Найти в Дзене

О некоторых "бесстыдных" афоризмах о творчестве.

фото автора
фото автора

"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…", – так из-под лёгкого пера А. Ахматовой "вылетел" один из популярнейших афоризмов о творчестве. Он был бы правдой, если бы этим суждением "по себе" не объясняли творческий процесс как таковой. Так недавно его привела в пример уникальности уже композиторского творчества одна известная пианистка, утверждая при этом, что любое композиторское творчество не сравнимо с исполнительским именно умением "превращать" звуки мирозданья в ноты"(?!). Казалось бы, представители творческой сферы должны понимать разницу между тем, из каких источников исходят творения гениев (истинно, из сокровенных гармоний, ритмов и Мысли Мирозданья), и тех бесчисленных "шедевров", заданных трендами, коими наполнены и книжные, и нотные, и иные хранилища творческих "продуктов".

Подобные высказывания очень любят использовать для инициирования дискуссий. Тем более, что такие сферы, как искусство, творчество считаются чем-то далёким от научности – то есть принципиально противостоящим всякой твёрдой основе знания! Мол, что убедительнее, то и истинно... И действительно, в гуманитарной сфере, и особенно касающейся творчества, накопилось множество многословного и яркого "пустомыслия". Как сказал об этом действительно выдающийся литератор Э.Т.А. Гофман, "слова, тщетно пытающиеся стать мыслью".

К счастью, "времена меняются". И оценки творчества, надеемся, сравнительно скоро смогут опираться не только на эстетические идеалы, доминирующие в общественном сознании и в заинтересованных сферах, но на показания будущих приборов для измерения этих на сегодня "эфемерных" реалий творчества. Да, звучит не очень "гуманитарно", но что делать, если критерии красоты, тонкости и благородства идей и форм изгнаны из критериальной базы творчества. Остаётся "твёрдое" знание науки, основанное на измерениях.

Почему бы и не измерить: уровень вибраций мысли в творении, уровень явленных в форме ритмов. И, главное, сопоставить их с вибрациями энергий сначала творений, "проверенных" столетиями. А затем, когда наука "доберётся" до энергий более тонких Планов – и с вибрациями Мысли пространственной. Почему нет, если словосочетания "слышать звуки мирозданья" постоянно звучит в применении к творчеству.

А что можно уже сегодня, так это "измерить" состояние коллективной энергии слушательской аудитории после того или иного исполнения – музыки, стихов (прозы), танца и т.п.

Но аппарат психической энергии – всегда во владении каждого человека. Именно психической энергией мы реагируем и оцениваем. Ложность утверждения "о вкусах не спорят" состоит не в том, что о вкусах спорить не следует, это как раз истинно. А в том, что эта относительность принимается в оценочном смысле. И это вредное заблуждение.

Иерархия уровней идей, красоты и возвышенности форм существует. Вершина Красоты и Мысли – в несказанных Высотах Бытия, которое одновременно и высота Сознания.

Качество творчества оценивается и по свето-тени. Талантливого тёмного, разлагающего психическую энергию людей творчества, очень-очень много.

Наш Мир во всех его нынешних проблемах и язвах – во многом следствие тёмного воображения, убогой себялюбивой мысли, бескрылого воображения.

Не следует абсолютизировать ценность творчества как такового. Гениальных творцов музыки, поэзии и прозы, танца, живописи, скульптуры... единицы на многие миллионы.

Талантливого, при этом светлого творчества больше, но тоже немного. Могло бы быть больше, талант – не редкость, в отличие от гениальности, укоренённой в духе. Но талантливость сейчас затемнена, и в этом проблема современности.

Поэтому даже считающаяся бесспорной формула "Читать полезно" тоже требует уточнения. Есть множество книг, приносящих огромный вред множествам сознаний, при этом считающихся интересными, талантливыми модными.

Полезно читать только светлые и глубокие талантливые произведения, от которых просветляется мысль, пробуждаются и укрепляются силы духа, растёт человеческая окрылённость. Тот же принцип применим ко всем видам искусства.

Наше время больно грубостью, поэтому благом принято считать творчество как таковое, а творчество яркое, будоражащее, уже считается талантливым и рекомендуется.

Но вековая мудрость и культура утверждают иное. Именно, надо уберечься и главное уберечь детей от грубости – особенно от грубости в искусстве.

Что касается приведённого в начале статьи афоризма А. Ахматовой о росте стихов из сора, "не ведая стыда", то оставим откровения поэтессы с нею, пожелав этому духу дальнейшего роста в Мире Света.

Но истины о творчестве надо постигать, изучая совсем иные источники, учась у великих, тех, кто творили на земле, уже будучи приобщёнными к Мирам Высшим.

«…Акт творения можно объяснить более тесной связью творящей души с Высшим Миром; души, устремления которых осуществляются в пределах Сверхразумного, обладают большей силой…;.. а столь большую силу эти души обрели потому, что неразрывно связаны с высшим миром; стало быть эта сила творит и сотворенные вещи собираются вокруг нее…» (Плотин, Эннеада IV.3.6).

«Лишь созерцая прекрасное тем, чем его и надлежит созерцать, он сумеет родить не призраки добродетели, а добродетель истинную, потому что постигает он истину, а не призрак...» (Платон).