Австрийский художник Ханс Зацка, как мы уже поняли, не был французом, но его творчество так тяготеет к французской салонной живописи.
Художник родился в 1859 году и дожил аж до конца Второй мировой войны. На его век пришлось множество трагических событий, но в искусстве Ханса сквозила лишь легкость и романтика.
Кстати, изначально художник специализировался на религиозной росписи. Не трудно догадаться, что его переход к эротике воспринялся общественностью негативно. Хотя с эротикой так всегда. Сейчас, спустя годы и эпохи, мы спокойно воспринимаем эстетику Зацки, видим в ней утонченность, красоту, отражение эпохи – стилевое и вещественное.
Конечно, изучать историю по его зарисовкам нельзя, но любое искусство прошлого что-то да расскажет об этом прошлом. Например, о пробуждении чувственности и острой потребности о ней говорить.
Должно быть, в истории искусства нет более пикантной серии, чем «Вид в замочную скважину», которую Зацка создавал под конец 19 века. Вся серия построена на единой композиции, а зритель выступает в роли человека, подглядывающего в замочную скважину за прелестными дамами. Все они, разумеется, эротического содержания.
И каждый раз перед нами феерия этакого интимного портрета. Девушки готовятся ко сну, по полу разлетаются ленты и кружева, они остаются в белье или вовсе без него. Утром от них сквозит уютной сонной привлекательностью, вечером – распыляющим и томным желанием.
Большинство героинь «не подозревают», что за ними кто-то наблюдает, они заняты собой и своими делами –такой посыл явно добавляет остроты просмотру. Есть варианты картин, где девушка смотрит прямо на зрителя, словно слышит шум за дверью, догадывается, или даже знает, что там кто-то есть. А может, это часть игры? Или сделки?
Сложно сказать, как такие работы воспринимала Европа 19 века. В зависимости от свободы взглядов и убеждений, вероятно, были и поклонники, и явные противники Зацки и его слишком откровенной серии дамских портретов.