Найти в Дзене

«Малый ключ Соломона»: памятник христианской демонологии

Оглавление

«Малый ключ Соломона», или «Lemegeton Clavicula Salomonis» - знаменитый литературный памятник христианской демонологии, описывающий способы призыва и иерархию демонов. Сама книга раннее представляла из себя сборник из нескольких обособленных работ. Её единый вид был окончательно оформлен Артуром Эдвардом Уэйтом в конце XIX века и тогда же в своём законченном варианте начал массово распространяться по Европе. 

«Книга церемониальной магии», Артур Эдвар Уйэт, фрагмент обложки
«Книга церемониальной магии», Артур Эдвар Уйэт, фрагмент обложки

ТЁМНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

Сожжение ведьмы, гравюра XVI века
Сожжение ведьмы, гравюра XVI века

«Малый ключ Соломона» - глубоко христианское произведение, важнейшее из всех существующих в западной (европейской) магической традиции. Исходя из этого оно представляет собой выражение западных демонологических представлений о мире. Для сравнения: православная церковь традиционно делает акцент на смирении и борьбе с душевными страстями, в то время как католическая церковь (и ряд других западно-христианских ответвлений) фокусируется на борьбе дьяволом. И в этой борьбе есть две стороны медали: у кого-то с дьяволом идёт непримиримое столкновение, а кто-то с ним активно сотрудничает (например, ведьмы). «Lemegeton» - это вторая сторона медали, темное выражение христианских представлений о мире, в котором отступивший от бога колдун способен вызвать и подчинить демонов, дарующих все блага этого мира. Книга же представляет для него ценность, поскольку содержит в себе правила и способы их вызова.

ИСТОРИЯ КНИГИ

С магическими текстами, к сожалению, всегда возникает путаница. Для историков они не представляют большого интереса, а у отдельных исследователей-энтузиастов зачастую не хватает ресурсов, чтобы провести полномасштабное исследование. Поэтому на данный момент в вопросе истории «Малого ключа Соломона» мы можем опираться на скудные и разрозненные данные из открытых источников.

Генрих Корнелий Агриппа, обложка трактата «О неопределённости и суетности всех наук и искусств», 1531
Генрих Корнелий Агриппа, обложка трактата «О неопределённости и суетности всех наук и искусств», 1531

Как и было упомянуто ранее, «Lemegeton» изначально не являлся единым произведением, а состоял из нескольких обособленных частей. Наиболее ранние его фрагменты можно найти у Корнелия Агриппы в работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств», изданной в 1531 году в Париже. В ней автор упоминает три части гримуара: «Арс Алмадель», «Арс Паулина» и «Арс Нотория». Этот перечень позднее повторят ученик Агриппы, Иоганн Вейер («Об обманах демонов», 1563) и Реджинальд Скот («Открытие колдовства», 1584). 

Первое полноценное издание «Лемегетона» вышло в свет в 1898 году в работе Артура Уэйта «Книга Чёрной магии и Договоров», в которой автор привёл отдельные места из трактатов «Гоетия», «Арс Алмадель» и «Арс Паулина». Однако, по мнению исследователя магических текстов Джозефа Петерсона, это издание не заслуживает доверия: 

"К сожалению, книга Уэйта грешит большим количеством неточностей. Его транскрипция и рисунки не заслуживают доверия, а его переводы часто вводят в заблуждение и не точны. Создается впечатление, что Уэйт хотел представить самые худшие примеры, какие только можно было найти в магических текстах, чтобы подорвать доверие к ним", - комментарий Петерсона. 

В 2001 году исследователь осуществил первое критическое издание полного текста «Малого ключа Соломона».

СОДЕРЖАНИЕ «МАЛОГО КЛЮЧА СОЛОМОНА»

Буэр, десятый демон «Гоэтии»
Буэр, десятый демон «Гоэтии»

Дошедшая до нашего времени версия книги состоит из пяти частей:

  • «Гоетия» содержит описания 72 демонов: их внешний облик, чем демоны могут быть полезны, какими демоническими силами командуют и какое занимают положение в иерархии. Также в этой части гримуара приводятся подробные инструкции по вызову перечисленных духов и способы подчинения демона в случае его неповиновения.
  • «Теургия Гоетия» содержит описание иерархии сонма духов воздуха, призываемых из разных частей света. В отличие от демонов «Гоетии» духи этой части гримуара не имеют индивидуальных особенностей и имеют смешанную натуру (злую и добрую).
  • «Арс Алмадель» названа в честь арабского мага Алмаделя и содержит описание квадратной пластины из воска. На неё нанесены имена бога и магические фигуры, которые служат для вызова описанных в трактате ангелов, обитающих в одном из четырёх зодиакальных миров.
  • «Арс Паулина» состоит из двух частей. В первой части приводятся имена ангелов, управляющих дневными и ночными часами каждого дня, указывается, какие из духов находятся у них в подчинении, даются рекомендации по составлению печатей ангелов и приводятся рекомендации по вызову этих духов. Вторая часть посвящена ангелам знаков зодиака и зодиакальных градусов, которые именуются гениями человека, в ней также приводятся магические печати и инструкция по вызову гения, ангела-хранителя.
  • «Арс Нотория» содержит переполненные магическими именами древние воззвания к Богу, целью которых является получение различной поддержки и помощи: «О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром — подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь».

Вот такой получился обзор. Если Вам нравится или есть что возразить, - пишите комментарии, обсудим вместе. Далее планируется статья по «Большому ключу Соломона» и другой магической литературе.