Приготовились. Начали!» - режиссёр махнул рукой.

«Бл…», - закричал Олдмен. - «У меня зубы вылетели!»

Иногда великий лицедей закладывал за воротник прямо с утра и снимался в полувменяемом состоянии. Например, в сцене, где Дракула слизывает кровь с опасной бритвы.

Один раз его арестовали за нетрезвое вождение – они с Кифером Сазерлендом гоняли по ночным улицам Лос-Анджелеса - и на полгода лишили прав.

Олдмен признавался, что иногда вымещает на режиссёрах ярость, накопленную с детства, когда отец бросил его. «Все мои выходки родом оттуда. Иногда это помогает в работе, особенно ярко это проявилось именно тогда. Я мог убедительно играть боль потери. Но вместе с этими эмоциями наружу вырвался и обиженный восьмилетний ребёнок».

На вечеринке по поводу окончания съёмок Олдмен и Коппола обнялись, как отец с сыном. «Ну вот, - облегчённо вздохнул режиссёр. – Теперь ты себя ведёшь как хороший мальчик». «Да, - подтвердил актёр. – Я просто сижу за столом, ем и пью, а женщины подходят и просят потанцевать с ними. И знаешь, с кем я танцевал? С твоей мамой».

Вайнона Райдер в роли жертвы

Больше всего от Гэри доставалось многострадальной Вайноне.

Британец постоянно придирался и высмеивал её актёрскую игру. «Он без конца твердил мне: мало вздыхать и закатывать глаза. Нужно реагировать так, как это делает твой персонаж, даже если мимо просто пролетает муха».

Олдмен мог весело болтать и смеяться, а потом мгновенно войти в образ и отыграть что угодно. Юной актрисе нужно было 10 минут настраиваться, чтобы войти в необходимое эмоциональное состояние.

В одной из сцен надо было лежать неподвижно и изображать мёртвую принцессу. В перерыве между дублями Олдмен опять начал провоцировать её: «Эй, Вайнона, что с тобой? Почему ты лежишь на полу?». Обиженная девушка не отвечала и даже не повернула голову в его сторону. Он усмехнулся: «Ну вот, наконец-то ты не выходишь из образа».

В последующих интервью Райдер говорила о «травме» этого опыта и призналась, что она «чувствовала опасность» во время работы с Олдменом. А ведь по сценарию у них была масса романтических и интимных сцен.

«Странно играть любовь с человеком, которого плохо знаешь», - жаловалась она. По словам очевидцев, она, казалось, боится даже прикоснуться к партнёру.

Дошло до того, что Коппола говорил во время любовных сцен с Олдменом: «Представь, что это не он, а я, ну или кто угодно».

Райдер считала сомнительной сцену в спальне, где она признается Дракуле в любви. Её персонаж должен был ненавидеть того, кто убил её лучшую подругу. «Она им, конечно, одержима, но как сделать это более реалистичным?» Коппола позволил ей играть так, как она сочтет нужным. И она сделала то, чего не было в сценарии: изобразила гнев Мины на Дракулу и со всей силы влепила ему оплеуху, придав признанию в любви необходимый надрыв. При этом она получила шанс выразить собственную ненависть к Олдмену. Тот был доволен. «Я сумел вытянуть из неё эмоцию», - криво ухмылялся он.

По сценарию, после признания Мина пьёт кровь вампира из раны на его груди, и в этот момент в спальню врываются её муж, Ван Хельсинг и все прочие. Девушка должна была чувствовать вину и отвращение к себе при виде венчанного супруга, плакать и проклинать себя. Первые несколько дублей даже сама Вайнона сочла неубедительными. Вдруг Коппола закричал на неё: «Проклятая шлюха, бл…дь! Посмотри на себя! Ты вся в крови!» К нему присоединился Олдмен.

Позже выяснилось, что в перерыве режиссёр подговаривал оскорблять её и Ривза с Хопкинсом, но они отказались, и только с неловким молчанием наблюдали за происходящим. Кстати, эта «шоковая терапия» не помогла – актрисе всё равно потребовалось ещё 5 дублей. Наконец крикнув «Снято!», Коппола подбежал и упал перед ней на колени, сжимая её руки: «Пожалуйста, прости, я совсем не имел этого в виду! Мне так жаль, так жаль…»

Многие считают, что именно джентельменское поведение Ривза в тот момент является причиной их многолетней дружбы. Но дело не только в этом. Экранная свадьба героев была снята в Лос-Анджелесской православной церкви с полным соблюдением обряда и настоящим священником. Так что с религиозной точки зрения они действительно обвенчались. Что характерно, у обоих не заладились отношения с их последующими с партнёрами. Райдер до сих пор шлёт Ривзу эсэмэски со словами «Привет, муж!». По словам актера, его это радует.

Выход фильма и реакция

После предпросмотра некоторые сочли фильм слишком мрачным, странным и запутанным, предрекая провал. Его называли «Костром вампиров» («Bonfire of the vampires») по аналогии с «Костром амбиций» («Bonfire of the vanities») – напичканном звёздами голливудским проектом 1990 года, с треском провалившимся в прокате.

Премьера состоялась в пятницу, 13 ноября 1992 года. Может показаться, что это самое радостное событие в жизни съёмочной группы, момент славы и триумфа. На самом деле это нелёгкое испытание. Все нервничают, переживают, потеют. Некоторые вообще избегают появляться на премьере. Особенно при столь нелестных предварительных отзывах. Для Райдер, например, этот вечер стал финалом всех её мучений. На протяжении двух часов она непрерывно краснела и вжимала голову в плечи.

Во-первых, девушку ужаснуло, как она выглядит в фильме. В нескольких сценах ей пришлось стонать, словно порноактрисе, и даже сладострастно обсасывать кусочек сахара. Во-вторых, сам фильм показался трэшевым и «дешёвым». По мнению многих, режиссёр действительно переборщил с эротикой. Это вполне в духе времени – в начале 90-х были популярны эротические триллеры. Но когда за подобные темы берётся человек скромный и консервативный, ему изменяет чувство меры и вкуса.

Кстати, в телеверсии для Би-Би-Си были использованы альтернативные дубли, и некоторые моменты сократили. Например, в киноверсии невесты Дракулы в момент нападения на Харкера наполовину обнажены. Потом является сам граф и даёт им на растерзание младенца. В британской телеверсии женские тела прикрыты тогами, а эпизод с младенцем вырезан.

Первые критические отзывы были смешанными. Многих, например, смутило нестандартное сочетание жанров: «Трудно сказать, что это такое – хоррор, мелодрама или комедия. В этом фильме больше душещипательных сцен, чем в «Дневнике Красной Туфельки». И да, ваши глаза вас не обманывают – это рыдающее и пускающее слюни существо зовут Влад Колосажатель. Единственное, что по-настоящему ужасает, это акцент. То, что Киану Ривз и Вайнона Райдер соревнуются в номинации «худшее британское произношение», вполне ожидаемо. Но у Копполы даже английские актёры звучат так, будто говорят из задницы».

Другие придирались к сюжету:

«Коппола одержал вам-пиррову победу, проиграв главную повествовательную войну с логикой. Во время финальной погони солнце скрылось за тучами 12 раз. В замке Дракулы так чисто, словно он лично подметал полы. Мина танцует с незнакомцем, пока её муж пропадает в далёкой стране. При этом в комнате больше свечей, чем я видел за всю историю кинематографа. Пациентка Ван Хельсинга умирает от неизвестной науке болезни, но он находит время повальсировать с её подругой, которую он видит впервые в жизни. После чего ещё и обнюхивает. Так и ждёшь, что он скажет: «Я чую твою вагину».

На репетиции, кстати, Хопкинс так и сделал. Посмотрел на партнёршу взглядом Ганнибала Лектера и зловещим шёпотом произнёс эту фразу. Вайнона испугалась и хотела вырваться, но он крепко держал её голову руками.

Позже в интервью он пояснил странное поведение профессора тем, что тот инстинктивно уловил исходящий от Мины «запах Дракулы».

Катком журналисты проехались и по игре Киану Ривза, попросту закатав его в асфальт: «Обычно Ривз сексуален и эмоционален, но здесь он полный ноль во всех смыслах. По сравнению с этим фильмом его игра в «Невероятных приключениях Билли и Теда» тянет на «Оскар». Вы можете ясно увидеть, как Киану старается не заканчивать каждую строчку словом «чувак». Из-за этого он так скован, словно у него запор».

Но многие пришли от увиденного в восторг и называли фильм «готическим шедевром» и «высшим художественным достижением». Один из именитых критиков написал: «Дракула» Копполы по духу ближе к эпической фантастической притче «Багдадский вор», чем к зловещей классике «Носферату». Это сексуально, кроваво и стильно. Сюрреалистичная манерность переносит действие из нашей реальности в царство вневременных первобытных сказок. Это самый роскошный и яркий фильм мастера. Никогда раньше он не позволял себе подобные безумные эксперименты. И никогда не выполнял свои фокусы с таким самообладанием и в то же время с детским энтузиазмом, играя со своими кинематографическими игрушками».

По итогам проката «Дракула» вошёл в десятку самых кассовых фильмов 1992 года, уступив лишь картинам с «семейным» рейтингом. Для хоррора это было выдающимся достижением. В целом по миру фильм собрал 240 миллионов долларов, принеся колоссальную прибыль. Одна зрительница призналась, что, посмотрев его, немедленно купила билет на следующий сеанс. И оба раза рыдала на финальных титрах.

В начале следующего года творение мэтра было отмечено Киноакадемией тремя статуэтками – за лучший грим, дизайн костюмов и монтаж звука. «Оскаров» могло быть и больше, но по неписанным правилам, фильмы жанра хоррор не номинируют в основных категориях. Для этого существует жанровая премия «Сатурн». Там это красочное полотно собрало целую россыпь наград – за лучший фильм ужасов, лучшую режиссуру, главную мужскую роль, сценарий, дизайн костюмов. Также заслуженно получили номинации Войцех Килар, Энтони Хопкинс, Вайнона Райдер и Роман Коппола. Я бы ещё отметил динамичную и выразительную операторскую работу Михаэля Балльхауса.

Влияние

На протяжении многих лет фильм оставался «знаковым» и «культовым» как для традиционных киноманов, так и для любителей жанра хоррор.

Многие критики считают, что «Дракула» изменил правила игры и установил особый тон и стиль в репрезентации монстров. Он создал множество новых образов о вампирах, таких как выдвижные клыки, вампиры, превращающиеся в демонических летучих мышей, а также эстетику стимпанка – жанра, сочетающего фантастику, фэнтези и ужасы с викторианской культурой. Этот фильм, как утверждают его поклонники, так же важен, как «Экзорцист» и «Сияние». Он демонстрирует, что история ужасов может быть достойна высших баллов по актёрской игре и постановке, и что поистине творческий режиссёр может взять даже такую древнюю историю, как «Дракула», и придать ей новый блеск.

Кстати, «Сияние» - любимый хоррор Копполы.

Безусловно, именно этот фильм создал моду на изображение вампиров как мрачных, страдающих романтиков, не чуждых любви. Без него не было бы экранизации «Интервью с вампиром», сериалов «Баффи», «Ангел», «Настоящая кровь», и «сумеречной» франшизы.

Влияние этого творения Копполы чувствуется во многих снятых впоследствии фильмах, не связанных с вампирской тематикой. Например, «Книга мёртвых» Брайана Юзны, «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе, «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «Властелин колец» Питера Джексона.

Режиссёры Гильермо Дель Торо и Тарсем Сингх называли «Дракулу» в числе своих любимых фильмов и заимствовали метод Копполы в сочетании гротескного ужаса и визуальной красоты. Джессика Честейн, исполнившая главную роль в мистической мелодраме Дель Торо «Багровый пик» призналась, что тоже вдохновлялась «Дракулой», в особенности образом, созданном Вайноной Райдер.

В фильме «Реальные упыри» и его сериальном продолжении «Чем мы заняты в тени» один из персонажей основан на образе вампира, сыгранном Гэри Олдменом.

В сериале «Очень странные дела» есть эпизод, где персонажи Вайноны Райдер и Шона Эстина танцуют при свечах, повторяя соответствующую сцену из «Дракулы».

Многие композиторы впоследствии ориентировались на саундтрек Войцеха Килара при написании музыки для триллеров и хорроров. Он стал настолько образцовым, что фрагменты из него звучали в трейлерах других фильмов ужасов – например, «Мумии» (1999). А также использовались фоном для документальных материалов – в основном, криминального характера.

Отмечен этот фильм в популярной культуре в целом. Джим Керри сделал пародию на образ Гэри Олдмена ещё в декабре 1992 года.

В «Симпсонах» вышел эпизод под названием «Дракула Барта Симпсона», обыгрывающий путешествие непутёвой семейки по замку Дракулы и столкновение с его зловещим хозяином.

Позже по фильму вышла книга комиксов. Его сюжет, образы и эстетика нашли отражение в серии компьютерных игр «Castlevania».

В ближайшие годы студия «Юниверсал» (совместно с «Блумхаус») планирует переснять и осовременить классические фильмы ужасов 30-х. По слухам, Олдмену поступило предложение вновь сыграть Дракулу. Скорее всего, роль всё же отдадут более молодому актёру. Но если бы Гэри спустя 30 лет вернулся к уже сыгранной когда-то великой роли, это было бы беспрецедентное событие.