Найти тему
Строительный мир

О планах масштабной трансформации Санкт-Петербургского железнодорожного узла

Строительство Северо-Восточного и Юго-Западного железнодорожных обходов (СВЖО и ЮЗЖО) является одним из пунктов плана масштабной трансформации Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Создание двух полуколец в первую очередь направлено на изменение маршрутов грузовых потоков, направляющихся к портам Балтийского моря.

В то же время внедрение этих новых двух элементов транспортной сети подразумевает выведение транзитного грузового движения за пределы исторической части Санкт-Петербурга, а значит — проекты СВЖО и ЮЗЖО оказывают влияние на изменение транспортной инфраструктуры и в самом городе.

В этой статье мы разберемся, что из себя представляют полукольца, как их строительство связано с вводом нового вида общественного транспорта для Санкт-Петербурга — городских электричек, а также, какими экономическими соображениями продиктовано стремление перенаправить грузопотоки к портам Балтийского моря. Данный материал подготовлен Генеральным директором АО «Трансэнерком» Олегом Шевцовым.

© OpenStreetMap / CC BY-SA 2.0 (Железнодорожные линии Санкт-Петербурга на карте)
© OpenStreetMap / CC BY-SA 2.0 (Железнодорожные линии Санкт-Петербурга на карте)

Изначально проекты СВЖО и ЮЗЖО должны были способствовать тому, чтобы грузовое транзитное движение было выведено за пределы Санкт-Петербурга, по крайней мере, исторической части города. Эти планы — передать нагрузку от существующих транзитных линий внутри города новым магистралям — изложены в «Концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле», утвержденной правлением ОАО «РЖД» в апреле 2020 года.

В этой концепции были обозначены базовые параметры проектов. СВЖО должен был обеспечить двухпутное движение на участке Орехово – Павлово-на-Неве (протяженность 85 км), а ЮЗЖО предполагал однопутное движение на участке Владимирская – Бронка (74 км). С момента принятия концепции проекты по строительству СВЖО и ЮЗЖО встроились в серию инфраструктурных преобразований, которые планировалось реализовать до 2030 года.

© ОАО «РЖД» / rzd.ru
© ОАО «РЖД» / rzd.ru

Логично, что, если новые полукольца снимают нагрузку грузопотоков с железнодорожной сети внутри Санкт-Петербурга, это освобождает ресурсы для реализации других инфраструктурных инициатив, связанных не с грузовыми, а с пассажирскими перевозками. И такой проект есть и занимает важное место в концепции развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла — речь идет об интеграции метрополитена с городскими электричками, которые планировалось впервые запустить в Санкт-Петербурге. По условиям этого проекта, пригородные маршруты электричек соединяются с пятью линиями метро и образуют неразрывную транспортную сеть. А ее «точками силы» должны стать девять транспортно-пересадочных узлов.

В то же время экспертное железнодорожное сообщество, включая высшее руководство РЖД, изначально рассматривало СВЖО и ЮЗЖО не только как помощь в разгрузке городской транспортной сети, но также и как стратегически важные магистрали для прямой доставки грузов в порты, находящиеся на северном и южном берегах Финского залива.

Главным преимуществом новых транспортных маршрутов является их обособленность от городской ж/д сети, что серьезно ускоряет и упрощает логистику для грузоперевозчиков. Те пути, которые сейчас используются для доставки грузов к этим портам, пролегают через жилые районы города, что существенно снижает их пропускную способность.

© Ssr / CC BY-SA 3.0 (Станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, 2017 г.)
© Ssr / CC BY-SA 3.0 (Станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, 2017 г.)

Можно выделить более конкретные цели каждого проекта. ЮЗЖО нацелен на доставку грузов в порт Усть-Луг и терминалы в бухте Батарейная и Бронке. В свою очередь, СВЖО связывает логистические магистрали с портами Приморск и Высоцк.

Необходимо подчеркнуть, что РЖД по-прежнему заинтересована развивать ж/д узел на всей территории Северо-Западного региона, и временное снижение грузооборота в портах Балтийского моря не является основанием для пересмотра стратегии.

Учитывая вышесказанное, можно дать следующие прогнозы по срокам завершения строительства. СВЖО может быть готов уже к 2025 году, в то время как ЮЗЖО будет сдан в эксплуатацию ближе к 2030 году.