Найти тему
Подвал Истории

LI. Двор переезжает в Версаль, а де Ментенон принимает неизбежное

Следующим летом Людовик XIV официально назначил Версаль резиденцией своего двора и правительства. 6 мая 1682 года король покинул замок Месье Сен-Клу, чтобы обосноваться в Версале, где «он хотел бы остаться надолго, хотя там все еще полно каменщиков», писал маркиз де Сурш.

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция.

Несмотря на присутствие каменщиков и штукатуров, огорчавших знатных дам, расположение апартаментов в новой официальной резиденции многое говорило о нынешнем состоянии его отношений. Комнаты Франсуазы, например, имели двойственный статус, весьма похожий на ее собственное двойственное положение.

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Луи XIV – Дидье Сандр.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Луи XIV – Дидье Сандр.

У королевы Марии-Терезы были огромные и великолепные комнаты на южной стороне центрального блока Партер-дю-Миди. Дофин и Дофина тоже были на королевском этаже, последняя раздражала короля своим ворчанием на строителей. Атенаис, все еще теоретически титулованная любовница, имела четыре основные комнаты на одном этаже с видом на Королевский двор.

 Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников
Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников

Множество придворных томилось наверху в тесноте, занимая то, что теперь можно было бы назвать чердачными комнатками, вынужденные делить общую кухню где-то далеко, даже если у них были свои уборные: близость к государю предпочиталась просторной жизни.

Но жилье Франсуазы не подпадало ни под одну из категорий. У нее было несколько квадратных комнат, выходивших на север и не очень хорошо отапливаемых (она страдала от холода, с начинающимся артритом, и любила уютный Ментенон за его теплоту). Будуар, в котором находилось кресло-туалет, был так мал и крайне неудобен: наполнять и опорожнять медную ванну тоже было непростой задачей.

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Франсуаза де Ментенон — Доминик Блан.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Франсуаза де Ментенон — Доминик Блан.

Крошечная деревянная лестница вела на площадку, где верная служанка Франсуазы Нанон Бальбьен, ее компаньонка еще со времен Скаррона, держала гардероб Франсуазы в единственном шкафу.

Окна действительно выходили на окна Атенаис, но между двумя комнатами не было никакого сравнения: одна демонстрировала роскошь, другая – скромность (сегодня эти апартаменты, занимаемые мадам де Ментенон в течение тридцати лет с некоторыми изменениями и приспособлениями, до сих пор кажутся убогими).

Замок Ментенон. Из открытых источников
Замок Ментенон. Из открытых источников

Еще в августе 1682 года Франсуаза все еще старалась отделиться от положения, которое раньше занимала Атенаис.

«Говорят, что я хочу занять ее место, — написала она мадам де Бринон с присущей ей чуткостью к сплетням о своей репутации. — Они не понимают моей отдаленности от такого общения (секса) и той отдаленности, которую я хочу внушить королю».

Битва за спасение короля еще не была выиграна: раньше ходили слухи о его флирте с довольно молодыми женщинами. Франсуаза, очевидно, имела в виду предостережение в «Карте любви» Мадлен де Скюдери по поводу быстротечной Реки Склонности, которая впадала в Море Опасностей. По её словам, её целью было стать «лучшим другом» Людовика.

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Франсуаза де Ментенон — Доминик Блан.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Франсуаза де Ментенон — Доминик Блан.

Однако есть свидетельства того, что вскоре после того, как Франсуаза написала эти слова, она решила, что долг лучшей подруги по отношению к Людовику XIV, к сожалению, включает в себя необходимость спать с ним, чтобы помешать другим, более легкомысленным, менее религиозно ориентированным женщинам делать это без чистых мотивов, которые были у нее.

Она, конечно, не говорила так про себя: шестью годами раньше Франсуаза критиковала духовника короля отца Лашеза за то, что он довольствовался «полуобращением», и заметила графине де Сен-Жеран, что «атмосфера при дворе портит самую чистую добродетель и смягчает самую суровую». Теперь она сама смягчилась.

Много позже Франсуаза смогла оглянуться назад с большей отстраненностью и сказать своему доверенному секретарю Мари-Жанне д'Омаль, что король «искал бы свои удовольствия в другом месте, если бы не нашел их у нее».

Кадр из канадско-французского сериала "Версаль" 2015–2018 г. В роли королевы Элиза Ласовски.
Кадр из канадско-французского сериала "Версаль" 2015–2018 г. В роли королевы Элиза Ласовски.

Ее взгляд на Марию-Терезу был в том же духе: королева была святой, но «не очень умной», поскольку она всегда молилась, когда король нуждался в ней.

И тогда Франсуаза не могла заставить себя быть щедрой по отношению к своей эффектной предшественнице. Что-то в прежней пренебрежительности все еще вызывало раздражение: Атенаис, как писала Франсуаза в мае 1681 года, «ещё толще», чем когда ее видели в последний раз.

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Атенаис де Монтеспан — Валентайн Варела.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Атенаис де Монтеспан — Валентайн Варела.

Таким образом, в сексуальных отношениях Людовика XIV и мадам де Ментенон с самого начала было что-то мрачное: необходимость для двух людей среднего возраста, но с совершенно противоположной точкой зрения. Для Людовика это была страсть, с которой он не мог справиться, для Франсуазы — страсть, которую она должна была терпеть ради высшего блага.

Для Людовика XIV не было стремления к завоеваниям, как с Луизой, не было безудержной страсти, как с Атенаис, не было возрождения юности, как с Анжеликой. Каким бы ни был сексуальный опыт Франсуазы со Скарроном, двадцатью пятью годами ранее он не давал ей высокого мнения о мужчинах именно в этом отношении. Как преобладали над ними их физические побуждения!

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Франсуаза де Ментенон — Доминик Блан, Луи XIV – Дидье Сандр.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Франсуаза де Ментенон — Доминик Блан, Луи XIV – Дидье Сандр.

Как она размышляла много лет спустя: «Мужчины, если ими не руководит страсть, не бывают нежны в своей дружбе». Мадам Настоящее, напротив, специализировалась на нежной дружбе, в которой физическая страсть не играла никакой роли.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: