«Малый ключ Соломона», или «Lemegeton Clavicula Salomonis» - знаменитый литературный памятник христианской демонологии, описывающий способы призыва и иерархию демонов. Сама книга раннее представляла из себя сборник из нескольких обособленных работ. Её единый вид был окончательно оформлен Артуром Эдвардом Уэйтом в конце XIX века и тогда же в своём законченном варианте начал массово распространяться по Европе.
ТЁМНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Малый ключ Соломона» - глубоко христианское произведение, важнейшее из всех существующих в западной (европейской) магической традиции. Исходя из этого оно представляет собой выражение западных демонологических представлений о мире. Для сравнения: православная церковь традиционно делает акцент на смирении и борьбе с душевными страстями, в то время как католическая церковь (и ряд других западно-христианских ответвлений) фокусируется на борьбе дьяволом. И в этой борьбе есть две стороны медали: у кого-то с дьяволом идёт непримиримое столкновение, а кто-то с ним активно сотрудничает (например, ведьмы). «Lemegeton» - это вторая сторона медали, темное выражение христианских представлений о мире, в котором отступивший от бога колдун способен вызвать и подчинить демонов, дарующих все блага этого мира. Книга же представляет для него ценность, поскольку содержит в себе правила и способы их вызова.
ИСТОРИЯ КНИГИ
С магическими текстами, к сожалению, всегда возникает путаница. Для историков они не представляют большого интереса, а у отдельных исследователей-энтузиастов зачастую не хватает ресурсов, чтобы провести полномасштабное исследование. Поэтому на данный момент в вопросе истории «Малого ключа Соломона» мы можем опираться на скудные и разрозненные данные из открытых источников.
Как и было упомянуто ранее, «Lemegeton» изначально не являлся единым произведением, а состоял из нескольких обособленных частей. Наиболее ранние его фрагменты можно найти у Корнелия Агриппы в работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств», изданной в 1531 году в Париже. В ней автор упоминает три части гримуара: «Арс Алмадель», «Арс Паулина» и «Арс Нотория». Этот перечень позднее повторят ученик Агриппы, Иоганн Вейер («Об обманах демонов», 1563) и Реджинальд Скот («Открытие колдовства», 1584).
Первое полноценное издание «Лемегетона» вышло в свет в 1898 году в работе Артура Уэйта «Книга Чёрной магии и Договоров», в которой автор привёл отдельные места из трактатов «Гоетия», «Арс Алмадель» и «Арс Паулина». Однако, по мнению исследователя магических текстов Джозефа Петерсона, это издание не заслуживает доверия:
"К сожалению, книга Уэйта грешит большим количеством неточностей. Его транскрипция и рисунки не заслуживают доверия, а его переводы часто вводят в заблуждение и не точны. Создается впечатление, что Уэйт хотел представить самые худшие примеры, какие только можно было найти в магических текстах, чтобы подорвать доверие к ним", - комментарий Петерсона.
В 2001 году исследователь осуществил первое критическое издание полного текста «Малого ключа Соломона».
СОДЕРЖАНИЕ «МАЛОГО КЛЮЧА СОЛОМОНА»
Дошедшая до нашего времени версия книги состоит из пяти частей:
- «Гоетия» содержит описания 72 демонов: их внешний облик, чем демоны могут быть полезны, какими демоническими силами командуют и какое занимают положение в иерархии. Также в этой части гримуара приводятся подробные инструкции по вызову перечисленных духов и способы подчинения демона в случае его неповиновения.
- «Теургия Гоетия» содержит описание иерархии сонма духов воздуха, призываемых из разных частей света. В отличие от демонов «Гоетии» духи этой части гримуара не имеют индивидуальных особенностей и имеют смешанную натуру (злую и добрую).
- «Арс Алмадель» названа в честь арабского мага Алмаделя и содержит описание квадратной пластины из воска. На неё нанесены имена бога и магические фигуры, которые служат для вызова описанных в трактате ангелов, обитающих в одном из четырёх зодиакальных миров.
- «Арс Паулина» состоит из двух частей. В первой части приводятся имена ангелов, управляющих дневными и ночными часами каждого дня, указывается, какие из духов находятся у них в подчинении, даются рекомендации по составлению печатей ангелов и приводятся рекомендации по вызову этих духов. Вторая часть посвящена ангелам знаков зодиака и зодиакальных градусов, которые именуются гениями человека, в ней также приводятся магические печати и инструкция по вызову гения, ангела-хранителя.
- «Арс Нотория» содержит переполненные магическими именами древние воззвания к Богу, целью которых является получение различной поддержки и помощи: «О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром — подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь».
Вот такой получился обзор. Если Вам нравится или есть что возразить, - пишите комментарии, обсудим вместе. Далее планируется статья по «Большому ключу Соломона» и другой магической литературе.