27 октября Илон Маск завершил сделку по покупке Twitter за $44 млрд. Поначалу планы новоиспечённого руководителя соцсети выглядели многообещающе: суперприложение, улучшенный интерфейс и другие реформы. Однако не всё пошло гладко. Лишь за последние две недели в компании и вокруг неё воцарился хаос, а новый владелец платформы заговорил о вероятности банкротства. Рассказываем, к чему привела политика Маска.
Первые шаги главного по Twitter
После эксцентричного прибытия в штаб-квартиру с умывальником в руках, миллиардер первым делом уволил бывшего гендиректора Парага Агравала и других топ-менеджеров: финансового директора Неда Сигала и главу отдела безопасности Виджая Гадде. Twitter стал частной компанией, что подразумевает её исключение из листинга фондовых бирж и возможность полного контроля над всеми процессами, не учитывая интересы инвесторов.
Также упразднили совет директоров, и вскоре Илон объявил об увольнении 50% штата с целью оптимизации расходов. Решение было принято на фоне того, как крупные рекламодатели приостановили сотрудничество с соцсетью. В свете новых условий модерации платформа выглядит рискованной и невыгодной для размещения объявлений. Стремясь вернуть доверие брендов, глава Twitter поспешил заверить публику, что существенных изменений в ближайшее время не будет.
Синие галочки для всех
Главной и наиболее резонансной реформой Маска стала новая система монетизации. Она предусматривала повышение стоимости подписки Twitter Blue до $8 долларов, но с иными бонусами. Каждый пользователь, оформивший её, получал галочку верификации профиля, видел в два раза меньше рекламы и мог публиковать длинные фото и видео.
Последняя фишка в том числе призвана переманить создателей контента с YouTube, предложив им на 10% увеличенную долю монетизации. Правило с галочкой коснулось и брендов — ранее верифицированные аккаунты обязывались оплачивать подписку для сохранения значка рядом с именем. Во избежание путаницы внедрили систему с ярлыками Official. Они отображались в подтверждённых профилях, чтобы отличать их от простых подписчиков Twitter Blue. А за имитацию чужой учётной записи Илон ввёл пожизненный бан.
Но ответные меры были приняты слишком поздно. Волна поддельных профилей компаний и знаменитостей нанесла значительный репутационный и финансовый урон их настоящим держателям. К примеру, фейковый аккаунт фармацевтического бренда Eli Lilly & Company выпустил твит с заявлением «Теперь инсулин раздаётся бесплатно». В результате рыночная стоимость акций корпорации просела более чем на 20 долларов.
Проблемы возникли у Coca-Cola, Nestle, SpaceX и Tesla, а также многих актёров и известных личностей. В итоге выдачу подписок пришлось приостановить на неопределённый срок.
Беспорядок внутри компании
Как стало известно из внутренних источников, из-за поспешных сокращений персонала в управленческом аппарате Twitter случилась неразбериха. Сотрудники, сохранившие свою должность, не знали, кто ими руководит. Фактически штат раскололся: одна часть активно задействуется в проектах, лично курируемых Маском, остальные же сидят практически без дела. «При этом пара команд, занятых в его любимых проектах, вкалывает по 20 часов в день», — сообщил один из сотрудников.
Одновременно с этим долг Twitter перед банками вырос на 13 млрд долларов за две недели. Журналисты и эксперты не уверены, в чём конкретно заключается стратегия Илона Маска. Но пока что его попытки отбить затраты и нарастить прибыль в краткие сроки не увенчались успехом. Впрочем, и до продажи платформа не была финансово успешной. Сейчас, по заявлению предпринимателя, отток рекламодателей и существенная долговая нагрузка угрожают социальной сети банкротством. Но миллиардер делает всё возможное для стабилизации ситуации.