Ныне в интернете и не только есть мнение, что будёновка и шинель с «разговорами» на самом деле придуманы в царское время в качестве парадной формы для русской армии. Но так ли это?
В этой статье речь пойдёт о конкурсе, который и привёл к появлению всеми известной формы солдат РККА. А так же обсудим реалистичность и обоснованность ранее упомянутого мнения.
Всё началось с приказа Народного Комиссара по военным и морским делам №306 от 25 апреля 1918 года о создании временной комиссии по выработке формы обмундирования, в которую вошли художник В. Д. Баранов-Россине и братья Алексей и Николай Сучковы.
Далее Троцкий издал приказ №326 от 7 мая 1918 года:
При сем объявляется положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Предъявлены были следующие требования к проектам:
Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества.
Возможная дешевизна обмундирования должна служить общим стремлением при выборе материала для проектируемых форм. Материал обмундирования должен быть избран из наиболее практичных сортов, приспособленных к продолжительному хранению и массовой выработке при современной технике русской промышленности.
Обмундирование должно быть приспособлено к временам года, доставлять носящему его наилучшие гигиенические условия, предохранять от простуды и не затруднять кровообращения и дыхания.
Формы обмундирования не должны заключать в себе каких-либо особо ярких по цвету и резких демаскирующих линий.
Защитный цвет формы избирается путём отдельного, не входящего в конкурс, оптически-лабораторного исследования.
Сразу стоит обратить внимание на то, что в требованиях указано, что форма должна отличаться от старых образцов, то есть уже на этом этапе отметается легенда о якобы царской парадной форме лежащей на складах, которую скопировали, а то и просто изъяли и приспособили для своих нужд большевики. Ибо заказ был на новую форму и вдобавок отличную от старых, царских образцов.
Правила конкурса установлены были следующие:
Проекты должны предоставляться по форме достаточно чёткими и ясными, с небольшими чертежами, указаниями и, желательно с рисунками в красках, табелями ростов и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнительность предоставляемых проектов.
Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах или обложках, с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о представленных проектах.
Последний день подачи, присылки или, вообще поступлений проектов назначается на 10 июня 1918 года.
Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на Маскировочных курсах военных сооружений Р.-К.К.Армии (Москва, Поварская угол Молчановки, здание 5-й гимназии).
За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных частей его (одеяния, обуви, снаряжения или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, Народным комиссариатом по военным делам уплачивается представителю проекта четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей.
Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей.
Далее 21 мая 1918 г. приказом Народного Комиссара по военным делам №380 было создано жюри конкурса.
Полного списка тех, кто в нём участвовал, пока нет, но есть информация, что в нём принимали участие В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Г. Аркадьевский и М.Д. Езучевский.
Причём известно, какие конкретно эскизы предъявил Борис Кустодиев и Михаил Езучевский. Так на одном эскизе Кустодиева имеется подпись: «летняя, лагерная и походная» этот комплект состоит из укороченных брюк, гольф и в некоторой степени американезированной шляпы. В другом варианте: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Имеется образец и осенне-зимней формы: короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка. Что-то такое англо-американское специфичное, но ещё ничего. Кто-то вообще предложил форму по мотивам времён наполеоновских войн с кивером, аксельбантом, высокими узкими сапогами и вдобавок с султаном на шлеме.
Впрочем, были образцы и попрактичнее, лёгшие в основу будущей формы РККА. Так на одном эскизе выше (по соседству с проектом формы в стиле XIX века) мы видим форму, состоящую из шляпы с гимнастёркой имеющей застёжки, так называемые «разговоры», которые впоследствии приживутся.
Надо отметить, что эскизы некоторых образцов сохранились благодаря фотографу комиссии З.З. Виноградову, представленные чёрно-белые фотографии эскизов это, как раз его работа.
Интересно, что большинство художников, предлагая самые необычные варианты одежды, одевали красноармейцев в лапти хоть и кожаные, связано это было с тем, что в такое сложное для страны время о сапогах, выпускаемых в достаточном количестве, мечтать не приходилось.
Конкурс очень сильно затянулся, продолжаясь вплоть до зимы, из-за большого количества предоставленных проектов.
Консультант по военному костюму Российской государственной библиотеки искусств Кирилл Цыплёнков заявляет, что именно М.Д. Езучевский внёс решающий вклад в образ «стрелецких кафтанов» и «богатырской шапки». Это обстоятельство по его словам, подтверждается документом в виде прямого упоминания данного факта со стороны М.В. Акимова – председателя комитета по выработке форм обмундирования. Это также подтверждается самими эскизами, в которых особенно явно видется будущая будёновка, что, кстати, полностью опровергает слухи о том, что её автором был Васнецов. Впрочем, окончательный вариант формы представлял собой комбинацию нескольких проектов или же совместную доработку. Ибо визуально итоговый вариант, принятой на снабжение формы, всё же несколько отличается от эскизов поданных Езучевским. Сама «будёновка» является ни чем иным как головным убором, созданным по мотивам шлемов русских ратников. Как раз в рамках правил конкурса.
И 18 декабря 1918 года выходит следующее постановление:
По докладу председателя комиссии по выработке форм обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 17 сего декабря за № 113 с приложением доклада Специального отдела Комиссии за № 42:
а) Утвердить представленный Специальным отделом тип головного убора…
б) Поручить Комиссии составление приказа с приложением подробных описаний, чертежей, рисунков и лекал.
в) Заказать распоряжением Комиссии через Главное военно-хозяйственное управление первую партию в 4000 штук головных уборов для передачи в части войск по выбору и распоряжению Реввоенсовета.
ОПИСАНИЕ ГОЛОВНОГО УБОРА ДЛЯ Р.-К. КРАСНОЙ АРМИИ
Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося к верху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинакового размера кусков мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причём вершина колпака делается притуплённой. В вершину колпака во внутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около 2 сантиметров.
Спереди к колпаку головного убора симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращённая острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишнёвого цвета.
16 января 1919 года приказом РВСР №116 были объявлены утверждённые образцы зимнего головного убора, а также нарукавных знаков различия командного состава и расцветка петлиц по родам войск.
Зимним головным убором утверждался «шлем» защитного цвета для всех родов войск, он имел спускавшиеся отвороты, защищавшие уши и шею от ветра и холода. Концы отворотов застёгивались у подбородка. Форма «шлема» сферо-коническая с простроченным мягким козырьком. Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда с цветом по роду войск.
А к 8 апреля 1919 г. приказом №628 введены первые предметы единого обмундирования для РККА: новый головной убор (головной убор, установленный приказом №116, был отменён), шинель (в приказе пехотные и кавалерийские шинели фигурируют как «кафтан»), летняя рубаха и кожаные лапти.
С этого и началась история всем известной будёновки, да и формы в целом.
Насчёт именований точно известно, что кроме как «головной убор» её в 1920х ещё называли «шлем» и «зимний шлем». Также есть информация из разных источников, что неофициально поначалу именовали «богатырка», а затем «фрунзовка», но насколько она соответствует действительности не совсем ясно.
А, что там, у альтернативной точки зрения? Кто-то говорит, что форма была разработана для парада в Берлине или Константинополе в 1917 г., у кого-то её разработали в 1915 г. Встречалось утверждение, что её выпуск якобы заказали Великобритании, другие говорят о выпуске на родине. Но ничего из вышеизложенного не находит документального подтверждения. Да и зачем? Ведь незадолго до войны в 1907-1909 годах появилась новая парадная форма. А в 1913 г. эта форма прошла адаптацию к комбинированному ношению с предметами походного обмундирования, получив, тем самым упрощённый вариант для случая массового применения. Насчёт той горе-реконструкции из Ратной палаты, фотографии, которой предъявляют в качестве аргумента, то её там уже нет, убрали ввиду фейковости.